Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

9 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

11 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

5 комментариев
11 февраля 2009, 18:42 • Общество

Кризис укрепит семьи

Социологи: Кризис повлияет на отношение к семье

Кризис укрепит семьи
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Дмитрий Усов

Кризис заставит россиян более внимательно относиться к семье и близким, уверены эксперты Всероссийского центра изучения общественного мнения. Социологи считают, что страх потерять работу и постоянный доход будет лишь способствовать возрождению семейных ценностей. «Цементировать» семью будет и стремление россиян к экономии, которое в последнее время стало совершенно очевидным: кризис изменил потребительские привычки россиян.

Финансовый кризис укрепит семьи россиян, считают эксперты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Сейчас россияне начинают ценить тыл, в кризис, как правило, люди вспоминают о близких

«Сейчас россияне начинают ценить тыл, в кризис, как правило, люди вспоминают о близких», – приводит РИА «Новости» слова директора по коммуникациям ВЦИОМ Ольги Каменчук.

Граждане понимают, что карьера, дорогие машины и модные вещи – дело второстепенное, а в семье можно найти настоящее утешение и покой в такие сложные кризисные времена, уверена эксперт. «Предполагаю, что семейные ценности – главным образом от испуга – возобладают. Сейчас будут больше укреплять семьи», – резюмирует она.

В свою очередь руководитель управления социальных исследований ВЦИОМ Елена Пахомова добавила, что семьи по-прежнему ориентируются на рождение детей: «Кризис должен быть очень долгим по времени, чтобы изменилось намерение рожать или не рожать».

Коллеги социологов из ВЦИОМ называют дополнительные причины появления доверительных отношений в российских семьях, в частности, цементирует семьи стремление к экономии и желание обрести поддержку.

«Можно вспомнить прошедшие кризисы 90-х годов, когда людям подолгу не выплачивали зарплату, тогда россияне начинали ценить отношения со стариками-родителями, которые регулярно получали пенсию, пусть и небольшую, – рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД доцент кафедры социологии и демографии социологического факультета МГУ Александр Синельников. – Таким образом, мы видим, что кризис способствует укреплению родственных связей: женщины, которые боятся потерять зарплату, держатся за своих мужей, родители не хотят портить отношения со взрослыми детьми, – перечисляет эксперт. – В условиях кризиса выжить проще, когда семья большая, источников дохода несколько и есть уверенность, что хотя бы один из них не пропадет».

Кстати, эксперты отмечают, что особо деликатного подхода требует ситуация, когда «за кормильца» в семье остается жена.

«Если женщине приходится работать одной, а мужчина совсем потерял работу, то, может быть, нужно подумать о том, как перераспределить семейный бюджет, – посоветовала в эфире канала Russia.ru психоаналитик Наталья Толстая. – Как и где будут храниться деньги, сколько и кому положено брать».

Аналитики Всероссийского центра изучения общественного мнения также свели воедино данные о том, на что именно россияне планируют потратить деньги в текущем году и как эти планы изменились по сравнению с докризисным периодом.

Так, среди потребительских планов россиян на 2009-й, как и в прошлом году, лидирует ремонт в квартире (22%), второе и третье место по-прежнему занимают расходы на туристические путевки (9%) и обучение (8%). Кроме того, по 6% сограждан планируют купить различные виды техники – мобильные телефоны, компьютеры, камеры и фотоаппараты. 5% намерены потратиться на автомобиль или предметы роскоши (ювелирные украшения, антиквариат и т. д.). 4% россиян хотят купить мебельный гарнитур, такие данные приводятся на официальном сайте ВЦИОМ.

Правда, по сравнению с прошлогодними планами нынешние покупательские амбиции россиян выглядят более скромно. Наиболее резко сократились планируемые траты на обучение (с 12% в прошлом году до 8% в 2009-м) и на турпутевку (с 12% до 9%). Несколько реже люди стали планировать сделать ремонт в квартире (22% против 24% в 2008 году), купить компьютер (6% против 8%), квартиру, дом (3% против 5%), загородный дом, дачу, коттедж (1% против 3%), долю в строящемся доме (1% против 3%).

«Вполне логичный процесс, который ВЦИОМ просто-напросто упорядочил в определенные цифры, – прокомментировал ситуацию газете ВЗГЛЯД директор по маркетингу Национальной торговой ассоциации Евгений Фадеев. – В первую очередь сокращение расходов коснулось позиций, не относящихся к товарам первой необходимости».

По мнению маркетолога, это можно связывать как с реальными показателями снижения доходности граждан в связи с сокращениями уровня зарплат и увольнениями, так и с опасениями по поводу таких возможных увольнений.

«Как бы там ни было, все траты, не связанные с острой необходимостью, такие как обучение, отдых, внеплановое лечение, ремонт и т. п. – отложены до лучших времен», – резюмирует Фадеев.

..............