Взгляд
25 октября, понедельник  |  Последнее обновление — 06:58  |  vz.ru
Разделы

Ответственность – ключевое слово в отношениях человека и оружия

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Отстаньте от русского закона об оружии – в нем все верно, хотя я лично, конечно, за короткоствол, а травматы бы запретил совсем, так как это оружие безответственности. Подробности...
Обсуждение: 35 комментариев

Правота превратилась в религию

Алексей Алешковский
Алексей Алешковский, сценарист
Так уж повелось, что чем свободнее мы живем, тем шире героическое недовольство. А чем оно шире, тем больше его приходится сужать. Подробности...
Обсуждение: 62 комментария

России не с кем идти в ногу в будущее

Игорь Караулов
Игорь Караулов, поэт, публицист
Утверждение новой общественной и экономической модели, которая бы пришла на смену изжившему себя современному капитализму, – это настоящая революция. Подробности...
Обсуждение: 88 комментариев

В Японии всплыли «корабли-призраки» времен Второй мировой

В районе японского острова Иводзима землетрясение подняло со дна затопленные корабли-призраки времен Второй мировой войны. Из-за сейсмической активности всплыли 24 остова судов
Подробности...

Определена самая красивая мигрантка России

На церемонии в «Президент-Отеле» объявлена победительница конкурса красоты, который провела Федерация мигрантов России. Корону получила 25-летняя Рушана Каримова из Узбекистана. В финал также вышли девушки из Киргизии и Таджикистана
Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Портреты победителей конкурса «Учитель года России» разных лет

4 октября в ГУМе открылась выставка портретов учителей года разных лет – все они олицетворяют собой образ современного российского педагога. Выставка будет экспонироваться до 9 октября, после этого она украсит собой праздничный концерт ко Дню Учителя в Государственном Кремлевском дворце. На фото: Екатерина Алексеевна Филиппова «Учитель года России – 1996»
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Военные арестовали премьер-министра Судана

    Главная тема


    Эрдоган идет к разрыву отношений с Западом

    «базовые потребности»


    Киев выдвинул России новые требования по Крыму

    случай в тайге


    Шойгу рассказал о необычном обогревателе в палатке Путина в тайге

    мир голливуда


    Стивен Сигал назвал ответственных за выстрел Болдуина на съемках

    Видео

    поставки газа


    Европа потребовала от Газпрома стать благотворителем

    пролив Цугару


    Чем страшны угрозы японцев устроить ВМФ России «кровавый морской путь»

    патентное право


    Samsung уличили в копировании российской технологии

    Харьковские соглашения


    Зеленский применил Черноморской флот против оппонентов

    Свадьба великого князя


    Глава канцелярии Дома Романовых: Монархия может возродиться через референдум

    имперская миссия


    Владимир Можегов: Трехсотлетие Российской империи проходит совсем незаметно

    человек без гражданства


    Иван Иванюшкин: Хорошо, что Бунин не вернулся в СССР

    особый путь


    Игорь Караулов: России не с кем идти в ногу в будущее

    на ваш взгляд


    Как вы относитесь к позиции антипрививочников?

    «Гарантия того, что это будет вбито»

    Константин Ушаков, главный редактор журнала «Директор школы»
    Закон об образовании вызвал серьезную полемику
       2 февраля 2011, 21:20
    Фото: РИА "Новости"
    Текст: Роман Крецул

    «Это абсолютно фантастическая вещь, почему государственный язык не оказался в перечне обязательных», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Директор школы», председатель жюри всероссийского конкурса «Директор школы – 2011» Константин Ушаков. Так он оценил скандальные планы по введению новых образовательных стандартов.

    На этой неделе завершилось общественное обсуждение законопроекта «Об образовании». Документом предусматривается, в частности, введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Предметы для изучения разделятся на обязательные, бесплатные предметы по выбору и платные предметы по выбору. Обязательными для изучения каждым учеником старшей школы останутся три курса: Россия в мире, ОБЖ и физкультура.

    Вообще, возникло ощущение, что эти стандарты, и вообще закон, написаны для некоторого не очень развитого индустриального общества

    К 15 февраля авторы ФГОС представят доработанную версию стандартов старших классов в Минобрнауки РФ, после чего предстоит долгий этап обсуждения и согласования в различных инстанциях.

    Законопроект вызвал серьезную дискуссию. Газета ВЗГЛЯД обратилась к главному редактору журнала «Директор школы», председателю жюри всероссийского конкурса «Директор школы – 2011» Константину Ушакову с просьбой прокомментировать разные положения законопроекта.

    ВЗГЛЯД: Константин Михайлович, какие, на ваш взгляд, главные принципиальные изменения предполагают законопроект и нормы об образовательных стандартах, и как вы к ним относитесь?

    Константин Ушаков: У меня ощущение такое: это декларативный документ, который будет, очевидно, выполняться точно так же, как и многие предыдущие. Дело в том, что он не операционален. Если мы говорим о стандартах или о том, что школы должны представлять программы, – это профессиональная деятельность, которая сегодня выходит за рамки компетенции педагога, во всяком случае, их к этому не готовили. Одна из особенностей нашего законотворчества заключается, на мой взгляд, в постановке нереалистических целей. Ничто так не демотивирует людей, как нереалистические цели. А поскольку совершенно понятно, что эти стандарты не могут быть реализованы, то дальше начнется привычная для всех имитация деятельности.

    Когда последние три года, например, было принято говорить об инновациях, то практически все школы говорили об инновациях, часто ничего при этом радикально не меняя. Теперь слово «инновации» будет заменяться на слово «стандарт», и, в общем, меняться будет столь же мало. Никто не говорит, как это сделать. Указано, что, но не говорится, как.

    Реализация того, что заложено в законе, очень маловероятна, потому что вопрос в том, кто это будет делать. Квалификация людей и их состояние сегодня не позволяют это реализовать.

    ВЗГЛЯД: Вокруг законопроекта возникла серьезная полемика, высказывались многие опасения, критика.

    К. У.: Опасность этих стандартов заключается в еще большем усилении дифференциации, чем раньше. Сегодня и так возник крайне трудно устранимый разрыв между школами, которые занимают достойное место, и школами, которые не могут до этого дотянуться, не будучи обеспеченными ни человеческими, ни материальными ресурсами.

    На мой взгляд, одна из самых неприятных вещей, – поддержка процессов дифференциации населения. Хотя, возможно, это делалось вполне сознательно с той точки зрения, что этот стандарт допускает пополнение рядов неквалифицированной рабочей силы.

    Вообще, возникло ощущение, что эти стандарты и вообще закон написаны для не очень развитого индустриального общества, хотя мы вроде бы говорим, что приступили к постиндустриальной фазе.

    ВЗГЛЯД: То есть эти стандарты – не для будущих студентов?

    К. У.: Абсолютно нет. Здесь удастся выцепить ограниченное количество способных людей, которые, честно говоря, и так получили бы это образование. Но это приведет, безусловно, к резкому снижению среднего уровня.

    ВЗГЛЯД: Идеи о дифференциации озвучиваются уже не первый год и пользуются популярностью у чиновников. Каково ваше к ним отношение?

    К. У.: Последнее время мне стало казаться, что финская система образования значительно более человечна. Она заключается в простой вещи: всяческая дифференциация до 15 лет законодательно запрещена. До 15 лет ребенку в школе не позволят взять ни одного факультатива.

    Цель финской школы – не вытащить несколько гениев. Качество ее работы определяется минимальным разрывом между самыми сильными и самыми слабыми. Критерий – минимальный разрыв.

    С этой точки зрения дифференциация представляется мне ненужной сейчас. Может быть, это кому-то покажется совсем крамолой, но если мы и должны на что-то работать сейчас, то это должно быть более однородное общество в целом. Система образования сегодня продуцирует расслоение. Это скверно по своим последствиям.

    ВЗГЛЯД: И предметы «Россия в мире» и тому подобные не исправят этого?

    К. У.: Я работал в школе еще в советские времена. Десятиклассник мог написать замечательное сочинение о Павле Корчагине, потом тут же выйти в школьный двор, взять первоклассника за ноги, вытряхнуть из него мелочь и пойти позавтракать. Одно другому не мешает. В этом смысле подобный предмет точно ничего не даст, кроме набора слов, которыми ребенок научится оперировать, чтобы имитировать нечто.

    #{interviewsociety}ВЗГЛЯД: Как вы можете объяснить тот набор обязательных предметов, который предусмотрен этим законом: Россия в мире, ОБЖ и физкультура?

    К. У.: Похоже, это именно те предметы, которые в качестве дополнительных мало бы кто выбрал. Это гарантия того, что это будет вбито. На самом деле, как соотносится курс «Россия в мире» с традиционным курсом истории, абсолютно непонятно.

    ВЗГЛЯД: Не будут ли в связи с этим переписаны учебники истории?

    К. У.: Во всяком случае, этот предмет может оказаться в весьма серьезном противоречии с традиционными существующими учебниками. Этого же учебника как такового сегодня нет. Это, по-моему, очень конъюнктурная идея, которая бросает тень на весь стандарт в целом. Традиционная вещь – если чего-то не хватает, с нашей точки зрения, в результатах обучения – введем новый предмет. Нам не хватает патриотизма – введем такой предмет. Боюсь, что проблема такого рода в рамках новых предметов вообще не решается.

    ВЗГЛЯД: Как вы оцениваете то, что часть предметов переводится в категорию платных?

    К.У.: Есть обязательные предметы, есть предметы по выбору, которые все равно оплачивает государство на базовом или профильном уровне. Возникают новые образовательные потребности, которые не удовлетворяются тем, что покрывает государство. Если говорить честно, то у меня есть ощущение, что приходит эра дополнительного образования.

    Это совершенно понятно, что государство хочет сэкономить – и сэкономит, ограничив объем средств, поступающих в образование. Платные предметы будут. Система дополнительного образования сегодня очень сильно развивается и дает очень интересные результаты.

    ВЗГЛЯД: Почему в перечень обязательных предметов не вошел русский язык?

    К. У.: Это абсолютно фантастическая вещь, почему государственный язык не оказался в перечне обязательных. Я многократно принимал участие в обсуждении этих стандартов, но я не услышал ни одного экспертного мнения в поддержку этого.

    Понимаете, это декларация, которая, я думаю, точно так же не будет реализована.

    Им показалось, что сейчас модно говорить о патриотизме, – возьмем предмет. У нас есть проблема терроризма – введем ОБЖ.

    По мнению Константина Ушакова, законопроект носит декларативный характер (фото: konkurs.direktor.ru)

    По мнению Константина Ушакова, законопроект носит декларативный характер (фото: konkurs.direktor.ru)

    ВЗГЛЯД: Вообще, проблемы имитации деятельности в школе – как учениками, так и учителями, которым приходится писать множество планов и отчетов, – стоит довольно остро.

    К. У.: Здесь есть несколько проблем. Во-первых, директора и учителя пишут огромное количество дублирующих документов. Это говорит об очень низком уровне квалификации муниципального звена. Им просто лень заглянуть в те данные, которые они собрали, они не умеют работать с базами данных, им проще попросить еще раз.

    Во-вторых, все современные успешные модели говорят о том, что планировать и отчитываться приходится. Вопрос объемов. Сегодня они абсолютно неразумны. Кстати, если посмотреть новый стандарт, то при этом порядке многократно, я не преувеличиваю,  возрастает количество планов и отчетов.

    ВЗГЛЯД: Несмотря на критику законопроекта, мало кто находит удовлетворительным и нынешнее состояние школы. Что следовало бы, на ваш взгляд, поменять в первую очередь?

    К. У.: Есть ключевое звено, которое позволяет решить проблему. Это профессионализм педагогов. Все системы образования, которые сегодня реально успешны, возьмем ли азиатские, или европейские, – достигли своих высоких результатов не такими уж большими вложениями. Они правильно определили точку вложения – они вкладывали в профессионализм педагогов.

    У нас сегодня когорта педагогов пополняется, по очень меткому выражению, с помощью двойного отрицательного отбора. В педагогические вузы идет около 30% самых слабых выпускников. Мы можем сколько угодно говорить о низком престиже учительской профессии. Это, конечно, частично связано с зарплатой. Но не может быть уважаемой профессия с таким массовым дипломом. Это самый легкодоступный диплом. Каждый третий продавец в московском супермаркете имеет педагогическое образование.

    Теперь смотрите – 30% самых слабых выпускников поступили. Из вуза в школу снова пойдет не больше 30% и снова не самых сильных. Поэтому первые меры – это, конечно, педагогическое образование. Но поскольку этот процесс не быстрый, то необходима прямая помощь педагогам на местах. Их нужно обучать. Самое успешное обучение – на рабочем месте. В школу должны прийти специалисты. Если сейчас вложить деньги в поддержку профессиональной деятельности, у нас есть шансы. Если этого не сделать, то все документы – абсолютная декларация. Некому реализовывать.

    ВЗГЛЯД: Лучший директор школы 2010 года Ахтам Чугалаев рассказывал, что самостоятельно создал такую систему в своей школе...

    К. У.: Ахтам – просто гениальный руководитель, который увидел возможность и не выпустил ее. Такую модель могут использовать не все. Во-первых, у Ахтама очень большая школа. Во-вторых, он был первым на этом пути. Всем так не удастся, только первым. Нам нужна служба. То, что раньше функционировало как служба поддержки, их называли методическими службами – сегодня это просто придаток районных управлений. Это чиновники, они не идут в школу помогать.

    ВЗГЛЯД: Как вы оцениваете опыт советской школы сравнительно с нынешней ситуацией?

    К. У.: Советская школа отлично справлялась с задачей подготовки специалистов для индустриального общества – заводские трубы и колонны на марше. Школа абсолютно точно знала, кого оно должна выпустить, с какими характеристиками и т. д. Нужны были «технари». «Технари» делались в огромном количестве. Если посмотреть на список московских вузов доперестроечного периода – на 30 только один гуманитарный. Но гуманитарии и сегодня некоторым людям кажутся роскошью. «Технарем» руководить намного проще – не очень образованный человек, но хорошо знающий математику, легко управляем, он вписывался в эту систему военизированной экономики.

    Сегодня ситуация другая. Другие требования к успешно социализировавшемуся человеку. Система образования разваливается не только потому, что на нее давят.

    Она просто неадекватна нынешнему представлению о том, в какой ситуации мы живем и кто нам нужен. Вы не можете в такой системе воспитать человека социально подвижного, она заточена на совершенно другое. Поэтому то, что она разрушается, – это не только ее чиновники разрушают (хотя руку, конечно, прикладывают), но она сама по себе неадекватна. Мы вспоминаем о своем детстве с ностальгией, но то были сильно другие времена. С тем набором сегодня жить было бы нельзя.

    ВЗГЛЯД: И сейчас основная задача – найти, сформулировать новый «набор»?

    К. У.: Весь мир кричит «караул» по этому поводу. Очень многие страны, в том числе и весьма успешные, говорят о том, что есть тяжелейшие проблемы с образованием. Мы не забежали здесь вперед, это точно. Что в советской школе было сильно – ориентация на так называемую знаниевую компоненту. Это мы тогда делать умели. Но мы не умели делать другого. У нас не получалось, да и сегодня не получается то, что сегодня назвали модными словами «компетентностные подходы», то есть надпредметные знания и умения. Говорят, что в этом отношении очень успешны сегодня азиатские страны, но, в общем, проблема образования для постиндустриальной эпохи есть абсолютно у всех. Мы не единичны в своих затруднениях. Многие ушли намного дальше.

    Вообще, здесь важно соизмерять возможность. У социологов есть такая оценка: мы относимся к категории стран так называемой второй группы по уровню ВВП на душу населения. Это средняя группа, примерно от 11 до 22 тыс. долларов на человека в год. Мы не относимся к первой группе (США, Франция, Германия, Англия), с которой так любим сравниваться. Их образовательные системы располагают значительно большими ресурсами. Вторая группа – это Чили, Турция, Мексика. И хотя для нас унизительно сравниваться с такими государствами, тем не менее наши экономические возможности в области образования адекватны как раз этой группе. Нас сейчас не надо сравнивать себя с передовыми странами, это нам не по карману.


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •