Андрей Полонский Андрей Полонский Во время войны все и всегда ждут мира

Существует прекрасное православное понятие – трезвение, смысл которого заключается в бдительности, бодрствовании и воздержанности от резких поступков и высказываний. Вера в свою армию и страну, а также трезвение общества – лучшее, что мы можем пожелать себе в непростые дни начала 2025 года.

18 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Откуда у словаков дух противоречия Западу

Словакия – маленькая страна в глухом углу Восточной Европы и большой логистической ценности для Запада не представляет. Поэтому после окончания холодной войны Братислава чувствовала себя относительно свободно на фоне других стран Европы. Однако времена меняются.

12 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Священная корова «гендерного разнообразия» сдохла

Политика DEI за последние десять лет стала одним из идеологических столпов леволиберального космоса. Главным словом в триаде «разнообразие, равенство, включение» всегда считалось специфически понятое равенство.

15 комментариев
31 августа 2010, 16:04 • Политика

Заказ на знания

Медведев: Система образования слабо конкурентоспособна

Заказ на знания
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Юрий Зайнашев

Только треть российских вузов готовят современные кадры, а номенклатура рабочих профессий безнадежно устарела. Такие данные были приведены на состоявшемся во вторник совместном заседании Госсовета и президентской комиссии по модернизации. Президент Медведев констатировал, что российская система образования слабо конкурентоспособна.

Президент решил совместить юбилейное торжественное заседание Госсовета, на которое пригласили не только действующих руководителей регионов, но и многих их предшественников, с чисто деловым и злободневным обсуждением проблем образования. Заседание проходило в самом знаменитом зале Большого Кремлевского дворца – в Георгиевском. Рядом с президентом заняли места глава его администрации Сергей Нарышкин и его первый заместитель Владислав Сурков.

Крупнейшие корпорации свои вопросы решили, подготовили собственные карманные ПТУ и вузы

В своем вступительном слове президент сразу обозначил основные проблемы образования. Он заявил, что в основу реформы должен лечь принцип софинансирования, поскольку в ней заинтересовано не только государство, но и бизнес. Президент напомнил, что бизнес, собственно, и является главным заказчиком профессионального образования. По словам президента, для реформы уже заложены правовые основы. В последние годы, в частности, был принят закон, разрешивший создание малых предприятий при вузах, который позволил укорить внедрение научных разработок в реальный сектор экономики.

Была создана сеть федеральных университетов, 29 вузов получили указами президента статус научно-исследовательских университетов, значительно обновилась ресурсная база.

Как заметил Медведев, жалобы на недостаточное финансирование высшего образования звучат во многих, в том числе и развитых, странах, однако, с другой стороны, в России за последние годы в этой сфере удалось сконцентрировать 1 трлн 750 млрд рублей. «Это огромные деньги даже для такого государства, как Россия», – напомнил Медведев.

«Тем не менее принятых решений недостаточно для реализации реформы, – признал глава государства. – Надо окончательно расчистить дорогу для профессионального технического образования». Прежде всего, напомнил Медведев, главная цель – это необходимо для процесса модернизации страны, а первой задачей в этой области он назвал достижение «высокого качества подготовки специалистов всех звеньев».

Ориентироваться в этом вузы должны, по словам президента, на потребности рынка труда. Бизнес-сообщество должно сформулировать профессиональный заказ, систему профессиональных стандартов, которая позволит обеспечить рынок высококвалифицированными кадрами. «То есть теми, кто реально востребован рынком и готов участвовать в модернизации», – напомнил Медведев.

«Мы должны признать очевидную вещь, – заявил Медведев. – Несмотря на то что нам есть чем гордиться – хорошими основами высшего образования, заложенными много лет назад, – наша система образования слабо конкурентоспособна. В этом убеждаешься не только тогда, когда посещаешь зарубежные научные центры, это подтверждается тем, как котируется наше образование в международных рейтингах».

В частности, по словам президента, важно создание цепочек «лицей – колледж – университет», на каждом этапе которых вузы должны поддерживать непосредственный контакт с будущим работодателем. Этот опыт, который пока используется лишь в отдельных регионах страны – например, в Кировской области, – пришло время, по мнению главы государства, использовать в масштабах всей страны.

Как бы вы отнеслись к тому, что ваш ребенок решит получать среднее специальное, а не высшее образование?




Результаты

Особое значение имеет взаимодействие вузов с промышленностью, и в этом направлении Медведев особую надежду возлагает на малые инновационные предприятия, которые с прошлого года создаются при вузах в соответствии с новым законодательством.

Медведев назвал данные, которые ему подготовили к заседанию в Минобразования: 507 малых предприятий, которые были официально созданы на базе 103 вузов, уже уведомили о начале своей работы. «Хотелось бы понять, какая часть из них реально работает?» – обратился Медведев с вопросом к главе ведомства Андрею Фурсенко. На что Фурсенко ответил, что как минимум 350–370 реально работают.

Кстати, некоторые интересные подробности о том, как проходит Госсовет, можно узнать от его участников в режиме онлайн – через социальную сеть Twitter.  Губернатор Кировской области Никита Белых, например, комментировал заседание в своем микроблоге, за что получил даже замечание от президента – все, как в школе. «Вот Никита Юрьевич Белых сидит и пишет в Twitter прямо с заседания Государственного совета. Видимо, больше заняться нечем», – сказал Медведев.

Белых же пожаловался своим читателям, что помощник президента Аркадий Дворкович выдал идею Белых о государственных президентских лицеях за свою. «@advorkovich слил мой репортаж президенту. Таковы издержки информационного общества», – написал он в Twitter. Медведев, впрочем, авторства не оспаривал. «Я абсолютно с этим согласен. Это была ваша идея, а не моя. Но от этого, может быть, она не становится хуже», – заметил Медведев.

Напомним, ранее была озвучена идея о создании в каждом федеральном округе России президентского лицея – образцово-показательного среднего учебного заведения.

Министр образования и науки стал первым, кому президент предоставил слово после своей вступительной речи. Фурсенко самокритично признал, что лишь около трети существующих вузов реально пытаются готовить именно современные кадры, участвуют в программах обмена с зарубежными учеными, они же и создают малые предприятия. «Если выпускники вуза не нужны, то такие вузы следует или сливать с более успешными, либо перепрофилировать, либо просто закрывать», – решительно пригрозил министр.

Миллиардер Михаил Прохоров не остался в долгу и аккуратно вернул упрек, адресованный бизнесу, самим чиновникам. Он заявил, что крупнейшие корпорации свои вопросы решили, подготовили собственные карманные ПТУ и вузы. Зато официальная номенклатура профессий, по которым продолжают работать вузы, была написана еще в 50–60-е годы и безнадежно, по его словам, устарела. «У нас в списке – больше семи тысяч рабочих профессий, в развитых странах – 600–700 профессий. Мы тратим деньги впустую, – заявил Прохоров. – Более 50% выпускников остаются сейчас без работы. ПТУ сейчас ассоциируется с образами из телепередачи «Наша Раша», это, по сути, школа перевоспитания трудных подростков. Два–три года молодой человек обучается, до 18 лет не имеет права пройти стажировку, если он и попадает на предприятие, то убирает там мусор, в 18 лет его забирают в армию, в 20 лет он возвращается из армии, и его надо учить по новой», – подытожил Прохоров.

Чтобы не останавливаться на грустном, в качестве позитивного примера Прохоров призвал создать федеральный модульный образовательный центр. «Он бы являлся эталоном, образцом для региональных вузов». В начавшейся затем дискуссии эту идею почему-то никто не поддержал.

Комментарии экспертов

Леонид Поляков, доктор философских наук, замдекана факультета политологии ГУ-ВШЭ
Леонид Поляков, доктор философских наук, замдекана факультета политологии ГУ-ВШЭ
Скоро мы будем отмечать двадцатилетие новой России, страны, в которой все должно быть новым. Предполагается, что обновиться должна и система образования. <a href=http://actualcomment.ru/theme/1461.html target=_blank><b>Читать далее</b></a>.
..............