Игорь Мальцев Игорь Мальцев Государству не обязательно играть в компьютерные игры

Вы понимаете, что самая жестокая из компьютерных игр – Doom – является самой влиятельной и значительной игрой в истории этой индустрии? И с этим ничего не поделаешь. Свои игры производить надо, а не бегать с лейкой вдоль горящего Сансет-Бульвара.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Во время войны все и всегда ждут мира

Существует прекрасное православное понятие – трезвение, смысл которого заключается в бдительности, бодрствовании и воздержанности от резких поступков и высказываний. Вера в свою армию и страну, а также трезвение общества – лучшее, что мы можем пожелать себе в непростые дни начала 2025 года.

23 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Откуда у словаков дух противоречия Западу

Словакия – маленькая страна в глухом углу Восточной Европы и большой логистической ценности для Запада не представляет. Поэтому после окончания холодной войны Братислава чувствовала себя относительно свободно на фоне других стран Европы. Однако времена меняются.

15 комментариев
16 мая 2019, 16:37 • Общество

Как массовая закупка Су-57 повлияет на противостояние с НАТО

Как массовая закупка Су-57 повлияет на противостояние с НАТО
@ Сергей Бобылев/ТАСС

Tекст: Михаил Большаков

Военно-воздушные силы России ждет радикальное обновление. Истребитель Су-57, на который возлагали столь большие надежды и который много лет выпускался в очень ограниченной партии, наконец-то будет закуплен в массовом количестве. Как это повлияет на сценарий возможного конфликта России с НАТО – и не надорвется ли российский военный бюджет?

Формальное сравнение по числу истребителей пятого поколения, которое неоднократно звучало при сопоставлении Военно-воздушных сил России и вероятных противников, до сих пор производило двойственное впечатление.

С одной стороны, разработав полноценный истребитель пятого поколения, которым является Су-57, Российская Федерация смогла наверстать определенное отставание от США. Пентагон еще в середине 2000-х годов смог принять на вооружение около двух сотен истребителей F-22, относящихся к указанному пятому поколению.

С другой, вплоть до нынешнего времени Су-57 существует лишь в единичных экземплярах. В то время как у США и их союзников стартовала следующая истребительная программа, в рамках которой F-22 были дополнены еще и четырьмя сотнями новейших истребителей F-35.

Единственным ответом России на все эти технологические новинки были истребители поколения 4+ и 4++, которые могли лишь частично обеспечивать паритет в противостоянии со странами НАТО. К таким машинам относились Су-35 (истребитель, поколение 4++), Су-30 (истребитель, поколение 4+) и Су-34 (истребитель-бомбардировщик, поколение 4++). Все эти машины были разработаны на основе крайне удачной машины Су-27.

Конечно, разделение самолетов по «поколениям» является во многом формальным. Разница в боевых возможностях между присвоенными категориями 4, 4+, 4++ или 5 гораздо меньше, нежели между первым и вторым или же вторым и третьим поколениями истребительной авиации. Но даже при условии такой оговорки тезис о стратегическом отставании России от США и стран НАТО в вопросе паритета в истребительной авиации выглядит обоснованным.

Оборонительная доктрина

Впрочем, слово «паритет» при анализе возможностей совокупных российских ВВС и военно-воздушных сил НАТО стоит рассматривать не просто в виде формального перечисления «тысяч истребителей стран НАТО» против «нескольких сотен российских».

В рамках современной российской военной доктрины перед ВВС страны отнюдь не ставится задача обеспечения глобального военного присутствия. Российская военная доктрина в первую очередь оборонительная, и она подразумевает возможность нанесения неприемлемого ущерба любому агрессору. В конце концов, никаких планов по «броску через Ла-Манш» у России, в отличие от СССР, нет и в помине, а любые выкладки по этой теме являются не более чем дешевыми спекуляциями. Отсюда вытекает простой критерий оценки того, являются ли «необходимыми и достаточными» предложенные в качестве программы закупок 76 истребителей Су-57.

Как уже было сказано, без участия Су-57 противостояние с вероятным противником в виде блока НАТО с течением времени становилось бы все более опасным для России. В случае же, если нынешние, существующие и перспективные количества истребителей предыдущих поколений будут усилены сразу несколькими полками Су-57, это создаст совсем иную картину противостояния.

В таком сценарии для уничтожения или хотя бы значительного ослабления российских Военно-воздушных сил любому возможному противнику придется сконцентрировать против России военно-воздушный кулак, превосходящий их по мощности. Даже для стран НАТО это означает, что в этом варианте против России необходимо будет сосредоточить практически полный наличный состав военно-воздушных сил альянса. Так как в противном случае, при участии Су-57, да еще и усиленных самолетами ДРЛО, наземными радарами, разведчиками, танкерным флотом, разветвленной сетью аэродромов базирования и поддержанных системой ПВО страны и истребителями прошлых поколений, итоговый счет будет или равным, или же и того хуже – не в пользу ВВС НАТО.

Ну а такого рода концентрация «всей королевской рати» исключительно против России сразу же переводит возможный конфликт на совсем иной уровень. Такой, где применение стратегических ядерных сил (кстати, уже прописанное в российской военной доктрине для такого случая) становится не просто возможным и разрешенным, но уже и весьма вероятным ответом.

Таким образом, задача будущих Су-57 – это нанесение неприемлемого ущерба любому агрессору и вывод возможного конфликта на глобальный уровень. А такая задача вполне решается и в случае наблюдаемого расклада «76 Су-57 против 600 F-22 и F-35».

И об экономике

Предложенный темп производства Су-57, который подразумевает изготовление и постановку на вооружение 76 самолетов за девятилетний период (до 2028 года), также выглядит реалистичным. По сути, это означает, что начиная с 2020 года в войска ежегодно будет поступать по восемь–девять Су-57. И это уже нельзя назвать «единичными машинами», как это выглядело в предыдущем варианте программы – 16 самолетов за 10 лет.

Не выглядит проблемой для военного бюджета России и озвученная сумма контракта по Су-57. Сумма от 160 до 170 млрд рублей, необходимая для производства 76 машин, также оказывается «размазанной» по практически десятилетнему периоду, что делает ежегодные инвестиции в программу достаточно скромными.

Конечно, нужно учитывать, что поступление Су-57 в строевые части будет происходить также постепенно.

Необходимо иметь в виду и выбывание самолетов предыдущих поколений. Например, уже с 2020 года планируется списание всех истребителей-бомбардировщиков Су-24, что неизбежно поднимет нагрузку на остающиеся машины.

Вторым фактором являются и изначально адаптированные требования к истребителям Су-57 установочной партии, которые будут выпускаться в серийном облике, но будут укомплектованы двигателями предыдущего поколения (фактически 4++). Двигатель второго этапа, так называемое изделие 30, который обеспечит Су-57 сверхзвуковую крейсерскую скорость, должен быть готов к 2023 году. После этого начнутся серийные поставки Су-57 с новыми двигателями, а истребители первых годов производства, скорее всего, будут планово модернизироваться.

Таким образом, программа широкомасштабных закупок Су-57 является однозначным шагом в нужном направлении, который позволит вывести российские Военно-воздушные силы на качественно новый уровень. 

..............