Взгляд
23 октября, среда  |  Последнее обновление — 21:12  |  vz.ru
Разделы

В Чили закончился главный миф советских либералов

Андрей Манчук, политолог
Никто не понимает, отчего в Чили разгорелась маленькая гражданская война – не из-за повышения же цен на проезд в метро. Во-первых, и из-за повышения тоже. А во-вторых и в-главных – это следствие неолиберальной политики чилийского правительства. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Водительскую взаимовыручку мы потеряли вместе с СССР

Иван Соловьев, д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ
В советское время, к которому так модно сегодня апеллировать и по которому ностальгируют до оскомины, поморгать фарами встречным машинам о стоящем в кустах гаишнике с радаром считалось нормой. При этом ГАИ уважали гораздо больше, но боялись меньше. А сегодня? Подробности...
Обсуждение: 28 комментариев

Анонимность в интернете требует жертв

Виктория Федотова, журналист
То, что в Сети можно оставаться незамеченным, – заблуждение. За вами следят с того момента, как вы нажимаете кнопку «включить». И даже раньше – устройства прекрасно передают информацию и выключенными. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

    Дамбу прорвало в Красноярском крае

    Прорыв дамбы в Красноярском крае унес жизни 15 человек, столько же считаются пропавшими без вести. Трагедия произошла на технологическом водоеме золотодобывающей артели на реке Сейба
    Подробности...

    Представлен первый костюм для космических туристов

    Ричард Брэнсон, Virgin Galactic и Under Armour представили первый костюм для космических туристов. Комплект одежды включает в себя базовый слой одежды, основной костюм, специальную обувь, тренировочный комбинезон и куртку астронавта
    Подробности...
    Обсуждение: 14 комментариев

    Ким Чен Ын покорил священную гору на белом коне

    Северокорейский вождь Ким Чен Ын покорил священную гору Пэктусан (3 тысячи метров). Причем, как утверждает печать КНДР, вождь поднялся туда на белом коне. Его отец и дед тоже поднимались на гору, но только пешком
    Подробности...


        Российские шоферы рискуют оказаться зажатыми в тиски между ГИБДД и местными властями

        Российским водителям готовят ряд жестких мер

        Глава МВД Владимир Колокольцев сумел заинтриговать едва ли не каждого российского водителя, пообещав ряд «серьезных и жестких» мер для снижения смертности на дорогах. Если речь о том, чтобы ужесточить скоростной режим или полностью передать контроль за дорожными видеокамерами местным властям, то в Госдуме категорически против. А вот идея создания базы данных злостных нарушителей получила широкую поддержку. Подробности...
        Обсуждение: 118 комментариев
          НОВОСТЬ ЧАСА:США решили оставить военных в нефтеносных районах Сирии

          Главная тема


          Российский коррупционер привлек особое внимание США

          самая бедная


          Украина заняла последнее место в Европе по покупательной способности населения

          Ближний восток


          Европа уже не сможет зайти в Сирию с реющими флагами

          стратегический ракетоносец


          Восторг жителей ЮАР от приземления Ту-160 попал на видео

          Видео

          охота на «мамонтов»


          В российских тюрьмах изобрели новую схему обмана пользователей соцсетей

          сбой запуска ракеты


          Ядерный щит России потребовал проверки на прочность

          Розовский и Басилашвили


          Почему советская интеллигенция поддерживает противников России

          ближний восток


          Путин и Эрдоган решили курдский вопрос в пользу Сирии

          викторина


          Что вы знаете о русской водке?

          Ближе к небу


          Святослав Шевченко: Как выжить во время информационного апокалипсиса

          Информационные вбросы


          Василий Стоякин: Фейковая политика против реального мира

          Жертвы перестройки


          Сергей Мардан: Россиянам не удастся привить комплекс неполноценности

          на ваш взгляд


          Вы уверены в надежности «ядерного щита» России?

          Украинская идея «аграрной сверхдержавы» начинает трещать по швам

          На Украине много зерна – но продать его оказалось не так-то просто   23 сентября 2019, 10:16
          Фото: Сергей Аверин/РИА Новости
          Текст: Николай Стороженко

          Версия для печати  •
          В закладки  •
          Постоянная ссылка  •
            •
          Сообщить об ошибке  •

          Представления о том, что Украина способна разбогатеть только за счет торговли зерном, а промышленность ей не нужна, подверглись серьезному испытанию. Действительно, за последние годы страна ставит рекорд за рекордом по поставке на экспорт пшеницы и кукурузы. Однако внезапно выяснилось, что препятствием для дальнейших успехов на этом поприще стала деиндустриализация государства.

          Есть такая расхожая байка о ловле обезьян. Подробности разнятся (кувшины с узким горлом, выдолбленные изнутри и высушенные тыквы), но суть сводится к тому, что внутрь кладут что-то очень вкусное. Лапку всунуть можно, а вот кулачок с добычей достать – уже нет. И, конечно, не родилась ещё такая обезьяна, что выпустит добычу.

          Эта байка регулярно вспоминается на фоне новостей с Украины, которая с февраля 2016 года носит гордое звание аграрной сверхдержавы. Глава Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко в эфире украинского телевидения пожаловался на парадоксальную ситуацию. Украина может выращивать и отправлять на экспорт большие объёмы зерновых. Проблема в том, что до портов эти миллионы тонн рискуют не доехать: железная дорога заблокировала перевозки.

          Ещё бы не заблокировать. По словам транспортного эксперта Валерия Ткачёва, по состоянию на конец августа на путях находилось более 300 брошенных составов с различными грузами (до 15 тыс. вагонов), но в основном, конечно, с зерном или пустыми вагонами. Которые нечем довезти до арендаторов из-за жёсткого дефицита локомотивов. «Движение в сторону морских портов сильно затруднено. Такого количества брошенных составов не было по «Укрзализныце» уже много лет».  

          С момента оценки, конечно, прошёл почти месяц, но ситуация изменилась не сильно. Какие-то составы за это время дотащили до портов, другие ждут своей очереди. А чтобы очередь не росла, Юго-Западная ж/д как раз и перестала принимать от зернотрейдеров заявки на поставку зерновозов.

          Нужно больше зерна

          Суть вот в чём. Ещё шесть-семь лет назад Украина экспортировала относительно мало зерна. Годовая квота (а тогда экспорт ещё квотировался правительством) обычно равнялась четырем-пяти млн тонн. Потом квоты отменили и экспорт стал расти лавинообразно. В прошлом (июль 2018-го – июнь 2019 года) маркетинговом году он достиг уже невероятных 49,7 млн тонн – в позднем СССР Украина примерно столько выращивала. Вышеназванный Казаченко уверяет, что при текущих урожаях в 65-70 млн тонн Украина может продавать и больше – до 55 млн тонн. Вернее, могла бы. Но кулачок не пролезает в горлышко. 

          Пока агрохолдинги засевали любые доступные поля зерном, а в портах росли новые зерновые терминалы, никто особо не думал, чем же всё это добро будет доставляться в порты. Между тем у «Укрзализницы» постепенно падало количество локомотивов.

          Считаем локомотивы и вагоны

          В 1991-м у Украины было 6120 локомотивов, одних только электровозов – более 1900. А уже к сентябрю 2018-го их было 3566, из них грузовых – 1760 (две трети – электровозы). И это не значит, что все они были в работе. Примерно по 400 грузовых тепловозов и электровозов (по состоянию на год назад) были в ремонте, на ТО или неисправны. Реально работали только 945. Причём это ведь постоянный процесс: одни выходили из ремонта, но тут же пора ставить другие, ведь средний возраст этой техники 30-40 лет.

          Конечно, есть планы закупить для УЗ к 2026 году 310 новых локомотивов. Только вот с того самого 91-го года локомотивный парк сокращался со средней скоростью 90-100 локомотивов в год. Несложно прикинуть, что за грядущие шесть лет эта закупка покроет примерно половину скорости выбытия. И никак не ликвидирует дефицит. 

          На минутку забудем локомотивы, ведь есть ещё вагоны. В данном случае – зерновозы или хопперы. Пусть будет снова 6000 локомотивов, как во времена УССР, но без вагонов зерно будет нечем возить. В этом году хопперов у УЗ было примерно 6,5 тыс. Хотя ещё два года назад – 11,5 тыс. И выбытие идёт такими темпами, что уже к 2023-2024 годам, по прогнозу, их останется чуть больше 1,3 тыс.

          Бог с ними, с вагонами. У тех, кто постоянно на Украине возит грузы по железной дороге, уже давно есть свой вагонный парк. А вот локомотивы пока только государственные. Внедрить частную тягу пытались как минимум при двух последних президентах. И, скорее всего, эту реформу всё же протолкнут при Зеленском. 

          Вопрос ведь не в том – можно ли возить по ж/д грузы на собственном локомотиве. Зерновоз украинского производства стоит 1,8-2 млн гривен. А вот грузовой локомотив – 5-6 млн долларов. Совсем иной порядок инвестиций. 

          Считаем дальше. Примерно 3000 грузовых и маневровых локомотивов позволяют УЗ перевозить примерно 350 млн тонн грузов в год. С постоянным авралом, но позволяют. Примерно 1/7 часть этого объёма грузов – продукция АПК, но практика показывает, что УЗ, кроме зерна, особо ничего не возит. Итого: если на украинской ж/д введут частную тягу, только на перевозку зерна будут необходимы порядка 170 маневровых локомотивов и 250 грузовых. На самом деле меньше, ведь если они будут новыми, то доля техники в ремонте сократится. Но в любом случае это не менее 1 млрд долларов только на грузовые локомотивы. И только для экспорта зерна.

          Без луганских электровозов

          Опять же, локомотивы – это не кроссовки: порвались, пошёл в магазин и новые купил. К тому же, когда речь начинает идти на сотни. Выполнить такой заказ за вменяемое время из украинских производителей мог бы разве что «Лугансктепловоз». По крайней мере, в 2011 году УЗ даже анонсировала заказ этому предприятию сразу 300 локомотивов. 

          Но тогда, как утверждают украинские СМИ, украинские власти не договорились с российским «Трансмашхолдингом» (который владеет заводом) по поводу локализации производства локомотивов (доле украинских комплектующих). А уже после Евромайдана ни о каких локомотивах от «Лугансктепловоза» и речи не идёт. Остаётся только два производителя: Крюковский вагоностроительный завод и Днепропетровский электровозостроительный завод. Причём КВСЗ начал осваивать выпуск локомотивов совсем недавно – как раз тогда, когда «отвалился» Луганск. 

          За сколько они вдвоём могли бы наштамповать локомотивов хотя бы для перевозки зерна? Вопрос непростой, учитывая, что для КВСЗ это вообще в новинку, а ДЭВЗ за последние 20 лет выпустил всего 60 локомотивов, давно растерял рабочих и вообще должен был быть приватизирован в прошлом году – но желающих на такое «богатство» не нашлось. 

          Сама УЗ, как известно, заключила крупный контракт с GE. А вот где будут брать локомотивы частники после введения частной тяги на ж/д – большой вопрос: их ведь нужно за несколько лет заказывать. Купить парк у УЗ? Так его разве что на металлолом купить можно. А новых, от GE, на всех не хватит.

          Впрочем, пока частной тяги нет, агрохолдинги действуют единственно доступным способом – сокращают перевозки по ж/д, возят зерно фурами. И безбожно убивают этим дороги: рекорд этого года – фура весом 202 тонны при разрешённых 40. 

          Спасёт ли Беларусь аграрную сверхдержаву?

          Построить аграрную сверхдержаву у Украины получилось быстро, лет за шесть. Правда, спланировать строительство забыли и теперь сверхдержава начинает трещать по швам. Оказалось, что она невозможна без крепкой промышленности, а то ведь на чужих локомотивах и разориться недолго. А промышленность Украина после 2014 года окончательно пустила под нож. В правительстве Яценюка прямым текстом заявляли, что не нужно о ней жалеть и чем меньше нас связывает с агрессором – тем лучше. 

          В общем, для Украины перспектива довольно печальна: без крупного и резкого вливания денег в локомотивный парк УЗ (или готовности сделать то же самое бизнесом в рамках частной тяги) перевозки будут падать, а 55 млн тонн зерна на экспорт будут только в мечтах. Зато такая ситуация – отличная возможность... для Белоруссии: покупай локомотивы, сдавай Украине в аренду, подсчитывай прибыль.

          И это совсем не шутка, УЗ два года назад и сама планировала такую аренду. Совсем скоро эти планы придётся освежить. 


          Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

          Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

           
           
          © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
          E-mail: information@vz.ru
          .masterhost
          В начало страницы  •
          Поставить закладку  •
          На главную страницу  •
          ..............