Борис Акимов Борис Акимов Россия – империя любви

Линия фронта проходит не между Россией и отдельно взятой территорией бывшего СССР. Война идет между мировой всепошлостью, перемалывающей все и вся в глобальное человечество без рода и племени, и империей-ковчегом, принимающим и сохраняющим народы планеты.

3 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Современные идеологи Запада стали наследниками германского нацизма

Волна целенаправленной русофобской пропаганды, вероятно, уже прошла. Такое впечатление, что теперь мы видим тот интеллектуальный и ментальный пейзаж, который она после себя оставила.

13 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Избиратели Трампа сделали Америку снова двуполой

Поскольку индустрия «производителей контента» была почти полностью захвачена «повесткой», возникало впечатление, что этот поезд остановить нельзя, и дальше будет только хуже. Однако против высказались люди, которых это больше всего достало – сами американцы.

13 комментариев
5 апреля 2011, 11:39 • Политика

«Латвия станет изгоем»

Татьяна Жданок: Не заметив резолюции, Латвия станет изгоем

«Латвия станет изгоем»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Мария Сусликова

«В случае с Латвией текст резолюции сохранил всю остроту. Латвия просто не имеет права теперь от этого отмахнуться», – заявила газете ВЗГЛЯД депутат Европарламента от Латвии, лидер объединения «За права человека в единой Латвии» (ЗаПЧЕЛ) Татьяна Жданок, комментируя резолюцию Совета Европы о положении нацменьшинств в прибалтийском государстве. Европейское заключение, убеждена она, поможет восстановить русскоязычных в их правах.

Совет Европы, проанализировав соблюдение Латвией конвенции по защите прав нацменьшинств, пришел к выводу, что Рига игнорирует положения этого документа.

А здесь совершенно другое отношение, и, проигнорировав это заключение, власть потеряет лицо

«Нацменьшинства Латвии не получают полностью тех выгод, которые заложены в Рамочную конвенцию», – говорится в резолюции, обнародованной СЕ на прошлой неделе.

Изначально латвийский МИД, впрочем, трактовал документ иначе. В частности, в ведомстве утверждали, что комитет министров СЕ похвалил страну за прогресс в области интеграции общества и соблюдения прав нацменьшинств, умолчав о том, что общий настрой комитета вовсе не комплиментарен.

Так, в резолюции указывалось, что меньшинства в Латвии лишены возможности общаться с государственными органами на своем родном языке и использовать родной язык в топографических указателях. Комитет также выразил озабоченность в связи с ужесточением профессиональных требований к владению государственным языком и призвал прекратить дискриминацию по языковому признаку на рынке труда.

Кроме того, у комитета министров вызывал беспокойство тот факт, что неграждане лишены возможности активного участия в общественной жизни Латвии, включая возможность голосования на местных выборах. Тревогу комитета вызвал и сам факт безгражданства и наличия большого числа неграждан в этом государстве.

О том, как повлияет появление резолюции на положение русскоязычных в Латвии, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказала депутат Европарламента, лидер латвийской ЗаПЧЕЛ Татьяна Жданок.

Татьяна Жданок (фото: пресс-служба партии ЗаПЧЕЛ)

Татьяна Жданок (фото: пресс-служба партии ЗаПЧЕЛ)

ВЗГЛЯД: Почему латыши два с половиной года блокировали публикацию данных, о которых в понедельник стало известно официально? Чего боятся в МИД Латвии?

Татьяна Жданок: Речь не идет о блокировании информации. МИД Латвии мог частично раскрывать данные, но имел право этого не делать. Совет Европы его к этому не обязывает.

Дело в том, что есть определенная процедура публикации решений комитетов СЕ по конвенциям. Сначала материал отправляется правительству. Идея в чем? Дать руководству страны возможность проявить добрую волю и улучшить ситуацию без лишнего шума. Ведь ошибки могут быть не злостные, а просто по неведению или неумению решать какие-либо проблемы.

Проблема в том, что в данном случае, как нам кажется, латышское правительство не собиралось ничего исправлять. И просто оттягивало судный день. Удивительна и позиция СЕ. Обычно в дипломатии министры пытаются смягчить оценки экспертов, в конечной редакции документа пропадают критические моменты. В случае с Латвией текст резолюции сохранил всю остроту. Латвия просто не имеет права теперь от этого отмахнуться.

ВЗГЛЯД: Каковы перспективы решения наболевших проблем нацменьшинств после официального принятия документа?

Т. Ж.: К сожалению, в Латвии наблюдается обратная тенденция. Запущен маховик инициативы референдума о законодательной инициативе, которая принципиально ухудшит ситуацию.

Если сейчас сохраняется возможность получения среднего образования на родном языке, то теперь речь идет о том, что пропорция 60/40 (60% на латышском, а остальное – на языках меньшинств – прим. ВЗГЛЯД) может быть отменена.

Таким образом, все финансируемое государством образование, начиная с начальной школы, будет только на латышском языке. К сожалению, в пользу инициативы было собрано 10 тыс. подписей, что требуется по процедуре. И есть вероятность, что это число вырастет на 10%.

ВЗГЛЯД: Касательно не только образования, а всего остального – каковы теперь планы у русскоязычной оппозиции?

Т. Ж.: Мы не собираемся складывать оружие. В заключении комитета по Рамочной конвенции кроме названных вами образования и прав неграждан многое говорилось еще об использовании языка в самоуправлении, в местных органах власти... Это называется официальный статус языка на региональном уровне.

Так вот мы сейчас инициировали еще одно заявление в Конституционный суд. Первоначально мы подали что-то вроде теоретического обоснования. Нам Конституционный суд указал, что недостаточно информации о том, как разные самоуправления относятся к обращению на русском языке.

Сейчас мы готовим обращения в разные самоуправления, обобщаем информацию, чтобы подать уточненное обращение в Конституционный суд. То есть мы хотим, чтобы Конституционный суд Латвии признал, что латвийский закон нарушает нормы Рамочной конвенции об использовании на местном, локальном уровне языков нацменьшинств.

Я уверена, что, учитывая содержание заключения комитета министров Совета Европы, мы получим в конце концов положительное заключение латвийского Конституционного суда, что, в общем-то, заставит законодателя задуматься.

Вопрос с языком очень конфликтный. Так, одна из общественных организаций выступила с инициативой сделать русский вторым государственным в ответ на намерение властей запретить образование на русском.  По такой же процедуре им нужно собрать 10 тыс. подписей для прохождения такого закона. И уже более 5 тыс. подписей ими собрано.

ВЗГЛЯД: Резолюция носит рекомендательный характер. Будет ли послание от Совета Европы иметь юридически значимый вес? Сможете ли вы, например, ссылаться на нее в национальных судах?

Т. Ж.: Рекомендательный характер не означает юридический. Но дело в том, что здесь будут ссылаться не на суды, а на другие ветви власти, потому что латвийский законодатель не может не считаться с этим заключением. Как я говорила, если бы это было не заключение экспертов, то коллеги из других стран как бы погладили бы по головке латвийское законодательство... А здесь совершенно другое отношение и, проигнорировав это заключение, власть потеряет лицо. Латвия станет изгоем. Есть случаи, когда не выполняются рекомендации европейских структур. Турция этим грешит. Но Латвия пока все-таки старается выполнять эти требования.

ВЗГЛЯД: Новый цикл надзора европейцев за выполнением Латвией требований Рамочной конвенции начнется в конце 2011 года. Будет ли что-то новое?

Т. Ж.: Это будет ясно в конце 2011 года. Такое же четкое положение есть в Финляндии для шведского языка. То, что предлагают радикалы, то, что подано в избирательную комиссию Латвии, то есть финансирование государственного образования только на латышском языке – это уже просто вопиющее нарушение Рамочной конвенции. Тогда Латвия должна выйти из конвенции и вообще из Совета Европы.

ВЗГЛЯД: Кто выступает в качестве наблюдателей?

Т. Ж.: Формируется некий экспертный совет. Привлекаются специалисты, как правило, из ПАСЕ и академической среды, специалисты в области права.

..............