Сергей Худиев Сергей Худиев Как санкции оборачиваются против тех, кто их вводит

История говорит о том, что следование правильным принципам создает успех, успех порождает гордыню, гордыня ведет к забвению принципов, а это забвение ведет к провалу. Это про Запад вообще и про санкции против российских ученых в частности.

7 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев В России нет «потерянных» поколений

В критических условиях в молодежи проявляются лучшие черты русского характера. Какое «потерянное поколение»? Какое по счету? Пустые это разговоры.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис «Прямая линия» Путина стала обязательной частью новогодних праздников

Гордость за наше прошлое, оптимизм по поводу настоящего России и уверенность в будущем страны – главные составляющие позиции Путина и как президента, и как гражданина, и как человека.

6 комментариев
11 декабря 2018, 18:05 • Вопрос дня

Откуда возникло «удостоверение сотрудника Штази» на имя Путина?

Откуда возникло «удостоверение сотрудника Штази» на имя Путина?

Tекст: Евгений Крутиков

Немецкое издание Bild опубликовало текст о том, что в дрезденском отделении по работе с архивами Штази (служба безопасности и разведки бывшей ГДР) обнаружено удостоверение на имя майора Путина, собственноручно им подписанное и продлевавшееся раз в квартал вплоть до конца 1989 года.

Что означает эта находка? Значит ли это, что в бытность свою на работе в ГДР Путин являлся сотрудником немецкой разведки?

Сейчас немецкая сторона занялась откровенными домыслами, как в теории майор Путин мог использовать этот документ. Мол, это облегчало ему вербовку немецких граждан под прикрытием Штази, а это считается в ФРГ уголовным преступлением. Но это не более чем домыслы.

Можно сразу сказать, чем точно это удостоверение не является. Речь не может идти о каком-либо «легендированном» удостоверении или «прикомандировании» майора Путина к тому или иному подразделению Штази. Практика прикомандированных офицеров разведки действительно была в ряде стран Варшавского договора, но все равно сохранялась официальная дистанция между советскими и местными сотрудниками.

«Прикомандированные» советники и офицеры связи никогда не получали штатных должностей в спецслужбах восточноевропейских стран и, соответственно, не могли иметь штатные документы. Это было определено не всегда равноправными отношениями между КГБ и местными спецслужбами, согласно которым советские офицеры ни при каких обстоятельствах не могли находиться в подчинении или под командованием местных.

В ГДР, кроме этого, Штази само тщательно блюло собственную независимость и не стало бы допускать к штатным должностям советского сотрудника, которому пришлось бы предоставлять доступ к секретным документам.

Пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков сказал: «Могу предположить следующее: как известно, в то время, во времена Советского Союза, и КГБ, и Штази были партнерскими службами, поэтому, наверное, нельзя исключать и такого обмена удостоверениями». Некоторые комментаторы предполагают, что речь может идти не об удостоверении в чистом виде, а о пропуске в помещения Штази, которым обладали многие сотрудники советских резидентур в ГДР. Это облегчало взаимодействие между КГБ и Штази как партнерскими службами.

Действительно, сотрудничество между дружественными спецслужбами подразумевает некую степень доверия вплоть до допуска во внутренние помещения. А для такого допуска требуется соответствующий пропуск. Который мы и видим на опубликованных фотографиях.