9 декабря, понедельник  |  Последнее обновление — 00:29  |  vz.ru

Как портовые гопники стали иконой революции

Владимир Можегов, публицист
В этот день – 8 декабря 1980 года – был убит Джон Леннон. Но эпидемия «Битлз» на это не закончилась. Как и любая эпидемия, она была очень недолгой — три с половиной года. И полной странностей и загадок. Подробности...

Зеленский везет в Париж свою формулу

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга
Задача Зеленского – достичь прекращения активных боевых действий (развод войск, обмен пленными, частичное восстановление экономических связей), но не допустить выполнения Минских соглашений и прекращения западных санкций против России. Подробности...

Христианская риторика мажора Жукова выглядит грубой подделкой

Максим Соколов, публицист
Потрясаться словом Е. С. Жукова можно разве что при полном незнанье своей страны. Когда холодную, искусственную риторику нам объявляют словом, исполненным искренней сердечной боли, немудрено, что против подмены восстают и самые деликатные люди. Подробности...

Меланья Трамп показала рождественский интерьер Белого дома

Первая леди США Меланья Трамп показала, как украсила к Рождеству и Новому году свою резиденцию. «Дух Америки сияет в Белом доме», – написала Меланья в своем Twitter. Длина всех гирлянд, развешанных по дому, превысила 240 метров

Россия построила свою часть автомобильного моста в Китай

На Дальнем Востоке построили первый в России трансграничный мост – он соединил Благовещенск с китайским Хэйхэ. Подготовка к строительству шла почти 20 лет, стартовало оно в 2016 году. Тогда стоимость проекта оценивали в 19 млрд рублей

Путин открыл скоростную трассу Москва – Петербург

Путин открыл движение по новой скоростной трассе М-11, соединившей Москву и Петербург. Максимальная скорость движения по трассе сейчас – 110 км/ч. В будущем скорость повысится на 20 км. Это первая автодорога, объединяющая две столицы, построенная в новейшей истории России

НОВОСТЬ ЧАСА:Подозреваемый в убийстве Хангошвили попросил убежища в Германии

Глава администрации Ельцина: Желание сохранить СССР считалось смешным

заседание ОПЕК+

Саудовская Аравия неспроста уступает России лидерство по нефти

гиперзвуковой комплекс

Россия готова прийти на переговоры с США с «Кинжалом»

Мифология Запада

КГБ приписывают еще одно знаковое убийство

Оборонный потенциал

Сергей Мардан: История Великой полярной армады началась 60 лет назад

Репутация государства

Ирина Алкснис: Пусть всю оставшуюся жизнь ходят и оглядываются

Последнее слово

Максим Соколов: Христианская риторика мажора Жукова выглядит грубой подделкой

«Поздравить страну!»

Газета ВЗГЛЯД объявляет сбор новогодних видеообращений читателей

Чем для вас является YouTube?

Сделано в Китае

В космосе появился третий «центр силы», который вместе с Россией и США будет определять политику во внеземном пространстве
        Состоялся старт китайского пилотируемого космического корабля «Шэньчжоу-VI» с двумя космонавтами на борту   12 октября 2005, 19:40
        Фото: ИТАР-ТАСС
        Текст: Геннадий Нечаев

В среду состоялся старт китайского пилотируемого космического корабля «Шэньчжоу-VI» с двумя космонавтами на борту. В лучших коммунистических традициях, полет был приурочен к последнему дню работы очередного пленума Компартии, на котором был утвержден 11-й пятилетний план на 2006 – 2010 годы. Полет корабля «Шэньчжоу-VI» продлится около пяти суток. Спускаемый аппарат приземлится в пустыне центральной части автономного района Внутренняя Монголия.

Напомним, что первый китайский пилотируемый космический полет состоялся 15-16 октября 2003 года на корабле «Шэньчжоу-V». Довольно скромный шажок китайской пилотируемой космонавтики (полет продолжался менее суток) вызвал тогда небывалый резонанс во всем мире. КНР стала третьей страной вошедшей в суперэлитный космический клуб, членами которого прежде были лишь двое участников СССР (Россия) и США. Тем самым китайские руководитель сделали еще одну заявку на получение КНР статуса сверхдержавы.

Орбитальный тофу

«Правда, корабли серии «Шэньчжоу»
        («Волшебная лодка») есть не что иное, как модернизированные «Союзы»

Нынешний ажиотаж, сопровождающий еще один успех китайских товарищей вызван во многом простым фактом: на Западе космические полеты превратились в обычную рутину, интерес к которой могут подогреть лишь коррупционные скандалы в космических ведомствах, крупные провалы и связанные с ними расследования.

Никого уже не интересует, что едят и пьют космонавты на орбите, каковы оклады астронавтов NASA и в каких квартирах обитают космонавты нашей страны. Интерес же к китайским «тэйкунавтам» высок именно потому, КНР сейчас находится на том этапе, который Россия и Америка прошли лет 30 назад.

Однако, идеологи Поднебесной всячески подчеркивают, что меню космонавтов состоит из блюд национальной кухни, не забывая отметить и достоинства китайской кулинарии. Пьют они, конечно же зеленый чай (естественно, самый полезный – китайский). Даже часы носят китайской фирмы «Фэйда» - якобы никто, кроме швейцарских часовщиков не смог до сих пор разработать хронометр, работоспособный в космосе. Вот тут, правда пекинские товарищи хватили через край. В экипировку астронавтов входят хронометры Speedmaster Proffesional от Omega. А вот наши космонавты пользуются отечественной «Стрелой». Между прочим, с такими часиками, надетыми поверх скафандра, выходят даже в открытый космос.

Широко шагая

Китайские астронавты Фэй Цзюньлун и Не Хайшэн перед запуском корабля «Шэньчжоу-VI» (фото REUTERS)

Несмотря на ряд оговорок, ученым и инженерам КНР действительно удалось достичь значительных успехов за короткое время. Правда вот, корабли серии «Шэньчжоу» («Волшебная лодка») есть ничто иное, как модернизированные «Союзы». Серия таких кораблей была заложена еще в середине 70-х годов.

Кстати, и сам носитель «Великий поход» второй серии подозрительно напоминает один из ранних проектов европейской ракеты Ariane. Впрочем, официальный документ Китайского национального космического агентства (КНКА) под названием «Космическая деятельность Китая» открыто признает факт прямой передачи российских технологий.

Анализируя развитие космической программы КНР нельзя не отметить большой временной разрыв между очередными запусками. Дело в том, что в стране, где правительство обещает населению бесплатное среднее образование лишь к 2010 году, каждый следующий пилотируемый полет обязан быть этапным.

Прежде, чем запустить многоместный корабль «Восход» СССР отправил в космос несколько примитивных одноместных «Востоков». Китайцы этот этап просто перешагнули. Во многом благодаря тому, что с тех пор значительно усовершенствовались методы математического моделирования полетов в земных условиях.

Можно предположить, что во время следующей экспедиции Китай скорее всего осуществит стыковку двух кораблей. Такие эксперименты по взаимному маневрированию выполнялись в конце 2002 года беспилотными аппаратами «Шеньчжоу-3 и 4». Возможно, что при этом один из «тэйкунавтов» выйдет в открытый космос. Без этого говорить о каких-либо планах строительства собственной космической станции или экспедиции к Луне просто не имеет смысла.

Поднебесная дружба

В связи с успехами пилотируемой программы Китая возникает вопрос: с кем Поднебесная станет взаимодействовать, так сказать «в небесах»? Как отметил Дин Ченг, ведущий сотрудник космического подразделения Boeing, скорее всего это будет Россия. В основе этого - два фактора. Первый - технологическое родство между «Шеньчжоу» и «Союзом». Второй - схожесть китайского и российского подходов к управлению крупными научно-техническими проектами.

По мнению американского эксперта Альберта Харрисона, несмотря на то, что у России и Китая в настоящее время меньше технических и экономических ресурсов, чем у США, каждая из этих стран сможет в недалеком будущем обогнать Америку в космосе.

«Русским немного не хватает денег, а китайцам - технологий, но и те и другие очень привержены делу освоения космоса, а потому вполне возможно, что в течение последующих пяти лет, где-то в районе 2007-2008 гг., мы увидим российскую космическую станцию с туристами и китайский завод на орбите», - полагает Харрисон.

Так это или нет - покажет время. Но уже сейчас можно констатировать: в космосе появился третий «центр силы», который отныне вместе с Россией и США будет определять политику во внеземном пространстве.