Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран и Израиль играют по новым правилам мировой политики

Сейчас, когда исторический процесс перестал быть искусственно выпрямленным, как это было в холодную войну или сразу после нее, самостоятельные государства многополярного мира, подобно Ирану или Израилю, будут вести себя, исходя только из собственных интересов.

2 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

9 комментариев
5 июня 2008, 19:40 • Общество

Звезды на самолетах меняют цвет

Россия меняет звездочки на самолетах

Звезды на самолетах меняют цвет
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Геннадий Нечаев

Привычный опознавательный знак Российских ВВС – красная пятиконечная звезда – скоро может претерпеть существенные изменения. Ее планируется заменить звездой в цветах национального флага, чтобы она не противоречила закону «О государственном флаге Российской Федерации». Но предстоящее введение нового символа, ведущего преемственность от трехцветной кокарды Российского Императорского Воздушного Флота, уже вызывает неоднозначную реакцию в авиационных кругах.

Правительство РФ на ближайших заседаниях планирует рассмотреть законопроект «О внесении изменений в статью 34 Воздушного кодекса РФ», в числе прочих предусматривающий замену старого знака национальной принадлежности новым – звездой в цветах национального флага. Такие опознавательные знаки уже около полугода наносятся на воздушные суда Пограничной авиации ФСБ России.

Стоит ли менять привычный символ, связанный с тем, чем россияне привыкли гордится – с военной авиацией?

Согласно одному из положений рассматриваемого законопроекта, «в качестве знака государственной принадлежности обязательно наносятся: …на воздушные суда, используемые для осуществления военной, пограничной службы, а также для выполнения мобилизационно оборонных задач, - пятилучевая звезда белого, синего и красного цветов».

Напомним, что до сих пор символика боевой авиации России регламентируется «Положением об опознавательных знаках летательных аппаратов авиации Вооруженных сил СССР», введенным приказом ГК ВВС от 20.06.74 №120. В соответствии с документом, основным опознавательным знаком российских военных самолетов является пятиконечная звезда красного цвета, окаймленная по внешнему контуру белой или алюминиевого цвета, а за тем красной полосами. Этим же положением четко определяется размер и порядок нанесения знаков на самолеты и вертолеты.

Как утверждают авторы законопроекта, ныне действующее положение входит в противоречие со статьей 9 федерального конституционного закона «О государственном флаге Российской Федерации». Новый закон, по их мнению, должен устранить имеющиеся противоречия, относительно государственной символики воздушных судов.

Стоит ли менять привычный символ, связанный с тем, чем россияне привыкли гордится – с военной авиацией? Для этого необходим небольшой исторический экскурс. Как уже сказано, изначально символом русской авиации была трехцветная кокарда в национальных цветах, которая первые месяцы гражданской войны использовалась и красными, и белыми. Затем для различения своих и чужих аэропланов «красвоенлеты» стали рисовать на своих машинах звезды, а белые в основном, сохранили символику царской России. Любопытно, что по обе стороны существовали различные вариации. Так, самолеты авиаотрядов Всевеликого Войска Донского некоторое время несли на крыльях черные треугольники, вписанные в белый круг, а авиация разного рода сибирских повстанцев (например, Сибирского земского войска) накрашенные бело-зеленые полотнища.

Естественно, что и звезды приобрели свой привычный вид не сразу. Часто их рисовали поверх царских кокард, так, что они оказывались вписанными в окружности национальных цветов. Часто их рисовали в «перевернутом» положении, лучом вниз, по типу известного символа –пентаграммы (подтверждающих фотографий можно привести не одну).

Для усиления эффекта (или по недостатку красной краски в условиях разрухи) перевернутые звезды бывали и черными, порой в сочетании с бортовой живописью в виде разного рода ведьм, чертей и символики, связанной со смертью – такова мрачноватая специфика «революционной романтики». Звезды бывали и синими, что не удивительно – синий - приборный цвет авиации. Более-менее устоявшийся вид красной пятиконечной звезды (часто в белом круге и иногда с символикой «плуг и молот» внутри) опознавательный знак ВВС РККА получил к 1920 году, когда вышел приказ РВС регламентирующий его применение.

Однако с середины 1920-х годов и до начала Великой Отечественной красная звезда все равно выглядела иначе, чем сегодня. В большинстве случаев она имела тонкую черную окантовку со вписанной в центр черной тонкой окружностью: этот момент можно увидеть в предвоенных фильмах, таких как «Истребители».

Простые звезды без окантовок были введены соответствующим приказом лишь в 1940 году, однако ОЗ старого образца попадаются и на военных фотографиях. При этом авиация Погранвойск имела собственную систему: красно-черная звезда, вписанная в зеленый круг.

Красная звезда с двойной красно-белой окантовкой, какой мы ее знаем сейчас, появилась в 1944 году с введением нового регламентирующего документа, определяющего правила окраски боевых самолетов. Ныне действующий закон лишь еще раз закрепил сложившееся де-факто положение. А до того, в ходе войны, размеры и расположение опознавательных знаков, как и цвета канта, варьировались в самых широких пределах. На машинах, поступавших в СССР по Ленд-лизу, встречались и вовсе «дикие» варианты, когда красной краской закрашивались белые звезды на американских ОЗ «звезда с крыльями».

После распада СССР большинство новых государств сменили символику: одни сразу, другие спустя изрядное время. Первой была Украина: на доставшихся ей самолетах звезды заменили «жовто-блакитными» кокардами а на хвостах появились «трезубы». Причем на первых порах расположение цветов на кокардах и форма «трезубов» варьировались. Прочие страны либо изобрели новую символику, либо вернулась к исторической, как, например, Литва («ягелонский крест»).

Красную звезду сохранили лишь Россия, Белоруссия и Казахстан, причем казахи немного модифицировали ее, добавив поверх национальный символ – летящего орла.

Очевидно, что большая часть успехов российской авиации прошла под знаком красной звезды. Это и победа в Великой Отечественной, и послевоенные достижения, связанные с рекордами, созданием уникальных самолетов и технологий. Красная звезда стала поистине брендом отечественного авиастроения. При этом теперь она практически не несет никакого политического смысла: скорее, она связана с отечественными воинскими традициями, а онтологически – с символикой Марса, бога войны.

Вряд ли изменение любимого народом и узнаваемого во всем мире символа имеет хоть какой-то практический смысл, даже ради устранения мнимых или действительных противоречий с Конституцией. А трехцветные звезды действительно могут иметь свою нишу, например, на технике Погранвойск или иных силовых структур, которые традиционно имеют собственную символику.

..............