Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
9 комментариев«Люди не поняли, за что голосовали»
Жители Киргизии не поняли, за что голосовали
Референдум в Киргизии завершился полной победой авторов конституции и членов временного правительства, предложивших установить в республике парламентскую форму правления. Однако многие жители до сих пор недоумевают, за что они проголосовали. Дело в том, что уже на избирательных участках выяснилось, что из бюллетеней исчезли два из анонсированных ранее властями вопросов.
Проголосовав по проекту конституции, жители Киргизии фактически выразили доверие главе временного правительства, президенту переходного периода Розе Отунбаевой. Согласно декрету правительства, она теперь будет занимать этот пост полтора года – до 1 января 2012 года. Сама Отунбаева в ночь на понедельник уже заявила, что плебисцит, на котором в поддержку новой конституции проголосовали более 90% избирателей, дал старт строительству нового государства. «Новая конституция дает нам полное право и возможность строить новую жизнь, новую страну», – сказала Отунбаева.
Из-за этой неразберихи с вопросами многие люди так и не поняли, за что же они голосовали
Однако власти пока не смогли внятно объяснить, почему в последний момент они вычеркнули из бюллетеней вопросы о том, согласны ли граждане узаконить пост президента переходного периода и упразднять ли Конституционный суд.
Член ЦИК Киргизии Галина Скрипкина не смогла объяснить газете ВЗГЛЯД, почему из бюллетеней исчезли вопросы, которые широко анонсировались ранее. Она лишь сообщила, что вопросы были вычеркнуты по решению самого временного правительства. По ее словам, причиной этого стали трудности с переводом вопросов с русского на киргизский. Напомним, что бюллетени были напечатаны на обоих языках.
Помимо вопроса о проекте новой конституции, жители страны должны были решить, выбирать ли Розу Отунбаеву президентом переходного периода и упразднять ли Конституционный суд. Но если упразднение КС автоматически вытекает из проекта основного закона, то выносить свою кандидатуру прямо на голосование, как оказалось, Отунбаева не решилась. Еще в конце мая временным президентом ее назначило своим декретом само временное правительство, которое она же и возглавляет.
Таким образом, власть Отунбаевой в прошедшее в воскресенье голосование легитимизировало лишь с политической точки зрения, но отнюдь не с юридической. Статус главы государства остался сомнительным. Окончательно узаконить новое правительство смогут лишь парламентские выборы, назначенные на октябрь.
Хотя референдум признан в ЦИКе состоявшимся, многие эксперты полагают, что ожидаемый мандат легитимности через всенародное голосование новая власть не получит. Причина этого кроется в неверно сформулированном вопросе.
Напомним, что до плебисцита высокие чиновники неоднократно заявляли, что в избирательный бюллетень будет включен один вопрос, но с тройным содержанием: о конституции, о президенте переходного периода и о фактическом упразднении Конституционного суда. Однако в итоге в избирательном листке оказался только один вопрос и касался он основного закона.
- Плебисцит на пепелище
- «Настоящий вакуум власти»
- Власти Киргизии арестовали племянника экс-президента
«Изменить вопрос в бюллетене, выносимом на референдум, временному правительству подсказали внешние игроки», – заявил газете ВЗГЛЯД директор Центра исследования проблем глобализации в КР Карыбек Байбосунов.
По словам политолога, инициаторы всенародного голосования и не ставили задачу легитимизировать новую власть. «Думаю, авторы приняли мудрое и единственно верное решение, сформулировав вопрос так, чтобы направить общественное мнение по руслу одобрения или отрицания предложенного варианта конституции. Тем самым снято противоречие», – отметил Байбосунов. Он предполагает, что «за конституцией появятся новые политические силы, которые осенью придут к власти».
А вот политолог Марат Казакпаев придерживается иного мнения. «Если народ поддержит редакцию основного закона, это совершенно не значит, что люди проголосуют за временное правительство. Получается, что ожидаемый мандат народного доверия через референдум новые власти не получат. И, что самое парадоксальное, из-за этой неразберихи с вопросами многие люди так и не поняли, за что же они голосовали», – заметил Казакпаев.
Казакпаев подчеркнул, что временному правительству необходимо войти в правовое поле, поскольку отсутствие власти порождает дестабилизацию и хаос. «Последние действия ВП больше напоминают шараханье, нежели системную политику. Надо, прежде всего, отказаться от порочной практики наклеивания ярлыков и действительно привлекать к управлению страной профессионалов, а не партократов», – заключил Марат Казакпаев.
Между тем сама процедура голосования не оставила больших вопросов. Местные правозащитники и представители международных организаций, аккредитованные в качестве наблюдателей на референдум, уже отметили, что серьезных нарушений, сопряженных с выбросом бюллетеней, или голосования по принципу «карусели» (когда один и тот же человек голосует на разных участках), замечено не было. Эксперты признают заслугу маркировки, которая наносилась на палец каждому голосовавшему избирателю. К слову, специальные чернила и оборудование на 60 тысяч долларов для «отметки» временному правительству помогли приобрести структуры ООН.
«Я думала, что в связи с трагическими событиями явка будет совсем низкой, но оказалось, что избиратели проявили завидную активность», – заявила глава коалиции «За демократию и гражданское общество» Динара Ошурахунова.
Вопреки ожиданиям, активно голосовали и на юге республики. Аналитики отмечают, что здесь свою лепту внесла сама президент переходного периода Роза Отунбаева, которая прибыла в южную столицу – город Ош с тем, чтобы там опустить бюллетень в урну. Дело в том, что новый президент сама родом из Оша. Правда, на участок в ошском университете, который посетила будущий переходный президент, ее сопровождал отряд вооруженной автоматами охраны.
«Люди ожили. Надо отдать должное, и голосовали они не столько за конституцию или Розу Отунбаеву, или там временное правительство, сколько за стабильность. Мы побывали в лагерях беженцев, которые пока не рискнули вернуться в свои сожженные дома, пока живут в палатках на границе с Узбекистаном, так вот, они голосовали на передвижных участках и говорили, что хотят мира. Им не нужна война. Также они требуют, чтобы некоторые члены временного правительства ушли в отставку, – сказала газете ВЗГЛЯД глава правозащитного центра «Граждане против коррупции» Толекан Исмаилова. – Но Роза Отунбаева пообещала, что так и будет. Политики погрузятся в предвыборные хлопоты, а их места пока, до формирования легитимного правительства, займут грамотные беспартийные управленцы».
«Я пошел голосовать, потому что не хочу войны. Может, если у нас появится власть, то этот беспредел закончится?» – высказал свое мнение корреспонденту ВЗГЛЯДа Анвар-ака, пожилой мужчина, житель узбекского села Фуркат, что в пригороде Оша. Во время массовых беспорядков две недели назад Фуркат был сожжен практически дотла.
А вот молодая женщина, узбечка по национальности, Сохиба, тоже, кстати, жительница Фурката, в референдуме участие приняла, но не скрывала, что голосовала «против».
«Я не верю этим людям, которые пришли к власти. Они развязали здесь войну. У меня погибли муж и брат. Я осталась одна с пожилыми родителями и детьми на руках. Не знаю, как жить дальше. Понятно, что в родном Узбекистане мы тоже никому не нужны», – сказала корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, утирая слезы, Сохиба.