Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

4 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
23 мая 2008, 11:40 • Общество

НАТО предпочитает МиГи

Союзникам не нравятся самолеты НАТО

НАТО предпочитает МиГи
@ freerepublic.com

Tекст: Геннадий Нечаев

В рамках планируемого перевооружения Румыния рассматривает вопрос возможности закупки в США партии из 48 истребителей F-16. Однако опыт восточно-европейских стран, уже эксплуатирующих американские самолеты, – Польши, Словакии и Венгрии – во многом негативный. Большинство из них сталкиваются с серьезными проблемами. И хотя западные партнеры предпочитают не афишировать наличие на вооружении российских самолетов, МиГ-29 стал вполне «натовским» истребителем.

В понедельник Пентагон обратился в Конгресс США за санкцией на совершение сделки, которая оценивается в 4,5 млрд долларов. Предполагается, что только половина поставленных истребителей будут новыми, вторую половину составят самолеты, взятые из резерва и прошедшие заводскую модернизацию. Между тем, сами румыны пока еще не определились ни с типом закупаемых машин, ни с их количеством. Кроме того, в стране продолжаются дискуссии относительно предполагаемой структуры ВВС. Так, по мнению премьер-министра Кэлина Попеску-Тэричану, количество планируемых к закупке самолетов будет сокращено до 24 штук.

На вооружении Восточной Европы состоят истребители МиГ-29, которые страхуют не до конца освоенные самолеты западного производства

Как отмечается в документе Пентагона, «предполагаемые поставки позволят Румынии модернизировать военно-воздушные силы в целях обеспечения своих оборонных потребностей и поддержки операций, проводимых НАТО». Речь идет о 24-х машинах текущих производственных серий Block 50/52, 24-х бывших в эксплуатации Block 25, а также 12-ти подвесных разведывательно-прицельных контейнеров AAQ-33 Sniper или AAQ-28 Litening и шести нашлемных систем целеуказания JHMCS.

На сегодня основными боевыми самолетами румынских ВВС являются МиГ-21Lancer, прошедшие в конце 1990-х годов глубокую модернизацию на заводе Aerostar по программе, разработанной компанией Israel Aircraft Industry при участии израильской компании Elta. Однако модернизация, выполненная без авторского надзора фирмы-производителя и вопреки протестам российской стороны хоть и повысила ударные возможности МиГов (которые относятся третьему поколению сверхзвуковых самолетов) до уровня более современных Mirage 2000В, F-16C и F/A-18, но одновременно заметно снизила их надежность.

С момента начала эксплуатации МиГ-21Lancer румынские ВВС преследовала череда тяжких летных происшествий и катастроф, часто с человеческими жертвами. Последняя авария, повлекшая гибель двух пилотов, произошла в 2004 году, а в августе прошлого года работа международного аэропорта Тимишоара была блокирована на несколько часов самолетом этого типа, у которого на взлете взорвались покрышки.

Решение о выводе из боевого состава истребителей МиГ-21 к 2013 году и замене их более современными самолетами было принято год назад, когда министерство обороны страны направило запросы на информацию всем основным компаниям-производителям авиационной техники, которые могут поставить подобный тип самолетов.

В 2008 году ответы на запросы были получены от компании Boeing, предложившей F/A-18 Super Hornet, Lockheed Martin с F-16 Falcon, шведской SAAB Aerospace - JAS-39 Gpipen и французской Dasso Aviation – Rafale.

Выступая 8 апреля на слушаниях, посвященных представлению ежегодного оборонного обзора правительства, Тэричану заявил, что кабинет министров намерен одобрить все шесть стратегических программ приобретения оборонной продукции для румынских ВС, как только будет готова вся документация, а спецификации будут подготовлены с юридической точки зрения.

Приобретение новых многоцелевых реактивных истребителей было названо одной из приоритетных программ. Ранее Тэричану заявил, что для реализации всех программ оборонных закупок Румыния нуждается в выделении почти 15 млрд евро, которых нет в бюджете государства.

Согласно местным источникам, фаворитом считается шведский истребитель, который состоит на вооружении соседних Венгрии и Чехии. По критерию «стоимость/эффективность» «Грипен» не имеет себе равных, расходы по его техническому обслуживанию благодаря наличию встроенной системы диагностики невелики, к тому же шведы предлагают довольно выгодные условия поставки, охотно соглашаясь даже на лизинг. Но с другой стороны, стремление США сделать F-16 по возможности единым типом истребителя для новых членов НАТО присутствует.

Однако при выборе истребителей румыны должны учитывать и опыт стран, уже эксплуатирующих американские самолеты. Для Польши, которая в результате тендера (впрочем, как пишут польские источники, – с заранее известным результатом) приобрела 36 одноместных истребителей F-16C и 12 двухместных F-16D с двигателями Pratt & Whitney F100-PW-229, например, этот опыт во многом негативный. Решение о закупке F-16 было принято польским сеймом в спешном порядке, еще при администрации президента Квасьневского, поставки должны завершиться в текущем году. В результате при подготовке контрактов был упущен ряд важных моментов. Польской стороне так и не удалось добиться от американцев ни передачи на свои авиационные предприятия части технологий производства расходных запчастей для своих «Ястршомбов», ни даже создания на территории страны складов запчастей для этих самолетов.

С трудом продвигаются и переговоры о ремонте F-16 на государственном авиационном предприятии №2. В результате даже самые простые детали приходится возить из Голландии или даже Соединенных Штатов, что не только увеличивает стоимость эксплуатации парка, но и снижает процент боеготовых машин. По сведениям из польских источников, число полностью боеготовых самолетов никогда не превышает шести штук одновременно. Большинство же истребителей проводит большую часть времени на земле.

Кроме того, страна должна будет изыскать средства и на воздушные танкеры. Согласно обязательствам Польши перед НАТО, она, как и другие крупные страны Альянса, должна иметь собственные средства дозаправки в воздухе. Руководство НАТО стало еще более жестко настаивать на выполнении этих требований после поставки F-16, время полетов которых без дозаправки составляет около 2,5–3 часов.

Однако ситуация для Польши и Словакии (и частично – Венгрии) не так остра, как, возможно, окажется для Румынии. Дело в том, что на вооружении всех перечисленных стран состоят истребители МиГ-29, которые надежно «страхуют» пока не до конца освоенные самолеты западного производства и отказываться от которых новые члены НАТО отнюдь не собираются.

Более того – российские самолеты активно модернизируются как в направлении лучшей сочетаемости со стандартами НАТО, так и в сторону повышения ТТХ. При этом сотрудничество развивается именно с российскими компаниями. Наиболее показательна программа сотрудничества со Словакией: 29 февраля состоялась торжественная церемония передачи ВВС этой страны двенадцати модернизированных РСК «МиГ» самолетов МиГ-29АС, успешно завершивших программу войсковых испытаний. Принципы интеграции новых элементов авионики в БРЭО самолетов, технология модернизации, конструкторская документация были разработаны и апробированы специалистами РСК «МиГ» в Москве, а сам процесс ремонта и обновления истребителей осуществлялся на предприятии LOT в городе Тренчин. Причем, операции по монтажу оборудования и систем западного производства выполняли российские специалисты.

Комплекс проведенных в Словакии работ вызывает вполне закономерный интерес и у других новых членов НАТО, продолжающих эксплуатировать МиГ-29. Это Венгрия, имеющая 26 МиГ-29, Болгария с 20-ю МиГ-29 и Польша, на вооружении которой имеется 72 машины этого типа, включая и переданные из Bundesluftwaffe. Во всех этих странах МиГ считается «чистым» истребителем для перехвата воздушных целей. Программа по модернизации болгарских машин постепенно разворачивается, Польша же располагает уже модернизированными в Германии самолетами и заключает договора на ремонт отдельных систем на российских предприятиях.

Румынские ВВС также располагают 18-ю самолетами МиГ-29. Возможно, наличие этих машин и привело к решению об ограничении закупок новых истребителей. Правда, неизвестно, где эта страна будет модернизировать свои самолеты – в России или в Израиле, хотя по крайней мере один МиГ-29 Sniper уже получил электронику израильского производства. Очевидно, что в этом случае РСК «МиГ» никакой ответственности за дальнейшую судьбу модернизированных сторонней компанией самолетов не несет.

В целом руководство корпорации оценивает мировой рынок работ по модернизации истребителей семейства МиГ-29 в 7–8 млрд долларов. И хотя западные партнеры предпочитают наличие на вооружении российских истребителей не афишировать громко – по факту, МиГ-29 стал вполне «натовским» истребителем, не уступающим в этом качестве самолетам западного производства.

..............