Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
27 марта 2020, 17:30 • В мире

Пандемия лишает Америку продовольствия

Пандемия лишает Америку продовольствия
@ Alex Milan Tracy/Reuters

Tекст: Виктория Никифорова

Пустые полки магазинов, бесконечные очереди к кассам, нехватка лекарств, продуктов питания и предметов первой необходимости – нет, это не «ужасы социализма». Это сегодняшняя реальность американских мегаполисов, охваченных коронавирусом. Пандемия вскрыла доселе скрытые слабости американского общества – в том числе то, что касается снабжения обыкновенной едой.

«Панический шопинг» прошелся по всем странам, где была объявлена чрезвычайная ситуация с коронавирусом. Кто запасался продуктами, чтобы безвыходно сидеть в карантине, кто сметал все с полок, опасаясь безденежья и взлета цен на еду, а кто просто поддался массовой панике.

В США этот процесс шел от штата к штату. В начале марта эпичные кадры пустых полок стали поступать из Сиэтла, потом – из Калифорнии, к середине месяца эпидемия «панического шопинга» захлестнула Нью-Йорк. «Это ад какой-то», – описывали непривычный опыт американские потребители.

Очереди в продуктовые магазины начинались за квартал до входа, очереди к кассам растягивались на часы. Перепуганные всем увиденным покупатели начинали доверху загружать свои тележки, это видели новые покупатели, и вирус паники распространялся все дальше.

Сегодня соцсети переполнены видеороликами о том, как американцы дерутся из-за упаковок туалетной бумаги. А начиналось все это безумие с абсолютной ерунды. Спусковым крючком для массовых бесконтрольных закупок становился обычно дефицит какой-то мелочи – влажных салфеток или антисептика для рук. Испугавшись, что чего-то вдруг в магазине не хватает, люди начинали брать про запас все, что попадало под руку. Сначала с полок смели рис – аналог нашей гречки, сушеные бобы, арахисовую пасту, бутилированную воду и пресловутую туалетную бумагу. Покупатели, которым не хватило этих товаров, брали уже все, что могло сгодиться для долгосрочного хранения – консервы, макароны, лапшу быстрого приготовления, замороженные продукты.

Люди, на которых не хватило и этого, стали хватать просто все, что попадалось под руку. Как результат, полки гигантских супермаркетов опустели за считаные часы. Сыграла свою роль и система планирования товаров, которой придерживаются в крупных торговых сетях. Специальная компьютерная программа рассчитывает количество покупателей на каждый день года и прогнозирует количество и ассортимент товаров, которые понадобится выложить на прилавки.

В обычных обстоятельствах подобные алгоритмы работают хорошо, но форс-мажор они не учитывают. Магазины не создают запасов и работают по принципу одного дня. А паника на фоне коронавируса привела к тому, что спрос на рис в том же Нью-Йорке за считаные часы вырос на 50%, спрос на бобы – на 30%.

Главы крупнейших торговых сетей и поставщики уверяют публику, что реального дефицита нет. Людям нужно просто прекратить паниковать и вновь закупать продукты как обычно. Однако и покупателей можно понять: из каждого утюга разнообразные эксперты советуют сделать запасы продуктов и предметов первой необходимости минимум на две недели, а лучше – на несколько месяцев.

Некоторые товарные позиции удалось восстановить в прежнем объеме, но в продуктовых по-прежнему не хватает то одного, то другого. Сотрудники крупных магазинов рассказывают журналистам, как только что привезенную курятину расхватывают за несколько минут. Постоянно в дефиците макаронные изделия. Едва появившись на полках, исчезают яйца. То же самое – с мясом и рыбой.

По-прежнему в дефиците антисептики для рук, хотя их уже начали выпускать даже производители пива и водки. Постоянно не хватает туалетной бумаги.

В борьбе с дефицитом владельцы торговых сетей сократили часы работы магазинов – так у сотрудников остается больше времени, чтобы раскладывать новые товары по полкам – а также применили бессмертное советское правило «по две пачки в одни руки».

Ситуацию обостряет и то, что, сидя на карантине, люди становятся более склонными к спонтанным покупкам. Продуктовый магазин остается для них единственным оазисом, где можно погулять, посмотреть на людей и вспомнить «мирную» довирусную жизнь. А покупка всего побольше и про запас – это и способ снять стресс, и наивный ритуал, с помощью которого человек надеется повернуть все к лучшему. Поэтому аналитики уверены, что «панический шопинг» никуда не денется. Американцы будут все так же бесконтрольно затовариваться продуктами, а потом страдать от дефицита.

В принципе, США обеспечивают себя основными продуктами. Однако фермеры предупреждают о том, что вскоре страну может ожидать серьезная нехватка мяса. У них просто не хватает времени, чтобы выращивать кур и свиней в том темпе, которого вдруг потребовало население.

Еще одно слабое звено продовольственного снабжения в США – транспортные перевозки. Уже второй год в системе не хватает водителей фур и грузовиков. Требования к ним ужесточаются, найти водителей становится все труднее. Для обслуживания растущего спроса мощностей может не хватить.

Тяжелее всех приходится, пожалуй, работникам магазинов. В то время как большинство населения сидит на карантине, они каждый день подвергаются опасности заражения. Их постоянно окружают толпы обозленных на весь мир, агрессивных покупателей, которые впервые в жизни не могут найти в магазине то, что им нужно. Сотрудники постоянно просят владельцев обеспечить их медицинскими масками, но маски и перчатки в США тоже дефицит, их давно нет в свободной продаже.

Среди сотрудников крупных торговых сетей уже зафиксированы случаи заболевания COVID-19. Интересно, что судьба заболевших никого не волнует. Только что Конгресс в экстренном порядке принял закон об оплачиваемых больничных: глобальная эпидемия вынудила американские власти наконец-то принять эту элементарную меру соцзащиты.

Однако исключений в этом законе огромное количество. Во-первых, оплачивать отпуск по болезни должны только на фирмах с числом сотрудников меньше 500 человек. Значит, крупные торговые (типа Walmart) и ресторанные (типа McDonalds) сети под действие закона не попадают. Во-вторых, больничные оплачивают не всем, кто сидит на карантине (как это сделано, например, в России), а только тем, кто заболел. Тут тоже есть свой подвох.

У заболевшего сотрудника может не быть медстраховки. Значит, он не может ни пройти тест на коронавирус, ни получить справку от врача. А без этих документов работодатель вправе ничего ему не выплачивать.

Впрочем, даже если все документы в порядке, сотрудники магазинов и общепита жалуются, что хозяева все равно ставят их перед выбором – либо увольняться, либо ходить на работу с температурой. Некоторые пытаются взять отпуск за свой счет, но в американских условиях это рискованное предприятие. Журналисты интернет-портала Vox поговорили с 67-летней Крис, сотрудницей одного из крупнейших продуктовых магазинов Сиэтла.

Женщина понимает, что входит в группу риска COVID-19, поэтому попросила работодателя об отпуске за свой счет. Оплачиваемого бюллетеня ей не полагается, но Крис решила, что здоровье дороже, и решила отсидеться дома. Однако на нее часто находят сомнения. «Страх заставил меня сидеть дома и глядеть, как в конце месяца приходят все эти счета. Никаких дополнительных доходов у меня нет. Сбережений нет. Долг по карте – максимальный. Через неделю или две нужно будет платить за аренду квартиры. Я просто не знаю, что мне делать».

Проблемы торговых сетей США выявляют структурные проблемы американской экономики и соцзащиты. Это и хронический дефицит, о котором стараются говорить поменьше. И наплевательское отношение работодателей к здоровью сотрудников. И цинизм, с которым владельцы торговых сетей отказываются закрывать магазины даже после того, как у продавцов подтверждается коронавирус: ведь «панический шопинг» приносит им неслыханные прибыли. COVID-19 только обострил эти хронические проблемы.

..............