Взгляд
4 декабря, суббота  |  Последнее обновление — 13:24  |  vz.ru
Разделы

"Зеленой" энергетике Германии нужен "Северный поток – 2"

Василий Федорцев
Василий Федорцев, политолог, германист
Потребность Германии в природном газе в ближайшее время будет только расти, и газ этот будет в первую очередь российским – уже просто потому, что возможности переключиться на других крупных поставщиков у немцев пока нет и в обозримом будущем не будет. Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

Инвалидность изоляцией не лечится

Вероника Леонтьева
Вероника Леонтьева, руководитель направления помощи людям с инвалидностью Синодального отдела по благотворительности Русской Православной Церкви
В России сегодня около 600 психоневрологических интернатов, в них проживают более 155 тысяч человек. И практически каждый из них может жить полноценной жизнью и приносить пользу себе и обществу. Но не живет и не приносит. Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

Украина стала Меккой для нацистов всего мира

Андрей Манчук
Андрей Манчук, политолог
Ультраправые по-прежнему остаются особой опричной кастой, неприкосновенной для украинских законов, а Зеленский заигрывает с этой зигующей публикой, пытаясь заработать ее симпатии. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Меркель проводили на пенсию музыкой из ГДР и факелами

В Берлине во дворе министерства обороны прошла церемония прощания с покидающей пост канцлера ФРГ Ангелой Меркель. Церемония всегда проходит вечером и состоит из нескольких музыкальных композиций, включая национальный гимн и марш. Кроме того, по традиции зажигаются факелы
Подробности...

Сибирячки встретили приход зимы в купальниках и катанием на сап-досках

Жители Новосибирска устроили акцию «Белые пляжи Сибири» в честь прихода зимы. Несмотря на мороз, сибирячки организовали заплыв на сап-досках в купальниках и провели фотосессию на фоне Оби. Акция проходит уже несколько лет и приобрела популярность
Подробности...

Умер певец и композитор Александр Градский

Народный артист России, певец и композитор Александр Градский умер в возрасте 72 лет. Причиной смерти стал инфаркт головного мозга. Здоровье музыканта ухудшилось после перенесенного коронавируса, но несмотря на плохое самочувствие, он до последнего продолжал работать
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В Минтрансе опровергли планы ограничить в России использование личного транспорта

    Главная тема


    Куда исчезают украинцы

    «прямой контракт»


    В «Батькивщине» не исключили переговоров Киева с Газпромом о покупке газа

    заявление президента


    Байден отказался признавать «красные линии» в контексте Украины

    «сам нарвался»


    Кинокритик Долин объяснил, за что его обматерил Ридли Скотт

    Видео

    наказание за Тайвань


    Китай обнулил Литву

    реформы 1991 года


    Как соратники Ельцина уничтожили КГБ

    трагедия в «Листвяжной»


    Угольные короли ответят за смерть шахтеров

    борьба за власть


    Украину готовят к реваншу Порошенко

    национальный вопрос


    Русский язык в Татарстане вызвал новые споры

    опричная каста


    Андрей Манчук: Украина стала Меккой для нацистов всего мира

    жить полноценной жизнью


    Вероника Леонтьева: Инвалидность изоляцией не лечится

    зеленая революция


    Василий Федорцев: «Зеленой» энергетике Германии нужен «Северный поток -2»

    на ваш взгляд


    Пугают ли вас ИНН, QR-коды и прочие присваиваемые людям цифровые идентификаторы?

    Пятое на двоих

    Один из вариантов облика перспективного французско-британского истребителя
       7 ноября 2014, 22:15
    Фото: dassault-aviation.com
    Текст: Дмитрий Литовкин

    Западная Европа решила не оставаться в стороне от разработки одного из самых важных видов оружия будущего – истребителя пятого поколения. Франция и Великобритания заявили о совместных планах по проектированию машины. Техническая возможность у обеих стран для этого есть – и у каждой из сторон есть свои резоны для создания такого альянса.

    Вслед за США, Россией и Китаем истребитель пятого поколения намерены создать Великобритания и Франция. Об этом объявила британская оборонно-промышленная группа BAE Systems, анонсировав совместную работу с французской Dassault Aviation по разработке истребителя пятого поколения Future Combat Air System (FCAS). На начало работы стороны выделяют 120 млн евро. Создание машины, по мнению специалистов, должно гарантировать Лондону и Парижу не только военно-техническую независимость от Вашингтона, но и долю мирового рынка авиационной техники следующего поколения. До последнего времени о подобных работах во Франции не было и речи.

    Разработка Future Combat Air System (FCAS) должна гарантировать Парижу военно-техническую независимость от Вашингтона

    Гонка технологий

    Американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor уже активно эксплуатируется ВВС США. В настоящий момент он даже принимает участие в операции коалиционных войск против армии «Исламского государства*» в Ираке. Его главный конкурент – российский ПАК ФА (Т-50) – активно проходит цикл испытаний и с 2016 года, как ожидается, начнет массово поступать в войска. Не отстает и Китай со своим J-20. И, хотя эту машину называют клоном американского легкого истребителя пятого поколения F-35 Lightning, тяжелого F-22 Raptor и сразу двух российских машин (Т-50 и не пошедшего в серию МиГ 1.42), «китаец» – очень серьезный конкурент.

    На пятое поколение замахнулись и куда мене маститые в военном авиапроме, но не менее амбициозные страны. Например, Япония с Mitsubishi ATD-X Shinshin или Индонезия, представившая на проходящей в Джакарте выставке вооружений и военной техники IndoDefence совместный с Южной Кореей проект истребителя IF-X Block I. Пусть и с натяжкой, но его можно также назвать самолетом пятого поколения, особенно если страны договорятся о развитии проекта и создании IF-X Block II.

    Замахнувшаяся на столь масштабный проект компания Dassault Aviation производит истребители Rafale, которые в «Сухом» называют «хорошей машиной». Rafale уникален тем, что заменяет в вооруженных силах Франции сразу семь типов боевых самолетов: истребитель-бомбардировщик Jaguar, палубный штурмовик Super-Etendard, палубный истребитель Crusader, тактический истребитель Mirage F1, перехватчик Mirage 2000С, ударный самолет Mirage 2000N/D, евростратегический атомный бомбардировщик и разведчик Mirage IV. В перспективе Rafale первым из всех европейских истребителей получит и радар с активной фазированной антенной решеткой. Это вплотную приблизит его к истребителям пятого поколения. Впрочем, на этом серьезные достоинства французской машины заканчиваются. Rafale очень специфичен и дорог в обслуживании, требователен к местам базирования. Из-за этого Dassault Aviation не смогла продать его никому, кроме французских военных – за единственным исключением. Знаменитый контракт с Индией, где Rafale обошел российский Миг-35, может быть расторгнут: Париж отказался предоставить Дели технологии производства Rafale, что предусматривалось соглашением.

    «Франция действительно в состоянии создать истребитель пятого поколения, – высказал свое мнение газете ВЗГЛЯД редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. – Для Парижа это дело чести, если хотите, демонстрация технологической и военной независимости от США. Вашингтон буквально выкручивает руки своим союзникам, продвигая свой легкий истребитель пятого поколения F-35 Lightning».

    Сложности конкуренции#{weapon}

    «Мне кажется, что франко-британский альянс нежизнеспособен, – высказал свое мнение газете ВЗГЛЯД глава Центра АСТ Руслан Пухов. – Есть много примеров создания совместных предприятий в области разработки военной техники, но все они умирали. Например, французы планировали вместе с немцами создать основной европейский танк. В итоге Франция сконцентрировалась на «Леклерке», а Германия – на своем «Леопарде».

    В случае с FCAS речь может идти скорее о политическом, чем техническом альянсе. У Парижа нет средств на самостоятельную разработку истребителя пятого поколения. К примеру, создание и производство F-22 обошлись США в $74 млрд. В то же время бремя расходов можно снизить, пригласив партнеров. Например, британскую Rolls-Royce, которая вместе с американской General Electric получила контракт Пентагона на создание альтернативного двигателя для F-35. На проект планировалось потратить не менее $2,47 млрд. Однако в последний момент американские военные решили ограничиться только одним двигателем F135 компании Pratt & Witney.

    Заключая альянс, по всей видимости, французская сторона рассчитывает, что у Rolls-Royce есть наработки перспективного двигателя для FCAS. А это может сократить расходы на всю программу разработки перспективного истребителя вдвое.

    Впрочем, Пухов напоминает, что в Европе уже существует оборонный альянс, занятый производством одного из конкурентов Rafale – истребителя Eurofighter Typhoon. Самолет разрабатывался и производится фирмой Eurofighter GmbH, созданной в 1986 году консорциумом итальянской Alenia Aeronautica, британской BAE Systems и европейской EADS. Самолет поставлен на вооружение ВВС Германии, Италии, Испании и Великобритании. Кроме того, Австрия заказала 15 истребителей Typhoon, Саудовская Аравия подписала контракт стоимостью 4,43 миллиарда фунтов стерлингов на поставку 72 самолетов. Забавно, но именно Rafale и истребитель Eurofighter Typhoon вышли в финал тендера индийского MMRCA на поставку 126 многофункциональных средних истребителей для ВВС Индии. Dassault Aviation должен заработать $10,4 млрд. Позволят ли конкуренты развернуться французам и в этот раз – большой вопрос.

    Борьба поколений

    Вступление Франции в гонку технологий пятого поколения – это еще и желание не упустить авиационный рынок. F-22, Т-50 не станут массовым товаром. Цена одного Raptor колеблется в районе $140 млн, российская машина будет не намного дешевле. Индия планирует закупать ПАК ФА по цене $100 млн за самолет.

    Поэтому на первый план выйдут такие истребители, как F-35 Lightning – и, возможно, как раз новый французско-британский истребитель. По американским прогнозам, рынок легких истребителей пятого поколения оценивается в 2,5 тыс. машин, что действительно делает создание FCAS экономически перспективным.

    Но главная проблема в том, что конкурировать французам придется не с американцами и русскими, а с целой армией молодых авиационных держав, строящих собственные легкие истребители пятого поколения: Китаем, Японией, Индонезией и Южной Кореей. Уже понятно, что китайские и индонезийские машины для ряда покупателей Африки и Ближнего Востока окажутся доступней французских.

    На недавней выставке в Чжухае Пекин уже анонсировал свой ответ F-35 – боевой самолет следующего поколения J-31 и «Проект 310». По словам представителей авиастроительной компании AVIC, его разрабатывают «не для поставок на зарубежные рынки и конкуренции с F-35, а для ВВС КНР». Но верится в это с трудом. В последние годы Китай стал одним из главных игроков на оружейном рынке стран третьего мира – например, в Бангладеш, Ливане, Иране, Малайзии, Марокко, Нигерии, Шри-Ланке и Алжире – где успешно теснит не только западные компании, но и российские. Это значит, что будущий FCAS, скорее всего, останется не более чем личным достижением Франции в технологической гонке авиационных поколений.

    * Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •