Игорь Переверзев Игорь Переверзев Как капитализм мешает добывать редкоземы

Если бы вы в каком-нибудь 1990 году спросили специалистов, кто является лидером в производстве редкоземов, они бы вам не моргнув глазом ответили: конечно же, США. На втором месте СССР. Как же получилось, что спустя 30 лет почти монополистом стал Китай?

14 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Зачем США пытаются создать альтернативу БРИКС

Что же получается: стоит США только свистнуть, и государства Глобального Юга тут же десятками перебегают под вашингтонскую крышу в Совет мира? Думаю, не стоит паниковать и преждевременно хоронить БРИКС.

2 комментария
Ольга Андреева Ольга Андреева Понятия «совесть» в России и на Западе разные

Стыдить наших западных партнеров бессмысленно. Для них совесть – это пустой звук, даже с точки зрения лингвистики. Мы, конечно, тоже можем ее отменить. Но, согласитесь, не хочется.

24 комментария
6 августа 2019, 10:12 • В мире

Лесные пожары породили серию мифов

Лесные пожары породили серию мифов
@ Пресс-служба Сибирского регионального
центра МЧС России/ТАСС

Tекст: Артём Филиппов

Как результат первых успехов пожарных, вместе с сибирской тайгой стала гаснуть и бурная критика, захлестнувшая было соцсети. Каких только обвинений не высказывали в адрес пожарной охраны и МЧС, возлагая на них всю вину за миллионы гектаров горящего леса. Как выглядят пожары в России и меры по борьбе с ними на фоне мировой практики?

Каких только обвинений не возводилось на российские власти и ответственных за противопожарную работу чиновников в угаре активности гражданского общества.

В частности, среди прочего можно было услышать критику решения Минприроды России о введении с ноября 2016 года «зоны контроля лесных пожаров». Согласно данному решению, можно не бороться с огнем там, где он не несет угрозы населенным пунктам или объектам экономики – при условии, что прогнозируемые затраты на тушение превышают предполагаемый ущерб от пожаров. 

Но в действительности это общемировая практика. Россия здесь мало чем отличается от ряда других государств, на чьих территориях регулярно полыхают огромные лесные массивы. За границей имеются все те же проблемы, что и в России: составляются «Атласы пожарной безопасности», ведется разведка с воздуха, в США пожарные активно заливают лесные массивы водой с воздуха и отправляют зачищать местность отряды пожарных, однако леса как горели, так и горят.

Например, по данным министерства природных ресурсов Канады, в последнее десятилетие ежегодно в этой стране выгорает порядка 1,75 млн гектаров леса. За семь месяцев текущего года лесными пожарами оказались охвачены уже 1,66 млн гектаров. Видимо, власти такого экономически развитого и демократического государства, как Канада, тоже по каким-то логическим причинам намеренно не борются с масштабным возгоранием леса?

Более того, канадские правительственные чиновники называют нынешний год «обычным» с точки зрения проблем с лесными пожарами (об этом, в частности, сообщает телеканал CBС). По данным министерства природных ресурсов Канады, ежегодно в стране выгорают 2,5 млн гектаров леса, при этом лесные пожары называются канадскими специалистами «неотъемлемой частью поддержания экосистемы леса». В российских соцсетях публикуется множество фотографий задымленного Иркутска или Красноярска, но примерно то же самое можно найти на страничках жителей канадского Калгари (Альберта) или городков провинции Британская Колумбия.

В соседней с Канадой американской Аляске огнем в этом году уже оказался уничтожен почти миллион гектаров леса, погибло множество животных и птиц. По сообщениям СМИ, десятки и сотни очагов возгорания леса просто не тушат, ведь там практически не живет человек.

На этом фоне дико читать недавнюю заметку в Los Angeles Times о том, что накануне самых жарких и сухих месяцев в году Лос-Анджелес не досчитался сотен пожарных, попавших под сокращение в Калифорнийском департаменте лесного хозяйства и противопожарной защиты. И это в одном из самых густонаселенных американских штатов, страшные пожары в котором давно стали синонимом настоящего стихийного бедствия. В связи с этим интересно было услышать предложение президента США Дональда Трампа российскому лидеру Владимиру Путину о возможной помощи американцев в тушении сибирских пожаров – тогда как у самих дома, в Калифорнии, с пугающей регулярностью имеет место настоящая экологическая катастрофа. В прошлом году, например, на севере штата за несколько часов полностью выгорел город Парадайс: не помогла ни техника, ни пожарные расчеты, ни усилия добровольцев.

2019 год вообще оказался рекордным на пожары в арктической зоне: Сибирь, Канада, Аляска, Гренландия – кольцо лесных пожаров поражает воображение.

Лето в высоких широтах беспрецедентно сухое, стоит жаркая погода. По статистике Европейского центра среднесрочных прогнозов погоды, в мировом Приполярье ежедневно обнаруживается от 250 до 300 пожаров, что в четыре-пять раз выше, чем обычно. Ученые связывают это в том числе и с тем, что огонь проникает глубоко в торфяную почву, высвобождая копившийся там сотнями лет углеводород, что приводит к небывалой интенсивности горения.

Конечно, российским лесным пожарным в любом случае есть чему поучиться за рубежом. В той же Финляндии или Белоруссии стараются бороться с лесными пожарами еще на ранней стадии, благодаря налаженной системе предупреждения. Но это относительно небольшие европейские страны. А что делать, когда горят труднодоступные лесные массивы на площади, равной Бельгии? 

Германия, Канада, Испания, США и ряд других стран также обладают развитой системой мониторинга лесных массивов, видеонаблюдения за лесными пожарами. Постоянно ведется масштабная пропаганда защиты лесов, к тушению лесов привлекается большое количество добровольцев, осуществляются контролируемые (плановые) выжигания, ежегодно выделяются серьезные ассигнования на профилактику пожаров.

«Зоны контроля» в той же Канаде не являются территорией пассивного наблюдения за пожарами. Напротив, в них ведется активное отслеживание ситуации и при необходимости осуществляется оперативное вмешательство. Отечественным же специалистам не всегда хватает сил и средств, чтобы следовать в русле ведущих мировых практик. То же самое касается и информационной составляющей: благодаря ежедневно обновляемому сайту National Wildland Fire Situation Report, жители Канады видят объективную картину лесных пожаров и предпринимаемых властями мер по их ликвидации. Ничего подобного в России нет, к сожалению.

И все же несколько слов о последствиях. Когда СМИ пишут о том, что в России горит почти три миллиона гектаров лесных площадей, эта цифра действительно внушает серьезное опасение и тревогу. Исторически (не менее 45 тысяч лет) человек влияет на тропические и таежные леса, и сегодня основную угрозу нашим лесам несет не вырубка и продажа древесины за границу, объемы которой даже с учетом нелегальной лесной коммерческой деятельности не дотягивают до времен СССР, но пожары. Тем не менее,

согласно статистике Рослесхоза, за последние 20 лет площадь лесов в России выросла на 79 миллионов гектаров.

По подсчетам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, на долю России приходятся 20,4% мировых лесов, или более восьми миллионов квадратных километров площадей леса. И из них лишь 30 тыс. квадратных километров в настоящее время страдают от пожаров. Поэтому не стоит слепо принимать на веру утверждения об утрате Россией своих огромных лесных массивов в течение ближайших лет.

Ситуация с лесными пожарами действительно сложна, но никакой катастрофы нет, особенно если сравнить происходящее с тем, что происходит за рубежом. В условиях аномального года тысячи спасателей, военных и волонтеров делают все, дабы не допустить появления пожаров в районах компактного проживания людей и по возможности ликвидировать последствия выгорания лесных площадей.