Владимир Можегов Владимир Можегов Байдена «уходят», борьба за власть только начинается

Переформатирование США возможно лишь через очень большой кризис – и это, конечно, повлечет за собой изменение всей политической системы. Та Америка, которую мы знали до сих пор, вряд ли переживет свои судьбоносные выборы.

2 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Греция стала единственной православной страной с однополыми браками

В Греции нововведение проходит под тем же лозунгом, что и в англоязычном мире: «А вам-то какая беда, если двое гомосексуалистов получат возможность официально называть свои отношения браком?». Но опыт того же англоязычного мира показывает, что действительно беда.

8 комментариев
Алексей Фирсов Алексей Фирсов Москва как мягкая сила российской политики

Какую функцию несет Москва сегодня? Парадоксально, но из роли альтернативы она, как верно заметил Такер Карлсон, начинает выходить на роль лидера глобальной конкуренции территорий.

29 комментариев
8 февраля 2023, 21:30 • Общество

Военная логистика России получит беспилотную поддержку

Военная логистика России получит беспилотную поддержку
@ Виктор Антонюк/РИА Новости

Tекст: Алёна Задорожная

Опыт спецоперации России на Украине показал растущую роль БПЛА в военных конфликтах. При этом беспилотные и безэкипажные аппараты способны решать не только ударные и разведывательные задачи, но и логистические. Для этого в России разработан транспортный беспилотник, радиус действия которого достигает 600 км. В чем заключается особенность этой разработки и при каких условиях производство подобных БПЛА может стать серийным?

В России разработан транспортный беспилотник ТрАМП (транспортная авиационная многофункциональная платформа), который способен перебросить до 250 килограммов груза на дистанцию свыше 600 километров. Как сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе, ТрАМП представляет собой беспилотник самолетного типа и сможет выполнять опасные для пилотируемых воздушных судов задачи.

Дрон способен летать на высоте до трех тысяч метров со скоростью 195 км/ч. За счет большого грузового отсека в него можно загружать габаритный груз и сбрасывать его с парашютом без посадки. Отличительная особенность этой модели в модульной конструкции. Это позволяет взлетать и садиться на короткие, плохо подготовленные площадки, а также в сжатые сроки провести ремонт – заменить крыло, двигатель и шасси.

Беспилотник будет востребован не только в военных, но и в гражданских целях – при мониторинге обширных площадей. Его могут применять в сельском хозяйстве после установки распылителей для удобрений в грузовой отсек, туда также могут устанавливать радиолокационное, оптическое, картографическое и иное спецоборудование.

Параллельно с этим о создании в России воздушной машины для транспортировки людей и грузов в зоне боевых действий стало известно осенью прошлого года. Разработка должна быть простой в обслуживании и ремонтопригодной. Ее идея состоит в том, что такой аппарат с помощью движителей будет подниматься над поверхностью и двигаться, огибая рельеф.  

Подобные проекты реализуются в разных армиях мира, в том числе в израильской и американской. Пентагон начал использовать новейший транспортник для перевозки военных ресурсов еще во время кампании в Афганистане. Для американцев это была вынужденная мера – грузовики, перевозившие боеприпасы и медицинское оборудование между удаленными аванпостами, часто подвергались нападениям, подрывались на минах, что ставило под угрозу логистические операции.

В 2018 году китайский стартап из Пекина Sichuan Tengden Technology объявил о разработке беспилотника грузоподъемностью 20 тонн и дальностью полета до 7,5 тыс. километров. Калифорнийская компания Natilus последние несколько лет разрабатывает и тестирует аналогичный беспилотник грузоподъемностью 90 тонн.

В экспертной среде называют транспортные задачи одними из самых перспективных направлений применения беспилотников. «В наибольшей степени здесь могут быть востребованы аппараты, способные выполнять взлет и посадку в вертикальном режиме – вертолеты и гибриды», – считает эксперт в области беспилотной авиации Денис Федутинов.

По его словам, для беспилотников самолетного типа тоже имеется своя ниша из-за возможности совершать продолжительные полеты на дальние расстояния. «В практическом плане они могут быть использованы для транспортировки грузов с использованием аэродромов или же с десантированием», – пояснил собеседник.

Для выполнения гражданских задач мотивацией к применению новой технологии является более дешевая (по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами) доставка коммерческих грузов, а также большая оперативность доставки. Если же речь идет о военных задачах, то такие аппараты могут использоваться для доставки удаленным боевым подразделениям боеприпасов, провизии и медикаментов в ситуациях, когда традиционная логистика невозможна или осложнена рисками потери летательного аппарата.

Доставка не только грузов, но и людей

У российских компаний есть перспективные разработки не только летающих, но и наземных беспилотников. И здесь, кроме доставки боекомплектов и продовольствия, транспортники в будущем смогут еще и быстро эвакуировать раненых, считает директор Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ Василий Кашин. Эти машины должны обладать высокой ремонтопригодностью, быть массовыми, оснащаться доступными на коммерческом рынке компонентами и оставаться дешевыми в производстве.

«Идея не нова: перед Второй мировой французы пытались создать подобное специальное транспортное средство переднего края в пилотируемом варианте, произведя тысячи не имевших вооружения грузовых танкеток Renault UE. Такой транспорт способен обеспечить устойчивое снабжение в условиях высокой угрозы от артиллерии противника», – отмечает эксперт.

В свою очередь военный эксперт Борис Рожин напомнил о ведущихся в России разработках противоминных дронов, безэкипажных БМП, танков и средств доставки боеприпасов и провианта. «Уже существует удачный ударный вариант «Уран», который прошел испытания Сирией. Однако серийное производство этих аппаратов еще не налажено, поскольку не все «детские болезни» машины устранены», – продолжил он.

Эксперт выразил уверенность, что транспортное направление стоит развивать с большей интенсивностью – нам нужны не только дроны, но станции для их зарядки и обслуживания. «На последней выставке «Армия» были представлены различные прототипы, в том числе машина, которая могла бы двигаться в армейских колоннах и выпускать различные типы дронов с возможностью возвращения их на базу», – напомнил он.

Наиболее эффективным Рожин считает создание мобильных комплексов по обслуживанию дронов различных типов. «Это может быть платформа, которая способна запускать сразу несколько дронов, а в это же время другая партия аппаратов возвращается на нее и встает на зарядку, – рассуждает Рожин. – Помимо этого, на второй линии фронта должны быть созданы стационарные станции для подзарядки дронов всех типов, мастерские и станции перепрошивки. Также необходимо предусмотреть возможности печати на 3D-принтерах бомбосбросов и крепежей для различного оборудования».

«Проблема в том, что на данном этапе в некоторых сегментах у нас либо вовсе нет собственного производства, либо его недостаточно... Армия требует многочисленного серийного производства. Соответственно, необходимо больше сборочных линий. Это в свою очередь требует наращивания числа специалистов, которые могли бы быть задействованы на предприятиях», – обращает внимание эксперт.

По его мнению, для создания дронов будут задействованы основные государственные подрядчики – «Ростех», «Калашников», «Кронштадт», но «тут необходимо стремиться к некоему балансу частного и государственного секторов». «Власти могли бы снять ряд бюрократических барьеров, упрощая доступ к гособоронзаказу для частных фирм, которые занимаются экспериментальными беспилотниками. Это создаст конкурентную среду для разработки необходимых сегодня аппаратов», – предположил военный эксперт.

«В целом мы должны использовать любые доступные компоненты и целые импортные аппараты – главное насытить ими армию. Ставка на высокую степень локализации в качестве непременного условия была одной из главных причин нашего отставания в оснащении армии этой техникой», – в свою очередь говорит Василий Кашин.

«Любой беспилотник – это расходный материал. И параллельно с «затыканием пробелов» в нашем оснащении необходимо ускоренно реализовывать программы для развертывания массового выпуска данной техники в России. При этом СВО показывает, что массовость и дешевизна гораздо важнее уникальных тактико-технических характеристик», – подчеркивает эксперт.

«Также необходима господдержка использованию в стране гражданских беспилотников отечественного производства. Например, китайские успехи в развитии военной беспилотной техники основываются на том, что Китай контролирует 70% всего мирового рынка легких гражданских БПЛА, которые производят и разрабатывают там 1200 фирм», – приводит пример собеседник.

«Отдельное внимание стоит уделять и обучению операторов беспилотников. В данном случае необходимо отталкиваться от накопленного опыта СВО. Однако следующие конфликты могут быть совершенно другими. Так что мы должны системно изучать тенденции развития этой техники в мире и осмыслять этот опыт», – настаивает Кашин.

..............