Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

6 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
19 августа 2016, 17:30 • Политика

«Свой человек в сфере образования и науки»

Министром образования в России впервые становится женщина

«Свой человек в сфере образования и науки»
@ mggeu.ru
Михаил Климентьев/РИА «Новости»

Tекст: Никита Голобоков,
Андрей Резчиков

В российском Кабинете министров знаковая перестановка: глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов получил пост, связанный со взаимодействием с Украиной, а его преемником впервые в России стала женщина. Ольга Васильева уже обозначила свои главные задачи на данном посту, а политологи высказали предположения о том, чего стоит ожидать от нового министра.

В пятницу президент Владимир Путин поддержал предложение премьер-министра Дмитрия Медведева назначить новым главой Министерства образования и науки России сотрудницу администрации президента Ольгу Васильеву.

Образование, воспитание – это гуманитарная область, и управлять этой областью должен гуманитарий

Занимавший должность министра Дмитрий Ливанов станет спецпредставителем президента по торгово-экономическим связям с Украиной. Васильева сейчас занимает должность замначальника управления администрации главы государства по общественным проектам.

«Его опыт должен быть использован и в других сферах и областях»

«Хорошо, мы так и сделаем, согласен», – заявил Путин, отвечая на соответствующее предложение, которое Медведев озвучил на рабочей встрече в аэропорту Бельбек.

Путин отметил заслуги Ливанова, назвав его «человеком с характером». «Разумеется его опыт должен быть использован и в других сферах и областях», – заявил президент, отметив, что Ливанов – «человек сугубо гражданский, с большим опытом государственной работы». «Я думаю, что его личные деловые качества помогут в строительстве, возрождении экономических связей с нашим соседним государством, что для нас важным является», – уверен глава государства.

«Что касается дипломатического представителя, посла (на Украине) – поговорим отдельно, – добавил Путин. – Но развитие торгово-экономических связей должно быть в поле постоянного нашего внимания».

В свою очередь, как передает ТАСС, Медведев, говоря о Ливанове, подчеркнул, что «его опыт, конечно, будет востребован, потому что он сделал много нового и полезного в системе Министерства образования». Среди заслуг Ливанова он назвал развитие среднего образования, реформу Академии наук и ряд других.

«Она способна реализовать эти новые задачи»

По словам Медведева, Ольга Васильева «имеет хороший послужной список». Она начинала деятельность как учитель, после чего работала в системе Академии наук, в аппарате правительства и администрации президента. «Мне кажется, она способна реализовать эти новые задачи», – резюмировал премьер. «Для того чтобы воплотить в жизнь те идеи, которые были сформулированы, требуются и новые подходы, и новые полномочия, а в ряде случаев – и новые люди», – сказал Медведев.

Сама Васильева назвала своей главной задачей на новом посту заботу о педагогах, «поскольку учитель – это главный человек в процессе образования». По ее словам, учитель работает с детьми, выполняет важнейшую миссию. «Сегодня у нас дети, завтра у нас народ», – сказала она «Интерфаксу».

Она считает, что помогать педагогам в решении сложных проблем должно экспертное сообщество, необходимо заботиться о материальном положении учителей. Необходимо переосмыслить то, «что у нас уже было». Россия имеет «прекрасный опыт прошедших поколений, включая XIX и ХХ век». По ее словам, в России необходимо совершенствовать систему повышения квалификации учителей. Комментировать возможные кадровые перестановки в ведомстве она не стала. «Давайте мы с вами встретимся спустя какое-то время», – сказала Васильева.

«Она свой человек в сфере образования и науки»

Секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов считает, что у Васильевой есть все для эффективного выстраивания работы министерства. Он рассказал, что знает ее как порядочного и профессионального человека. «Ольга Васильева длительное время работала в школе, в системе Академии наук, преподавала в вузе», – напомнил Неверов, отметив, что «это тот случай, когда человек совмещает знания во многих областях».

Неверов обратил внимание, что это первый в истории России случай, когда министром образования назначена женщина. «Считаю, у нее есть все, чтобы эффективно построить работу министерства. Надеюсь, что многие проблемы, имеющиеся у нас в образовании, будут решены», – подчеркнул Неверов.

В таких же тонах о Васильевой отозвался начальник Управления президента по общественным проектам Павел Зенькович, который подчеркнул, что она всегда отстаивает интересы науки, является своим человеком в образовательной среде. «Ольга Юрьевна была одним из двух моих заместителей, и за 3,5 года совместной работы я бы выделил основные ее качества: она потрясающий эксперт, работала учителем, преподавателем в вузе, заведующим кафедрой, знает все процессы изнутри. Она свой человек в сфере образования и науки», – сказал Зенькович РИА «Новости».

По его словам, Васильева прекрасно коммуницирует, в том числе в сфере образования. «Да, это для нас потеря, но в то же время и честь. Мы с Министерством образования тесно взаимодействуем. С ее назначением министерство приобрело очень многое», – добавил Зенькович.

Президент Российской академии наук Владимир Фортов тоже положительно оценивает назначение нового министра образования. «Не секрет, что у Академии наук сложились очень сложные отношения с Минобрнауки и лично с Ливановым. Ливанов смотрел на Академию наук как на некий Карфаген, который должен быть разрушен. Это неправильно, мы все время спорили об этом, у нас не было диалога, не было ровных деловых отношений, у нас не получалось их выстроить. Новый министр, видимо, человек очень информированный, поскольку работала в месте, куда стекается вся информация, и администрация президента не могла не чувствовать того, что я сказал раньше. Я надеюсь, что мы сработаемся, и мы будем делать все, чтобы вместе делать общее дело», – цитируют Фортова «Ведомости».

Фортова не смущает, что сфера научных интересов нового министра образования – история РПЦ, и он не согласен, что наука пойдет по консервативному пути развития: «Наша наука находится в сложном положении, президент и премьер-министр это хорошо знают, и они ждут от научного комплекса реальных дел, и я приветствую это решение».

Человечность вместо менеджмента

#{interviewsociety}Член Академии политической науки, доктор политических наук Сергей Черняховский полагает, что в последнее время преподавателей слишком завалили необходимостью заполнения «менеджерских» форм, а Ольга Васильева сможет переломить этот процесс.

«К сожалению, в прежнем Министерстве образования очень немногие люди имели отношение к реальным образовательным учреждениям. Ольга Васильева же, безусловно, интересна тем, что является завкафедрой религиоведения, написала множество работ по истории религии, поэтому я надеюсь, что она прекрасно понимает учебный процесс и не будет заваливать преподавателей новыми «менеджерскими» формами и ненужными отчетами. Васильева производит впечатление человека, способного слушать и слышать других людей», – пояснил он.

Политолог, преподаватель НИУ ВШЭ Олег Матвейчев указывает на то, что в последние годы, к сожалению, преподавание свелось исключительно к написанию отчетов и простой передаче информации, а воспитательная функция в школах и университетах была полностью заброшена. «Все это произошло потому, что управление находилось в руках различных «технарей» и естественнонаучников. Я ничего не имею против технических и естественных наук, в своих сферах они полезны. Но образование, воспитание – это гуманитарная область, и управлять этой областью должен гуманитарий», – рассказал Матвейчев газете ВЗГЛЯД.

Политолог также отмечает, что новый министр образования Ольга Васильева ранее занималась вопросами патриотизма, духовного и нравственного воспитания молодежи в администрации президента и «Единой России». «Васильева – человек, безусловно, авторитетный в своей среде. Я надеюсь, что с ее приходом на пост министра образованию будет возвращена высокая гуманитарная миссия», – считает он.

Что касается ухода с поста Дмитрия Ливанова, то, по мнению политолога, члена экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексея Зудина, такова типичная судьба человека, осуществлявшего глобальные перемены в любой важной отрасли. «Любые радикальные реформы всегда сопряжены с потерями, от любых перемен страдают люди, и часто при осуществлении перемен позитивный эффект не всегда очевиден и сразу ощутим. Окончательный вердикт реформе образования, начатой Ливановым, вынесет время», – рассказал эксперт газете ВЗГЛЯД.

В качестве одного из бесспорных достижений Ливанова Зудин называет начатую при нем ликвидацию проблемных вузов. «Кампания эта, как известно, тоже не обошлась без скандалов, но ведь, будем откровенными, высшие учебные заведения, откровенно штампующие дипломы, когда научные степени превращаются в объект купли-продажи – это создает перспективные проблемы и для общества, и для экономики, и для государственной безопасности», – пояснил он. Оздоровление системы образования и выбраковку низкокачественных вузов можно назвать, по мнению эксперта, одним из бесспорно положительных начинаний Ливанова.

Ольга Васильева с 2002 года работала в Российской академии госслужбы, где возглавляла кафедру религиоведения. С 2012 года – замдиректора департамента культуры в правительстве. В 2013 году перешла на работу в администрацию президента, став заместителем начальника управления по общественным проектам. На этой должности Васильева занималась в том числе реализацией проектов в сфере образования и взаимодействием с некоммерческими организациями. Преподавательскую деятельность вела практически непрерывно, включая период работы в АП.

Дмитрий Ливанов был назначен министром образования весной 2012 года. До назначения работал ректором Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», куда пришел с поста замглавы Министерства образования.

Он активно занимался развитием среднего профессионального образования, выступал за увеличение числа студентов колледжей и сокращение числа студентов вузов. Именно поэтому реформа высшего образования получила широкий резонанс в обществе. В ходе реформы значительно сократилось число вузов – как частных, так и государственных.

Небольшие региональные вузы объединялись в многопрофильные опорные университеты, которые должны получать дополнительную финансовую поддержку от государства. Одновременно у вузов начали отзывать лицензии. Ливанов говорил, что результаты мониторинга помогают выявить неэффективные и нуждающиеся в реорганизации учебные заведения, что поможет предотвратить появление «шарашкиных контор». Ливанов призывал закрывать частные университеты и филиалы государственных вузов, которые не могут обеспечить должное качество образования, пообещав применить жесткие меры к вузам, не готовым поднять качество преподавания, и их руководителям.

В 2015 году по результатам проверок Рособрнадзора были закрыты около 600 вузов. Всего за два года аккредитации лишились порядка 1,1 тыс. вузов.

..............