Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

10 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

5 комментариев
Игорь Перминов Игорь Перминов Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

4 комментария
15 мая 2008, 18:16 • Политика

Пятерку просят подвинуться

Германия и Бразилия хотят подвинуть Россию

Пятерку просят подвинуться
@ Reuters

Tекст: Юлия Малышева

Идея расширения Совета Безопасности ООН по-прежнему не дает покоя ведущим державам мира. Вслед за Японией и Индией о своем намерении стать постоянными членами Совбеза напомнили Германия и Бразилия. Пока пятерке государств, обладающих правом вето, удается сдерживать совет от расползания вширь, благо это чревато для структуры потерей дееспособности. Однако угроза того, что Совбез разделит судьбу неповоротливого НАТО, сейчас велика как никогда.

Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель и президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва договорились совместно бороться за то, чтобы их страны включили в Совбез ООН в статусе постоянных членов. Как полагают оба лидера, без них организация выглядит устаревшей и неавторитетной.

В Уставе ООН Германия и Япония по-прежнему отнесены к странам-агрессорам

«Совет Безопасности ООН необходимо реформировать таким образом, чтобы он стал более представительным», – заявила Меркель во время своего визита в Бразилию. Лула да Силва с канцлером согласился, добавив, что Германии и Бразилии давным-давно пора стать членами Совбеза.

Разговоры о необходимости реформирования как ООН в целом, так и Совбеза в частности идут с переменным успехом второе десятилетие.

Первыми о своих амбициях еще в 90-х заговорили Германия и Япония, благо именно эти страны являются одними из главных спонсоров ООН. Берлин и Токио поддержали Индия, неофициально владеющая ядерным оружием, и Бразилия как самое крупное государство Латинской Америки. Позже к данной очереди присоединились Индонезия, ЮАР, Египет и ряд европейских стран.

Другое дело, что пятерка государств, имеющих постоянное представительство в Совбезе (США, Россия, Китай, Великобритания и Франция), не торопится соглашаться с перспективой расширения. И у каждой державы свои соображения на данный счет.

Так, Соединенные Штаты не хотят расширения СБ в принципе. Китай не намерен сидеть за одним столом со своим противником Японией, да и к Нью-Дели Пекин склонен относиться настороженно (несмотря на плотное взаимодействие по линии МИДов, между двумя странами немало нерешенных проблем.

Франция вроде бы согласна подвинуться и пустить в Совбез кого-нибудь еще. Во всяком случае, об этом недавно заявил президент Пятой республики Николя Саркози, заодно предложив расширить и «Большую восьмерку».

Нет принципиальных возражений и у России, желающей видеть в Совбезе своих единомышленников. Правда, как ранее заявлял глава МИД России Сергей Лавров, говорить о расширении можно лишь при принципиальном согласии всех пяти постоянных членов.

«Такой вопрос, как включение новых членов в Совет Безопасности, не может решаться путем, который расколет членов ООН. Пока среди членов Организации нет единой позиции по этому вопросу», – отмечал он.

Как бы там ни было, минусов от поспешного расширения может быть гораздо больше, чем плюсов. «Расширение превратит Совбез в полностью недееспособный орган. Если великие державы как-то соотносят свои интересы и еще могут договориться, с увеличением членов совместные решения будет принимать намного сложнее», – полагает вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин.

Кроме того, отмечает эксперт, существуют и технические проблемы, мешающие расширению. Например, в Уставе ООН Германия и Япония по-прежнему отнесены к странам-агрессорам. Затем неизбежно возникнут вопросы: почему, например, Европейский континент представлен 3–4 странами, в то время как остальные – всего одной?

Что до России, она от такого расширения скорее проиграет, чем приобретет. «За эти годы все пять стран уже смогли друг к другу притереться и научились находить понимание, а новые члены наверняка будут пытаться реализовать собственные амбиции», – отметил Анохин в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.

В результате, резюмирует эксперт, Совбез грозит превратиться в размытую и неповоротливую структуру наподобие перманентно расширяющегося НАТО.

«От расширения альянса вся Старая Европа теперь хватается за голову. Однако расширение Совбеза, решающего судьбы мира, – более серьезный вопрос, с которым нельзя торопиться», – убежден Анохин.

..............