Дмитрий Губин Дмитрий Губин Игры в выборы

Зеленский может решиться на проведение президентских выборов в 2025 году. Такая новость распространяется западными СМИ и некоторыми вроде оппозиционными украинскими политиками. Вот только стоит ли относиться к этим мыслям всерьёз? Могут ли вообще на Украине быть выборы в привычном понимании?

0 комментариев
Денис Миролюбов Денис Миролюбов ВЦИОМ не понял российский футбол

Есть и серьезные, и всякие мелкие причины, препятствующие поддержке интереса к футболу. Вы будете смеяться, но это, например, продажа пива на стадионах. Россия едва ли не единственная из цивилизованных стран, где это запрещено.

35 комментариев
Вадим Трухачёв Вадим Трухачёв Европа ставит русофобию выше мультикультурализма

В Европе – удивительная тенденция. На волне роста популярности правых евроскептиков «системе» приходится идти им навстречу. И она делает это, когда дело касается некоторого закручивания миграционных гаек. Но не делает ни шага навстречу избирателям правых партий, когда речь идет об отношениях с Россией и поддержке Украины.

6 комментариев
11 декабря 2020, 00:05 • Политика

На что рассчитывает «Единая Россия» в 2021 году

На что рассчитывает «Единая Россия» в 2021 году
@ er.ru

Tекст: Игорь Кравченко

На выборах в Госдуму в 2021 году «Единая Россия» может получить в парламенте устойчивое большинство. Но для того, чтобы подтвердить статус партии народного большинства, ей придется продолжать активно решать проблемы, вызванные пандемией, улучшать свою репутацию, а также сформулировать понятный образ будущего для страны, считают политологи.

Несмотря на все потрясения, которые устроила нашей стране пандемия, рейтинг правящей партии остается достаточно устойчивым. Случись выборы в Госдуму уже в ближайшие выходные, и самой популярной партией вновь оказалась бы «Единая Россия». Такой вывод напрашивается по результатам соцопроса, который обнародовал в четверг руководитель практики политического анализа ВЦИОМ Михаил Мамонов. 

«Декларируемое голосование за эту партию, то есть уровень готовности респондентов выбрать именно ЕР в бюллетене – 32%, – рассказал социолог. – Для сравнения: аналогичный показатель у КПРФ составляет 14%, у ЛДПР – 11%, за «Справедливую Россию» готовы проголосовать около 6%». Если суммировать, то вся парламентская оппозиция соберет 31%. Это меньше, чем одна «Единая Россия».

Исследование свежее – оно проведено в первых числах декабря методом телефонного интервью среди 1600 россиян. Погрешность не превышает 2,5%, уточнил Мамонов. Презентацию опроса он провел на круглом столе «Единая Россия» накануне выборов-2021. Текущие позиции, вызовы и проблемы, возможные стратегии и результаты», который совместно провели две структуры – Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) и Фонд развития гражданского общества (ФоРГО).

Официально предвыборная кампания должна начаться примерно в июне, то есть за три месяца до единого дня голосования, намеченного на середину сентября. Эксперты ВЦИОМ не строят долгосрочных прогнозов на итоги выборов, но констатируют: уже сейчас можно говорить о сформированности электоральных позиций избирателей ЕР. «Надо отметить, что 32% – это стабильный показатель, – пояснил Мамонов. – В течение 2020-го мы фиксировали некоторые колебания рейтинга партии. Поэтому мы и можем говорить о стабильности позиций».

В отличие от социолога, другие участники круглого стола делали более конкретные прогнозы. «Тот результат, которые представляется мне сегодня наиболее вероятным – это получение «Единой Россией» конституционного большинства», – заявил председатель правления ФоРГО Константин Костин. Он предполагает, что ЕР по партийному списку получит не менее 110-115 мандатов.

«Здесь вопрос в том, сколько наберут оппоненты, оппозиция. Но только те партии, которые смогут преодолеть пятипроцентный барьер, – отметил Костин. – Второй момент – это результат партии в одномандатных округах. У меня есть предположение, которое я постараюсь объяснить, что «Единая Россия» может получить не менее 190 мест одномандатников».

Итого, суммировал Костин, единороссы могут создать фракцию не менее чем из 300 человек из общего числа в 450 депутатов. Аналитик пояснил, на чем базируется этот сценарий: «Во-первых, это данные электоральной статистики – результаты голосования в 2011 и 2016 годах. Во-вторых, это социологические замеры. ВЦИОМ уже рассказал, их показатели мы видим. Есть «Фонд общественного мнения» и «Левада-Центр*», чьи рейтинги показывают, что 30% являются электоральным плато. При пересчете на определившихся – на тех, кто точно знает, что пойдет голосовать (а электоральная статистика показывает, что в итоге явка составляет порядка 50%), можно предполагать, что результаты голосования за список «Единой России» будут находиться в диапазоне 40-45%». 

«Мне нравится выражение «устойчивое большинство», которое также можно назвать уверенным или естественным, потому что 250 по минимуму – это тоже устойчивое большинство», – заметил директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.

Какое именно большинство, конституционное или устойчивое, получит ЕР, зависит от того, какие политические, экономические и общественные факторы сыграют «за» и «против» партии власти,

отметил Мамонов. В первую очередь респонденты обращают внимание на то, что ЕР – «самая многочисленная политическая сила», сообщил социолог, также это партия президента, которая реализует его курс. «Есть корреляция между двумя множествами – сторонников Владимира Путина и сторонников партии, – указал Мамонов. – Среди тех, кто одобряет деятельность президента, 60% готовы голосовать за единороссов».

По словам Мамонова, сильной чертой ЕР называют ее устойчивость и надежность, достижениями партии называют «обеспечение стабильности в стране и реализацию социальных программ». Это то, что можно назвать точками силы партии, но опросы выявляют и слабые места ее репутации, заметил социолог. «Выделяются три базовых негативных характеристики: олигархи в партии, много чиновников и карьеристов, – перечислил Мамонов. – Обратной стороной восприятия партии, как стабильной силы, называют слабую сменяемость партийных кадров». На подобные оценки часто указывают социологи, и «это, к сожалению, регулярно повторяется, это почти «паттерн», согласился Костин. «Преодоление этой истории, а по сути выстраивание другой, более актуальной и востребованной модели – это один из основных вызовов кампании 2021 года», – считает политолог.

В то же время «Единая Россия» по-прежнему воспринимается как партия Владимира Путина, партия сторонников президента. «Второе и крайне важное: «партия большинства», правящая партия – та сила, которая реально выполняет свои обещания и ежедневно влияет на жизнь граждан», – добавил Костин. 

Многие избиратели по-прежнему нуждаются в поддержке государства и правящей партии, причиной этому остается пандемия. «Вся политическая повестка определяется эпидемиологической ситуацией, – указал директор по политическому анализу Института социального маркетинга (ИНСОМАР) Виктор Потуремский. –

Сейчас ярко проявилось утилитарное и патерналистское отношение к власти. Главный вопрос – чем она может помочь».

Рост числа заражений создает в обществе тревогу, люди до конца не понимают размер возможных личных потерь, указал эксперт ИНСОМАР. По его мнению, «это очень важное обстоятельство с точки зрения драматургии и сюжетов, которые будут разворачиваться в месяцы, предшествующие голосованию».

По оценке Костина, единороссы, в сравнении с другими партиями, «которые явно провалились», сумели, наоборот, заработать симпатии избирателей. «Партия очень активно действует не только в органах власти, принимая какие-то законы и реализуя программы по борьбе с пандемией, но и на уровне активистов «Единой России», которые оказывают непосредственную помощь людям в тех самых местах, где сегодня необходимость в ней наиболее востребована», – указал эксперт.

Можно заметить на примере первой и второй волны, как партия отработала два направления волонтерской деятельности – это были доставка продуктов и помощь со средствами индивидуальной защиты, отметил Костин. «Сейчас направлений поддержки граждан и помощи медицинским учреждениям у «Единой России» намного больше. Тем не менее остальные партии на фоне COVID-повестки провалились, а «Единая Россия», наоборот, получает возможность вызывать своими действиями дополнительную поддержку. Это очень сильное преимущество на выборах», – подчеркнул эксперт. 

Пандемия будет главной темой кампании-2021: вопросы о качестве медицинских услуг, о преодолении негативных социально-экономических последствий пандемии, о выживании малого и среднего бизнеса. На настроения избирателей также повлияет ожидаемый спад пандемии, предрекают эксперты, причин для этого будет сразу две – эффект от масштабной вакцинации и наступление теплой погоды с приходом лета. 

«Кампания будет идти летом и COVID-19 будет повсеместно отступать и даст людям продохнуть»,

– полагает руководитель экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов. По его мнению, единороссам следует использовать эту «волну хороших новостей», ведь у них есть на это полное моральное право – партия сыграла заметную роль в борьбе с пандемией благодаря волонтерским отрядам и проектам. «Другие партии, кроме КПРФ с их митингом COVID-диссидентов, не могут ничего предложить», – отметил эксперт.

«Людям нужно дать возможность как-то вздохнуть, но при этом помочь», – считает Кузнецов. Он подчеркнул, что по данным социологов, «запрос на прямую помощь очень большой, но при этом и запрос на эмансипацию от ограничений не менее велик».

«Формулирование образа будущего станет важной задачей для политических партий, которые захотят быть успешными»,

– уверен Кузнецов. – «Единая Россия» должна четко объяснить своим избирателям, какой новый мир она строит для граждан».

Политолог напомнил о неприязни значительной части общества к тотальной цифровизации и контролю, дистанционной учебе и удаленной работе, которые принесла с собой пандемия. «Если цифровизация не будет доброй, лояльной к человеку, если она не докажет своих преимуществ, то против нее люди будут очень сильно выступать», – сказал Кузнецов, посоветовав руководству ЕР учесть это как важный пункт предвыборной повестки. «Избирателям хочется видеть, что партия находится на стороне обычных людей, а не тех, кто стал богаче во время эпидемии», – подчеркнул эксперт. 

Еще один участник дискуссии, председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко отметил, что для ЕР важно и сохранить стабильность, и при этом качественно обновить свой состав: «Кроме того, я бы предложил для «Единой России» – как технологические задачи на кампанию 2021 года – три вещи. Это партийный контроль, партийный мониторинг за всем, что связано со здоровьем, особенно мониторинг вакцинации, а также поддержка малого бизнеса и тех, кто потерял работу». Также людям сегодня не хватает коммуникации с властью – и партии власти предстоит этот пробел восполнить.

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов указал на растущий запрос общества на «добрую власть» и соответственно – «добрую» правящую партию.

«Запрос у избирателя не на агрессию, а на превращение власти в такой полезный и доброжелательный МФЦ», 

– сказал эксперт. По его мнению, такая тактика будет иметь успех с точки зрения «соединения политической повестки и некоторого общего снижения невроза, тревожности, которые в 2020 году дали о себе знать в обществе».

Еще один фактор, который сработает в пользу правящей партии – ее опыт, считает Чеснаков. «Единая Россия» – сейчас более технологичная партия, чем все остальные вместе взятые», – сказал он. Политолог пояснил, что речь идет «не об административном или номенклатурном ресурсе, а о том, что на партию работают лучшие технологические силы, хорошо понимающие, как действуют политические алгоритмы. «И если «Единая Россия» еще предъявит какую-то палитру новых лиц, какую-то новую предвыборную «роль», то сможет получить безусловное конституционное большинство», – резюмировал Чеснаков.

* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

..............