Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариевТрамп продолжил дипломатию бомбежек
Президент США Дональд Трамп вошел во вкус и вовсю жмет на спусковой крючок. Так российские эксперты, да и американские СМИ оценивают применение в Афганистане сверхмощной фугасной бомбы MOAB – «матери всех бомб». Военный эффект явно не соответствует размаху «лучших вооруженных сил в мире». А упомянутый Госдепом дипломатический эффект заставляет опасаться нового витка гонки вооружений.
Москва не вмешивается в военное планирование США, но настаивает на том, чтобы любые их действия осуществлялись в рамках международного права. Так замглавы МИД России Сергей Рябков прокомментировал первое боевое применение самой мощной американской неядерной бомбы.
Трамп должен восприниматься как политик, жесткий по отношению к тем, кто становится у него на пути
Речь идет о бомбе GBU-43/B, также известной как MOAB (Massive Ordnance Air Blast – «тяжелый боеприпас фугасного действия», или, полушутливо, Mother Of All Bombs – «мать всех бомб»).
Сверхмощная фугасная авиабомба накануне впервые была «использована в деле» в Афганистане. «У нас самые лучшие вооруженные силы в мире, и они проделали работу как обычно. Мы дали им полное разрешение», – прокомментировал президент США Дональд Трамп, не уточнив, сам ли он дал санкцию на использование бомбы.
Официальный представитель Белого дома Шон Спайсер также не пояснил, имела ли место санкция президента. При этом Спайсер заявил: «США предприняли все меры предосторожности для предотвращения гибели мирных граждан».
В Госдепартаменте признали, что использование бомбы имело «дипломатический эффект». «Он есть, могу представить», – заметил представитель ведомства Марк Тонер.
Где было использовано «верное средство»
Целью стал комплекс тоннелей в провинции Нангархар, который использовала группировка «ИГИЛ* – Вилаят Хорасан» (ИГИЛ-Х, отделение «Исламского государства*» в Афганистане и Пакистане).
В пятницу минобороны Афганистана сообщило: в результате применения бомбы было уничтожено 36 боевиков ИГ. «По мере роста потерь ИГИЛ-Х боевики используют самодельные взрывные устройства, бункеры и туннели, чтобы укрепить свою защиту», – заявил генерал Джон Николсон, главком американских войск в Афганистане. По словам генерала, «мать всех бомб» – это «верное средство для того, чтобы устранить препятствия и сохранить активность нашего наступления на позиции ИГИЛ-Х».
Бывший сотрудник ЦРУ и АНБ Эдвард Сноуден отметил: США бомбят тоннели, строительство которых сами же и финансировали в прошлом.
- Трамп об Афганистане
- Второго человека в «Аль-Каиде» ЦРУ убило стальным «ядром»
- ИГИЛ асимметрично ответило на "китайское вторжение в Афганистан"
- Бомбардировка сирийской базы сильно напоминает спектакль
- Военные эксперты анализируют сообщения о новом ударе США по союзникам
Показательно, что применение бомбы вызвало критику и в самом Афганистане. «США в Афганистане занимаются не борьбой с террористами, а бесчеловечно используют страну в качестве испытательного полигона для новых и опасных видов оружия», – заявил экс-президент страны Хамид Карзай. Отметим, что Карзай, приведенный к власти в ходе американской операции против «Талибана*», имел репутацию проамериканского лидера.
Американская «мама» и российский «папа»
Сравнительно новый вид оружия – «бомба-мать» с массой взрывчатого вещества чуть менее 9 тонн – детонирует вплоть до показателя 11 тонн в тротиловом эквиваленте. Это в 1,3 тыс. раз меньше мощности атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, но значительно больше мощности стандартной авиабомбы.
GBU-43/B или MOAB – бомба объемного взрыва; такие боеприпасы часто неправильно называют вакуумными или термобарическими бомбами. Радиус поражения MOAB – около 140 метров. Частичные разрушения происходят на расстоянии до 1,5 км от эпицентра.
«Mother Of All Bombs – наследница американской бомбы, которую использовали еще во время войны во Вьетнаме для «разбивки» джунглей», – пояснил газете ВЗГЛЯД военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. Эксперт пояснил, что эта бомба отличается от своих аналогов лишь массой и особого технологического новшества не представляет.
«Основное поражающее действие бомбы – фугасное, то есть действует ударная волна взрыва. Осколков она дает очень мало. Поэтому в основном применяется для разрушения, расчистки площадей каких-то объектов от растительности и так далее», – отметил Мураховский.
MOAB была разработана в 2002–2003 годах. По случаю нынешнего боевого применения Пентагон обнародовал видео испытания бомбы 14-летней давности.
Предполагается, что в распоряжении армии США находится 15 бомб MOAB.
В 2007 году в России была принята на вооружение авиабомба объемного взрыва АВБПМ («Авиационная вакуумная бомба повышенной мощности»). По аналогии с американской «матерью» российский аналог получил прозвище «Папа всех бомб».
«Папа» легче «мамы» – масса взрывчатого вещества около 7 тыс. тонн. Однако разрушительная сила у российского аналога гораздо выше: мощность взрыва – 44 тыс. тонн в тротиловом эквиваленте. АВБПМ способна поражать в 20 раз большую площадь, нежели MOAB – 180 кварталов против 9 у американского аналога.
#{weapon}По оценке военных экспертов, именно российская бомба является самым мощным неядерным боеприпасом в мире.
Дорогостоящая демонстрация силы
Эдвард Сноуден в своем комментарии заметил: «Бомба, сброшенная сегодня непонятно где, стоила 314 млн долларов». Сноуден разместил также фрагмент комикса, на котором один из персонажей спрашивает другого: «Просто чтобы внести ясность. Мы можем запустить 59 ракет «Томагавк» за 1,4 млн долларов, но не можем позволить себе программу «еда на колесах»?».
Известный разоблачитель в данном случае был неточен. 314 млн долларов составляет стоимость всей программы разработки MOAB. Но очевидно, что и отдельно взятая сверхтяжелая бомба является весьма дорогостоящим боеприпасом.
«Вряд ли с оперативно-тактической точки зрения было необходимо применение такого оружия», – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД зампред комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов.
«Трамп не первый использовал подобную бомбу, – заявил газете ВЗГЛЯД профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. – В свое время подобного рода бомбы применяли еще наши советские войска против моджахедов».
С одной стороны, можно подумать, что использование авиационной бомбы было выигрышным ходом, отметил эксперт. В горах удобно прятаться в тоннелях, организовывать склады боеприпасов, укрепленные фортификационные сооружения. Бороться с этим наземными силами очень сложно, поскольку выгнать боевиков оттуда непросто.
Но с другой стороны, на протяжении 16 лет начиная с 2001 года мы видим, что военные средства не решают проблему в Афганистане, подчеркнул эксперт.
Но этот взрыв – испытание в боевых условиях того, что наработала промышленность США, указывает Андрей Климов. Одна из целей – «размыть границы между ядерным и неядерным оружием», поясняет сенатор.
Попытка доминирования с элементом военной угрозы
Климов добавил: одной из стран – целей для демонстрации наработок американского ВПК сейчас является КНДР. Не случайно там поблизости находится американский флот и идут утечки о том, что возможен упреждающий удар по военным объектам КНДР, добавил собеседник.
«Трамп начинает президентство с силовых акций, он рассчитывает, что силовые методы сработают», – констатировал Вадим Козюлин. Эксперт подчеркнул, что нынешний президент США отдает распоряжения о нанесении ударов или проведении спецопераций в пять с половиной раз чаще, чем Барак Обама.
К такому же выводу приходит и CNN. Недавние ракетные удары в Сирии и бомбардировка в Афганистане демонстрируют, что Трамп «входит во вкус нажатия на спусковой крючок», считает телеканал.
Главным «дипломатическим эффектом» от разорвавшейся бомбы стало повышение напряженности в мире. «Испытание в Афганистане – это попытка мирового доминирования с элементом военной угрозы, которая угрожает новым витком гонки вооружения», – заявил РИА «Новости» член комитета Совета Федерации по международным делам Игорь Морозов.
У взрыва есть и внутриполитическое послание. «Внутри Штатов должен укрепиться рейтинг Трампа, и он должен восприниматься как жесткий, решительный политик, который может предпринимать жесткие, решительные действия в отношении тех, кто становится у него на пути», – сказал газете ВЗГЛЯД доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ