Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

5 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

2 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

13 комментариев
20 сентября 2016, 21:10 • Политика

В поисках «ущерба от советской оккупации» Прибалтика поднимает старые документы

В поисках «ущерба от советской оккупации» Прибалтика поднимает старые документы
@ Борис Бабанов/ РИА Новости

Tекст: Андрей Резчиков, Никита Голобоков

Литва продолжает разбираться, кто кого кормил в советское время – Москва Прибалтику или наоборот. Теперь в дело вступила литовская наука, которая разработала специальную методику подсчета ущерба от «советской оккупации». Стремясь, как заявляется, «сломать мифы», Вильнюс на самом деле насаждает новые.

В советские времена Литва около 6% своего бюджета отдавала в бюджет Советского Союза, и это доказывает, что Литва, как и другие прибалтийские страны, была не содержанкой СССР, а донором, сообщил во вторник портал Delfi и сослался при этом на ректора латвийского Видземского университета прикладных наук Гатиса Круминьша, который входит в комиссию по оценке ущерба от «советской оккупации» соседней Латвии.

В той же Литве 25% из всех бюджетных затрат уходило на работу МВД и МГБ, и это было намного больше, чем затраты на индустриализацию республики

Вместе со сформированной правительством делегацией экспертов ректор прибыл в Вильнюс, где представил методику расчета ущерба от «советской оккупации» и собранные архивные финансовые документы.

«Тратились на борьбу с сопротивлением советскому режиму»

«Вся литература советского периода говорит о том, что нам очень помогали из центрального бюджета», – цитирует Круминьша литовский портал. Он добавил, что Литва «не так много, но порядка 5–6% из своего бюджета дотировала в бюджет СССР». Согласно представленным им подсчетам, в Литве в 1949 году национальные доходы и доходы, поступавшие из центрального бюджета СССР, составляли 2,61 млрд рублей, расходы – порядка 2,46 млрд рублей.

Круминьш не сомневается, что его методика пригодится и при подсчете Литвой ущерба от оккупации. «Но компенсация из России для меня лично второстепенная вещь», – цитирует ректора портал. Для него намного важнее, чтобы «мы сломали эти мифы».

Как писала газета ВЗГЛЯД, 8 сентября в интервью газете ВЗГЛЯД глава центра изучения геноцида и сопротивления жителей Литвы Бируте Бураускайте объявила о намерении изучить архивные документы и вычислить баланс финансовых потоков между Вильнюсом и Москвой в советский период истории республики.

В интервью газете ВЗГЛЯД Гатис Круминьш сообщил, что несколько месяцев изучал документы о бюджетных отношениях республик и Москвы и его метод заключался в сравнительном анализе переводов из Вильнюса союзным властям и обратно. Правда, речь идет только о второй половине 40-х годов, так что и цифра в 6% относится лишь к этому периоду.

«В разное время, конечно, было по-разному, но и в Латвии и в Литве в среднем, как правило, 50–55% доходов оставалось в республиканском бюджете и 40–45% доходов уходило во всесоюзный бюджет. Какая-то часть из этих доходов возвращалась в республики, но на оборонные расходы или расходы, связанные с полицейской деятельностью. Кроме того, большие суммы уходили в другие регионы СССР», – сообщил Круминьш. По словам ректора, касательно Латвии он видел статистику с 1946 по 1991 год, что же касается Литвы, то он работал только с документами 1940-х годов, но и тут тенденция налицо.

«Видимость научности, а на самом деле – политиканство»

«Конечно, процент денег, уходивших в СССР из Литвы, был несколько меньше, чем из Латвии, но все-таки Литва была в послевоенные годы более развитым регионом, чем остальные части СССР, в меньшей степени затронутым войной. Поднятые же мной расчеты республиканского отделения Центробанка СССР опровергают миф об огромных дотациях в бюджеты прибалтийских республик. В той же Литве 25% из всех бюджетных затрат уходило на работу МВД и МГБ, и это было намного больше, чем затраты на индустриализацию республики. По факту, деньги тратились на борьбу с сопротивлением советскому режиму», – пояснил Круминьш. По его словам, он получил доступ к секретным документам о расходах на армию и КГБ в Прибалтике и готов «ответить за каждую копейку».

Впрочем, Круминьш признался, что при подсчетах не учитывал тот факт, что Литва в советское время приобрела примерно треть нынешней территории, в том числе и нынешнюю столицу Вильнюс.

В 1940 году площадь Литвы была на треть меньше. Вильнюсский и Клайпедский районы, а также часть Сувалкского региона перешли Литве после 1945 года. Более того, еще до Великой Отечественной Москва потратила 7,5 млн злотых долларов на покупку «Сувалкского выступа» площадью более 8 тыс. км (текущая площадь Литвы – 65,3 тыс. км). Для сравнения: это более чем в три раза больше территории Москвы. Очевидно, что ни один финансист сегодня не сможет оценить стоимость такого приобретения, включая столицу.

«Совершенно невозможно подсчитать расходы в том масштабе цен», – считает замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин, напомнив, что главное здесь – как считать. По его словам, в плановой экономике были многоступенчатые системы цен: например, нефть и газ поставлялись в Прибалтику по ценам ниже себестоимости добычи, а цены на литовские радиоприемники были, наоборот, высокие.#{ussr}

Подобные подсчеты политолог назвал политическим развлечением Вильнюса. «Все прекрасно понимают, что никто никому ничто не заплатит. Но надо поразвлекаться. На самом деле надо им показать себя радетелем за интересы своего народа, возродив промышленность Литвы, которая находится в ужасном состоянии, – сказал Жарихин газете ВЗГЛЯД. – Надо принять решение, вопреки рекомендациям Евросоюза, снова запустить Игналинскую АЭС и таким образом избавить страну от затрат на импорт электроэнергии. Но это сложно, а вот потрепаться по поводу того, что вскорости мы в России возьмем сотни миллиардов долларов и заживем всласть, – это можно».

Кроме того, Жарихин усомнился в правдивости заявлений о том, что бюджетные деньги в основном шли на спецслужбы и борьбу с литовскими партизанами, и предложил выложить конкретные документы. «Как это вообще можно посчитать? Откуда Круминьш взял расходы на содержание спецслужб? Эта информация хранилась в Кремле, а отнюдь не в Вильнюсе! Все это видимость научности, а на самом деле – политиканство», – полагает Жарихин.

Евросоюз кормит Литву, как это делал СССР

Кроме территории, Литва, как и другие прибалтийские и многие другие советские республики, на самом деле вообще намного больше получала от союзного бюджета, чем отдавала, о чем свидетельствуют простые цифры.

Как уже писала газета ВЗГЛЯД, до войны Литва представляла собой сельскохозяйственную страну, и сельскому хозяйству сильно досталось. По разным оценкам, ущерб республики от войны в целом составил 30 млрд долларов. Была также разрушена почти вся энергетика, заводы, транспорт, мосты, порты.

Союзный бюджет вложил огромные средства в создание станкостроительной, легкой и химической промышленности Литвы. Было построено два завода по производству удобрений, завод по производству искусственного волокна, нефтеперерабатывающий завод. В республике появилась пищевая промышленность и машиностроение. Строились дома, дороги, паромы, был восстановлен Клайпедский порт. В Клайпеде появился судоремонтный завод. Каунасская ГЭС, ТЭС Электренай и Игналинская АЭС (закрытая уже в постсоветское время) – это все советское наследие. Во многом той инфраструктурой литовцы продолжают пользоваться и по сей день.

Советский Союз поднял также сельское хозяйство республики, вкладывался в медицину, образование, культуру, в строительство здравниц и в спорт. Ежегодные безвозмездные дотации в Литовскую ССР из союзных фондов составляли 1 млрд рублей (при тогдашнем официальном курсе доллара в 60 копеек). В советские годы население Литвы только увеличивалось: с 2,5 млн человек в 1940 году до 3,7 млн человек в 1990 году.

По данным газеты «Советская Россия» за 1992 год, в 1985 году в Литве потребление составляло 23,9 тыс. долларов на душу населения в год, а производство – всего 13 тыс. долларов, в 1989 году потребляли 26,1 тыс. долларов в год против производства на 15,6 тыс. долларов, в 1990 году – 23,3 тыс. долларов против 13 тыс. долларов (в ценах 1990 года). Литовцы потребляли в среднем на 10 тыс. долларов в год больше, чем производили. Похожая ситуация наблюдалась, кстати, и в Эстонии, и в Латвии (последняя была чуть «скромнее»).

Иными словами, литовцы в советское время жили не по средствам, тратили больше, чем зарабатывали. В Прибалтике были одни из самых высоких зарплат в Союзе. На первом месте по зарплатам была Эстония, на втором РСФСР, на третьем и четвертом – Латвия и Литва (выше или около 300 рублей). За счет чего такое было возможно? За счет огромных инвестиций из союзного бюджета, безвозмездных отчислений из Москвы. На 75% союзный бюджет пополнялся за счет РСФСР. 

Кстати, то же самое делает сегодня и Евросоюз, в который входит Литва. Ежегодные дотации Брюсселя Литве, по открытым данным, составляют 1,6–1,9 млрд евро.

..............