Взгляд
14 августа, воскресенье  |  Последнее обновление — 12:37  |  vz.ru
Разделы

Россия оказалась на пороге новой открытости для мира

Игорь Караулов
Игорь Караулов, поэт, публицист
Если украинский проект тяготеет к закрытости, к созданию общества «для своих», то российский проект в том виде, в каком он сегодня проявляет себя – это проект открытый. Подробности...

Как русские импровизировали, защищая Одессу от нацистов

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
13 августа 1941 года замкнулось кольцо сухопутной блокады вокруг Одессы. Но обороняемый Красной армией приморский город мог снабжаться по Черному морю – а, значит, еще не все было потеряно. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Как России не заразиться «оспой обезьян»

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Как эпидемия «оспы обезьян» в Сан-Франциско связана с ЛГБТ-повесткой? Дело в том, что новая болезнь поражает, прежде всего, одну вполне определенную группу людей. Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

В районе военного аэродрома в Крыму произошла серия взрывов

Во вторник у поселка Новофедоровка – в 30 километрах от Евпатории – на Крымском полуострове произошло несколько взрывов. По информации Минобороны, на военном аэродроме Саки сдетонировали авиационные боеприпасы. По предварительным данным, есть один погибший, также пострадали несколько человек, которые были доставлены в Сакскую районную больницу. Власти установили пятикилометровую зону оцепления в Новофедоровке
Подробности...

В подмосковной Истре сгорел склад интернет-магазина Ozon

В истринском районе Подмосковья сгорел склад интернет-магазина Ozon – одного из крупнейших в России. В момент возгорания на складе находилось более тысячи человек. По предварительным данным, в результате пожара погиб один человек, еще 13 пострадали. Местонахождение 20 человек остается неизвестным. По одной из версий, причиной возгорания мог стать поджог
Подробности...

В Петербурге прошел парад в честь Дня ВМФ

В Петербурге и Кронштадте прошел Главный военно-морской парад страны, в нем участвовали более 40 кораблей, катеров и подлодок, а также более 3,5 тыс. военнослужащих. Мероприятие было приурочено к 326-й годовщине Военно-морского флота России
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Эксперт объяснил логику ВСУ при обстрелах Запорожской АЭС

    Главная тема


    Как понимать сводки Минобороны России

    Удары ВСУ


    Власти Запорожской области предложили остановить ЗАЭС

    Конкуренция внутри ЕС


    Германия проиграла Италии в борьбе за газ из Катара

    «Деликатно и тщательно»


    Amnesty International захотела узнать, «что именно пошло не так»

    Видео

    погодный фактор


    Время стало играть против Украины

    неполитические методы


    У США остался последний шанс остановить Трампа

    спланированные действия


    Прибалты использовали Зеленского для «отмены русских»

    новая эмиграция


    Латвия увидела опасность в российских оппозиционерах

    НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ


    Как Россия восстанавливалась после краха СССР

    воссоединение родины


    Саид Гафуров: Как найти ключ к решению проблемы Тайваня

    исход неизбежен


    Ирина Алкснис: Подтирать Еревану сопли больше никто не будет

    гей-риски


    Сергей Худиев: Как России не заразиться «оспой обезьян»

    на ваш взгляд


    Надо ли запретить въезд в Россию гражданам Латвии и Эстонии в ответ на санкции против россиян?

    США остаются без космоса

    До снятия с эксплуатации корабли совершат еще, как минимум, девять полетов
       10 июля 2008, 19:11
    Текст: Геннадий Нечаев

    Завершающий старт почти 30-летней программы использования «шаттлов» должен состояться 31 мая 2010 года, когда корабль Endeavour отправится в рейс к МКС. С 2010 по 2015 год, когда в строй должен вступить корабль нового поколения Orion, американская пилотируемая космонавтика будет полностью зависеть от российских кораблей. Впрочем, влияние советской конструкторской школы заметно и в будущих американских челноках, на создание которых пока не хватает денег.

    В настоящее время в эксплуатации остаются всего три корабля из шести построенных: Discovery, Atlantis, и Endeavour. Шаттлы Challenger и Columbia были потеряны в катастрофах в 1986 и 2003 годах соответственно, а первый корабль серии, Enterprise, послужил технологическим демонстратором: он использовался только для испытаний в земной атмосфере а позднее – как наземный стенд для апробации изменений, вносимых в конструкцию остальных кораблей.

    В создании американского аналога принимали активное участие отечественные предприятия и специалисты

    До снятия с эксплуатации корабли совершат еще, как минимум, девять полетов: два в 2008 году, пять в 2009 и три в 2010 году. Однако возможно, что и по завершении активной службы легендарные космические ветераны не сразу отправятся на покой.

    Некоторые авторитетные деятели американской космонавтики требуют выделения средств для консервации «Шаттлов» и связанной с обеспечением их полетов наземной инфраструктуры, чтобы можно было использовать их в качестве резервного варианта на случай непредвиденных ситуаций в космосе.

    Уточним, что в начале столетия приоритеты американской космической программы круто изменились. Если раньше в качестве основной цели рассматривалось создание постоянно действующей орбитальной станции, для обслуживания которой был нужен приемник «шаттлов» – многоразовый корабль Х-33(на разработку которого потрачено около 1,5 млрд долларов), то после развертывания МКС, где американцы свободно могут проводить текущие исследовательские программы, требующие участия человека, NASA нацелилась на Луну. А для этой цели нужен принципиально иной корабль.

    Действительно, при всей привлекательности в качестве «рейсового автобуса», многоразовый корабль обладает рядом недостатков, ограничивающих сферу его применения околоземными орбитами.

    Так, старт и особенно посадка таких кораблей сильно зависят от метеоусловий: врожденный недостаток, доставшийся в наследство от предка-самолета. Кроме того, крыло многоразового корабля выполняет свою функцию лишь краткий срок – при посадке, а в космосе представляет собой совершенно ненужную тяжелую конструкцию, для доставки которой на орбиту требуется дополнительное горюче, что тянет за собой снижение веса полезной нагрузки. И уж тем более, при полетах к лишенной атмосферы Луне крыло оказывается и вовсе непозволительной роскошью.

    Взвесив все pro et contra, американские специалисты приняли для нового корабля схему, близкую к той, что используется в России и КНР, и которая использовалась США при покорении Луны.

    Как писала газета ВЗГЛЯД, на период создания нового челнока американцы также попадут в зависимость от российских «союзов».

    Создаваемый для NASA корабль должен стать одноразовым, но при этом очень большим. На презентации проекта в 2006 году глава американского космического агентства Майк Гриффин прямо назвал его «Аполло» на стероидах». Корабль весом 25 тонн и длинной 5 метров будет способен доставить на околоземную орбиту 7 человек и 5–6 к Луне.

    Любопытно, что в конструкции «Ориона» заметно влияние советской конструкторской школы: система аварийного спасения капсулы в случае неудачного старта (установленный в носовой части на специальной штанге блок спасательных двигателей и складное решетчатое крыло, обеспечивающее надежное управление при уходе от аварийного носителя) практически скопирована с «Союза». До сих пор эта схема, применяющаяся с 1967 года, считается самой надежной – с начала ее применения в авариях носителей не пострадал ни один экипаж. В создании американского аналога принимали активное участие отечественные предприятия и специалисты.

    Однако программа «Орион», осуществляемая компанией Lockheed-Martin (которая хотя и не имеет опыта создания пилотируемых кораблей, но ее космические аппараты по надежности превосходят изделия Boeing), довольно скоро столкнулась с обычной проблемой большинства космических программ – недостатком финансирования.

    В ноябре 2007 года на специальных сенатских слушаниях Гриффин заявил, что для завершения работ по кораблю необходимо дополнительно от 2 до 3 млрд долларов. «Когда эта программа начиналась, нам были предоставлены необходимые бюджетные ресурсы для того, чтобы завершить программу полетов космических шаттлов к 2010 году и приступить к использованию корабля Orion в 2012 году. Теперь же ситуация изменилась, и более это невозможно. Самый ранний технически возможный срок создания Orion – это сентябрь 2013 года», – сказал тогда глава NASA. Впрочем, и тогда это не будет означать возвращения США в космос – кораблю нужен носитель. Всего, по прогнозам экспертов, в программу Constellation, в рамках которой и ведутся разработки носителя Ares X-1 и корабля Orion, необходимо вложить минимум 23 млрд долларов в течении ближайших пяти лет.

    Вот эта пауза и вызывает беспокойство части американских законодателей, особенно бывших астронавтов, среди которых и последний человек, побывавший на Луне, – командир экспедиции «Аполо-17», конгрессмен Джин Сернан.

    Экс-астронавты полагают, что в случае катастрофы на орбите и при невозможности немедленного старта «Союза», как минимум, один корабль должен быть готов для выполнения спасательной миссии.

    Действительно, российский корабль, создававшийся как чисто транспортный – для доставки космонавтов на орбитальную станцию, не предназначен для длительного автономного пребывания на орбите, и в силу этого ценность его, как спасателя, при невозможности пристыковаться к аварийному объекту равна нулю.

    Однако эта идея не нравится Гриффину, который полагает, что сохранение инфраструктуры и поддержание готовности кораблей в течение столь длительного времени потребует миллиардных расходов, о чем он прямо заявил на прошлой неделе Конгрессу. Он уверен, что при быстром решении финансовых вопросов возможна лишь еще одна, «неофициальная» миссия после июня 2010 года. Кстати, в двух финальных полетах корабли забросят на МКС максимально возможное количество запчастей и оборудования «на все случаи жизни».

    Кстати, после 32 лет полетов заслуженные ветераны, «шаттлы», займут место в музеях США, причем дележ экспонатов начался уже сейчас. Как утверждает руководитель портала для коллекционеров космических редкостей CollectSpace Роберт Пирлман, «Это будет настоящая война».

    Уже сейчас известно, что на старейший из кораблей, «Дискавери», претендует Смитсоновский музей – один из интереснейших и богатейших авиамузеев мира. На оставшиеся корабли, включая «Энтерпрайз», который сегодня представлен в Смитсоновской экспозиции, положили глаз собрания музея ВВС США в Дейтоне, Огайо, музей Космического центра им. Маршалла в Хантсвиле, Алабама (там же находится штаб-квартира NASA) и сравнительно молодой Evergreen Aviation & Space Museum (МакМилвилл, Орегон), где находится немало редких и уникальных самолетов, включая гигантскую деревянную летающую лодку НК-1 «Фанерный Гусь», построенную Говардом Хьюзом.

    Приведенный список претендентов далеко не полон – в него пока вошли лишь самые крупные и известные собрания: Пирлман не сомневается, что конкуренция будет гораздо более острой – крупных и богатых авиационных музеев в США за сотню. Для нас это поучительный пример отношения американцев к историческому наследию: вспомним хотя бы печальную судьбу «Буранов».


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •