Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

1 апреля 2006, 22:29 • Общество

В кольцах Сатурна нашли луну

Астрономы открыли новое тело в Солнечной системе

В кольцах Сатурна нашли луну
@ NASA

Tекст: Алексей Чернега

Ученые NASA, занимающиеся обработкой данных, полученных с межпланетного зонда «Кассини», приблизились к разгадке тайны образования колец Сатурна. Об этом сообщили в пресс-службе американского аэрокосмического агентства. Один из ученых, работающих над проектом, уверен, что кольца сформировались из остатков древнего космического тела.

«Ученые NASA, работающие в рамках миссии «Кассини», обнаружили свидетельства присутствия в кольцах Сатурна нового класса небольших спутников», - сообщает пресс-служба. Четыре луны, отснятые в середине кольца А, имеют странную закрученную форму пропеллера и размеры примерно 5 х 0,3 км. Всего, по данным ученых, только в одном кольце Сатурна этих небольших лун может насчитываться порядка 10 миллионов.

Кольцо, ближайшее к поверхности (его обозначают буквой D), претерпело большие изменения за какие-то 25 лет

«Существование лун может помочь ответить на вопрос о появлении колец Сатурна», - отмечает пресс-служба. На данный момент существуют две версии их появления: либо кольца образовались от разрушения какого-либо крупного космического тела, либо кольца сформировались из остатков роя частиц, из которых образовался сам Сатурн и его луны.

Один из ученых, работающих над проектом, уверен, что кольца сформировались из остатков древнего космического тела. «Эти небольшие луны, скорее всего, осколки древнего тела, в результате распада которого образовались знаменитые кольца Сатурна», - приводит пресс-служба слова ученого из Корнелльского университета в Итаке, штат Нью-Йорк, Джозефа Бернса. Если эта версия верна, то должны быть частицы диаметром около 100 м, оставленные от массивного столкновения.

Вначале, когда «Кассини» еще в 2004 году передал на землю снимки, сделанные с максимально близкого от колец расстояния, никаких «подозрительных» объектов в них заметно не было. Но однажды, прошлым летом, в то время как Мэтью Тискейрно, ученый из университета Корнелла показывал посетителям, где должны были находиться эти самые возможные спутники, он обнаружил следы - пропеллерообразные черточки, которые могли оставить эти спутники.

«Структуры, которые мы наблюдаем здесь, поразительно подобны замеченным во многих числовых моделях ранних стадий формирования планет, даже притом что масштабы драматично различаются, - пояснил один из исследователей Сатурна, Карл Мюррей из колледжа Королевы Марии университета Лондона (Queen Mary, University of London). – «Кассини» дает нам уникальное понимание происхождения планет».

Миссия «Кассини» - совместный проект NASA, Европейского космического агентства (ESA) и Итальянского космического агентства (ASI) – уже дала массу ценного материала о Юпитере, Сатурне и их спутниках.

«Кассини» и его две бортовых камеры были спроектированы, разработаны и собраны в Jet Propulsion Laboratory (Лаборатории реактивного движения) Калифорнийского технологического института в Пасадене (California Institute of Technology, Pasadena). Обработка получаемых изображений производится в Космическом институте в Боулдере, Колорадо, США.

Предыдущие снимки колец Сатурна, сделанные в начале 1980-х годов, в частности, в рамках проекта «Вояджер», показали, что кольца состоят из маленьких ледяных частичек, размером от одного сантиметра до небольшого дома. Впервые кольца Сатурна увидел в 1610 году Галилей, а первый осмотр с близкого расстояния выполнил в 1981 году зонд «Вояджер».

В середине 2005 года, к немалому удивлению ученых, благодаря снимкам с «Кассини» выяснилось, что кольцо, ближайшее к поверхности (его обозначают буквой D), претерпело большие изменения. Одна часть его сместилась на 200 км ближе к планете (это, впрочем, немного при радиусе орбиты в 74,5 тыс. км), другие существенно потемнели. И все это случилось за какие-то 25 лет – промежуток времени в космическом масштабе ничтожный.

Помимо кажущегося «разрушения» кольца D новые снимки свидетельствовали о том, что частицы колец движутся не совсем так, как принято считать: они не скачут хаотически, постоянно сталкиваясь, а, напротив, летят более или менее упорядоченно.

Об этом говорил характер их вращения: частицы - кусочки камня и льда - совершают оборот вокруг своей оси примерно за то же время, что и вокруг Сатурна. Кстати говоря, это означает, что у них есть «темная сторона», невидимая с планеты, – в точности как обратная сторона Луны с Земли.