Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариевНовая администрация Белого дома рискует похоронить главный успех предыдущей
Иран придумал 16 карательных мер против США в качестве мести за новую серию санкций. Похоже, Тегеран начнет активнее мешать американским планам в Сирии и объявит о частичном выходе из ядерной сделки 2015 года. В случае усиления конфронтации возможен и полноценный ультиматум, в результате чего пойдут прахом усилия не только Вашингтона, но и Москвы.
Иран в четверг пообещал «адекватные и пропорциональные меры» в ответ на новые санкции США. Об этом заявил замминистра иностранных дел этой страны Аббас Аракчи. Некоторые из ответных мер коснутся совершенствования вооруженных сил страны. Он также повторил, что санкциями со стороны США «нарушена ядерная сделка». Как отмечает, опираясь на свои источники, агентство Tasnim, ответный план Ирана состоит из 16 пунктов.
- Новый американский закон о санкциях имеет только пропагандистское значение
- Вражда кланов в Иране вышла на президентский уровень
- Теракт в Тегеране слишком явно совпал с катарским кризисом
Ранее Аракчи уже говорил, что законопроект, в частности, противоречит ряду пунктов сделки 2015 года, в которых США обязались действовать конструктивно и «избегать каких-либо действий, направленных против успешной реализации ядерной сделки», цитировал замминистра «Интерфакс».
О том, что санкции США нарушают сделку, ранее также заявлял спикер иранского парламента Али Лариджани, уточнив, что подготовленный Конгрессом закон нарушает три пункта соглашения. Советник по международным делам руководителя Ирана Али Акбар Велаяти, в свою очередь, заявлял, что у Тегерана «есть много способов ответить на действия США так, чтобы не нарушить Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)».
Тегерану есть чем шантажировать Запад
«В данный момент Иран не может объявить эти 16 пунктов, поскольку у него фактически нет правительства. И новое правительство должно получить мандат от парламента, все займет где-то еще одну неделю»,
– заявил газете ВЗГЛЯД гендиректор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров, напомнив, что в четверг в Тегеране началась церемония инаугурации переизбранного президента Хасана Роухани. «После этого мы станем свидетелями достаточно жесткой реакции Ирана», – пообещал эксперт.
Одной из ответных мер Ирана в отношении США уже может стать поэтапный отказ от выполнения части пунктов ядерного соглашения. Более того, собеседник отметил, что в самом крайнем случае Иран может пригрозить полным выходом из соглашения, обозначив США и Западу конкретные условия и временные рамки для предотвращения этого. «Но это будет катастрофой для мировой геополитики, поскольку это моментально сделает обстановку сверхнапряженной», – признал Сафаров.
«Совершенно очевидно, что в пакете будет экономическая, торговая часть», – подчеркнул Сафаров. Иран предпримет шаги по ограничению доступа американского бизнеса на свой рынок, считает эксперт. Кроме того, он полагает, что будет закрыт доступ и конкретным лицам и организациям. «Думаю, ограничения коснутся и сотрудничества в геополитической, военно-технической и гуманитарной сферах», – указал Сафаров.
Асимметрично ответить можно на локальных фронтах
Естественно, может измениться поведение Ирана и в локальных конфликтах – в Сирии, Ираке, Афганистане и так далее, подчеркнул Сафаров. Иран вернется в состояние обостренных отношений с США, они окажутся в одном шаге от открытой вражды, отметил он.
У Тегерана в руках, как и у Москвы, есть такой «чудесный механизм», как риторика и практика на сирийском треке, напоминает эксперт аналитического центра КУБ, ведущая телеканала «Звезда» Надана Фридрихсон.
«У Ирана есть возможности внести в Сирии такие изменения, которые не понравятся США», – отметила собеседница, добавив, что Сирия для Вашингтона остается одной из приоритетных тем. «Иран ввиду такой санкционной политики Соединенных Штатов, конечно, продолжит углубление взаимодействия с Россией, с Китаем», – заявила она газете ВЗГЛЯД.
Фридрихсон не исключила, что Тегеран может также отказаться от части пунктов сделки. «Для Ирана это было бы правильно с точки зрения публичного позиционирования, но с точки зрения прагматизма многие в этом усмотрят некий откат Ирана к временам Ахмадинежада», – указала она. Однако на полный разрыв соглашения, по мнению Фридрихсон, Роухани вряд ли пойдет. «Едва ли он похоронит свои собственные достижения», – подчеркнула она, напомнив, что Роухани гордится сделкой.
Эксперт уверена, что план из 16 пунктов если и будет обнародован, то, скорее, для публичного эффекта, а на самом деле все решится в закулисном диалоге Вашингтона и Тегерана. «К каким-то договоренностям в кулуарах они рано или поздно придут. Но пока в публичном пространстве будет такой накал страстей», – отметила собеседница.
Тиллерсон и Трамп поиграли в доброго и злого копа
Президент США Дональд Трамп накануне предупредил, что Вашингтон будет следить и за Тегераном, и за Пхеньяном, которые стали объектами новых санкций. «Американский народ не будет терпеть их опасное и дестабилизирующее поведение», – пригрозил Трамп после того, как он наконец подписал законопроект о санкциях. Кстати, не далее как на прошлой неделе в интервью Wall Street Journal президент США выдал предсказание: уже к октябрю Иран будет признан нарушителем соглашения.
Тут стоит отметить, что ядерную сделку не только Роухани, но и Барак Обама считал одним из главных внешнеполитических достижений своего президентства. Как известно, ястребиная политика его предшественника – Джорджа Буша-младшего, относившего Иран к главным угрозам США – никаких плодов не принесла – коса нашла на камень. Казалось, что администрации демократов удалось разрубить гордиев узел. Теперь же все рискует вернуться на круги своя.
- Новый американский закон о санкциях имеет только пропагандистское значение
- Вражда кланов в Иране вышла на президентский уровень
- Теракт в Тегеране слишком явно совпал с катарским кризисом
За несколько часов до выступления Трампа госсекретарь США Рекс Тиллерсон признал, что у него есть разногласия с президентом по поводу Ирана.
Напомним, суть СВПД (или ядерной сделки) сводилась к тому, что Тегеран замораживает свою атомную программу в обмен на ослабление санкций. Сделку в июле 2015 года Иран заключил с «шестеркой» (пять постоянных членов Совбеза ООН, в том числе Россия, плюс Германия) при непосредственном участии Барака Обамы. Трамп во время предвыборной кампании не раз обещал разорвать сделку.
Тиллерсон констатировал: у него и Трампа разные подходы к «вещам наподобие» СВПД. Глава Госдепа, по сути, сыграл роль «доброго следователя» – сообщил, что Белый дом обсуждает с партнерами по пятерке, выходить ли ему из сделки. По утверждению Тиллерсона, пока США намерены координировать свои усилия «с европейскими союзниками и Россией с Китаем», добиваясь усиления «коллективного давления» на Иран. Заметим, что «коллективно давить» предполагается совместно с Россией, которая сама оказалась мишенью того же закона о санкциях в связке с Ираном. Но, похоже, пока Тиллерсон говорит о дискуссии, Трамп уже вынес свой вердикт.
В чем американцы подозревают ракету «Симорг»
Аракчи ранее отмечал, что Вашингтон попросту ищет лазейку, чтобы выйти из соглашения 2015 года, но стремится сделать так, чтобы сделку первой разорвала сама исламская республика. Замминистра перечислил, что поводом для новых санкций США названы нарушения прав человека, поддержка терроризма, разработка ракетной программы, однако все эти предлоги не связаны с ядерным оружием.
В начале лета Белый дом скрепя сердце подтвердил, что Иран в целом соблюдает условия сделки. Однако, как теперь уже ясно, Конгресс США все равно решил наказать эту страну. Одной из причин названы испытания баллистических ракет, которые исламская республика провела в этом году. Не только Штаты, но и Израиль, полагают, что и космическая программа Ирана – не более чем маскировка разработок межконтинентальных баллистических ракет (МБР).
Подтверждением этого США и их союзники считают состоявшийся 27 июля запуск ракеты-носителя иранского производства «Симорг» с нового космодрома имени имама Хомейни. Вашингтон отреагировал незамедлительно: 28 июля он объявил о новых карательных мерах против Тегерана – именно в ответ на пуск «Симорга». Минфин говорит, что использованные в иранской ракете технологии непосредственно связаны с задействованными в МБР.
Отметим, что эти обвинения не лишены оснований. Спутники ранее выводились на орбиту ракетой-носителем «Сафир», созданной на основе баллистических ракет «Шахаб-3» и «Шахаб-4». «Симорг» (другое название – «Сафир-2») в качестве первой ступени использует переделанную первую ступень баллистической ракеты дальнего радиуса действия «Шахаб-5».
К слову, «Симорг» использует жидкостные ракетные двигатели типа «Нодон» (разработанные в КНДР). В свою очередь, ракета «Шахаб-5» создана на базе северокорейского «Тэпходона-2». КНДР, напомним, еще один адресат новых американских санкций. И такое сотрудничество – явный повод пересмотреть сделку 2015 года.
«Если разрывают ядерную сделку по инициативе, точнее, по вине Америки, то очень скоро Иран даже если не произведет сам, то попытается купить у соседей атомную бомбу. Тогда будет совершенно другой разговор»,
– заявил газете ВЗГЛЯД руководитель Института прикладного востоковедения и африканистики Саид Гафуров. Эксперт полагает, что Иран в состоянии «купить бомбу» и у Пакистана, и даже у Индии. С точки зрения Гафурова, угрозы американцев – это всего лишь «процедурный момент», поскольку никто реально не хочет разрыва ядерной сделки – ни Вашингтон, ни Тегеран. В том числе «горячей» конфронтации не желают и те, кто в Вашингтоне лоббирует антииранские меры, прежде всего произраильское лобби. По мнению эксперта, американцы просто стремятся держать Иран в подвешенном состоянии, не давая ему развиваться после выхода из изоляции.
Среди 16 пунктов вряд ли есть экономические
Бывший посол Израиля в Москве, бывший сотрудник управления разведки генштаба Израиля Цви Маген предположил, что среди обещанных 16 пунктов Ирана может быть активизация подрывной деятельности на Ближнем Востоке, в том числе и усиление противостояния в Сирии. «Иран не будет и дальше воздерживаться от прямого вмешательства в сирийскую войну. Вероятнее всего, это касается и сирийских проектов по линии разборок с суннитским миром. Не исключаю, что это коснется и Израиля», – сказал Маген газете ВЗГЛЯД.
В отличие от Сафарова, израильский эксперт уверен, что среди 16 пунктов нет экономических «ввиду отсутствия таковых рычагов у Ирана». «Реакция так или иначе должна быть реальная. А если Иран начнет раскручивать конфликт с суннитским миром, то Соединенные Штаты здесь ни при чем, он будет сам себе в ногу стрелять», – полагает Маген.
Кстати, сделку с США упомянул в Тегеране в четверг и сам Роухани, выступая на церемонии вступления в должность. «Ядерная сделка является признаком доброй воли Ирана на международной арене», – сказал переизбранный президент, пообещав и дальше выводить страну из изоляции.
Второй этап его инаугурации намечен на субботу, на нем ожидаются государственные деятели из более чем ста стран, в том числе верховный представитель Евросоюза Федерика Могерини, вице-премьер России Дмитрий Рогозин, а также номинальный глава Северной Кореи Ким Ен Нам.