Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

12 октября 2005, 19:40 • Политика

Сделано в Китае

С кем Китай объединится в космосе

Сделано в Китае
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Геннадий Нечаев

В среду состоялся старт китайского пилотируемого космического корабля «Шэньчжоу-VI» с двумя космонавтами на борту. В лучших коммунистических традициях, полет был приурочен к последнему дню работы очередного пленума Компартии, на котором был утвержден 11-й пятилетний план на 2006 – 2010 годы. Полет корабля «Шэньчжоу-VI» продлится около пяти суток. Спускаемый аппарат приземлится в пустыне центральной части автономного района Внутренняя Монголия.

Напомним, что первый китайский пилотируемый космический полет состоялся 15-16 октября 2003 года на корабле «Шэньчжоу-V». Довольно скромный шажок китайской пилотируемой космонавтики (полет продолжался менее суток) вызвал тогда небывалый резонанс во всем мире. КНР стала третьей страной вошедшей в суперэлитный космический клуб, членами которого прежде были лишь двое участников СССР (Россия) и США. Тем самым китайские руководитель сделали еще одну заявку на получение КНР статуса сверхдержавы.

Орбитальный тофу

Правда, корабли серии «Шэньчжоу»
(«Волшебная лодка») есть не что иное, как модернизированные «Союзы

Нынешний ажиотаж, сопровождающий еще один успех китайских товарищей вызван во многом простым фактом: на Западе космические полеты превратились в обычную рутину, интерес к которой могут подогреть лишь коррупционные скандалы в космических ведомствах, крупные провалы и связанные с ними расследования.

Никого уже не интересует, что едят и пьют космонавты на орбите, каковы оклады астронавтов NASA и в каких квартирах обитают космонавты нашей страны. Интерес же к китайским «тэйкунавтам» высок именно потому, КНР сейчас находится на том этапе, который Россия и Америка прошли лет 30 назад.

Однако, идеологи Поднебесной всячески подчеркивают, что меню космонавтов состоит из блюд национальной кухни, не забывая отметить и достоинства китайской кулинарии. Пьют они, конечно же зеленый чай (естественно, самый полезный – китайский). Даже часы носят китайской фирмы «Фэйда» - якобы никто, кроме швейцарских часовщиков не смог до сих пор разработать хронометр, работоспособный в космосе. Вот тут, правда пекинские товарищи хватили через край. В экипировку астронавтов входят хронометры Speedmaster Proffesional от Omega. А вот наши космонавты пользуются отечественной «Стрелой». Между прочим, с такими часиками, надетыми поверх скафандра, выходят даже в открытый космос.

Широко шагая

Китайские астронавты Фэй Цзюньлун и Не Хайшэн перед запуском корабля «Шэньчжоу-VI» (фото REUTERS)

Несмотря на ряд оговорок, ученым и инженерам КНР действительно удалось достичь значительных успехов за короткое время. Правда вот, корабли серии «Шэньчжоу» («Волшебная лодка») есть ничто иное, как модернизированные «Союзы». Серия таких кораблей была заложена еще в середине 70-х годов.

Кстати, и сам носитель «Великий поход» второй серии подозрительно напоминает один из ранних проектов европейской ракеты Ariane. Впрочем, официальный документ Китайского национального космического агентства (КНКА) под названием «Космическая деятельность Китая» открыто признает факт прямой передачи российских технологий.

Анализируя развитие космической программы КНР нельзя не отметить большой временной разрыв между очередными запусками. Дело в том, что в стране, где правительство обещает населению бесплатное среднее образование лишь к 2010 году, каждый следующий пилотируемый полет обязан быть этапным.

Прежде, чем запустить многоместный корабль «Восход» СССР отправил в космос несколько примитивных одноместных «Востоков». Китайцы этот этап просто перешагнули. Во многом благодаря тому, что с тех пор значительно усовершенствовались методы математического моделирования полетов в земных условиях.

Можно предположить, что во время следующей экспедиции Китай скорее всего осуществит стыковку двух кораблей. Такие эксперименты по взаимному маневрированию выполнялись в конце 2002 года беспилотными аппаратами «Шеньчжоу-3 и 4». Возможно, что при этом один из «тэйкунавтов» выйдет в открытый космос. Без этого говорить о каких-либо планах строительства собственной космической станции или экспедиции к Луне просто не имеет смысла.

Поднебесная дружба

В связи с успехами пилотируемой программы Китая возникает вопрос: с кем Поднебесная станет взаимодействовать, так сказать «в небесах»? Как отметил Дин Ченг, ведущий сотрудник космического подразделения Boeing, скорее всего это будет Россия. В основе этого - два фактора. Первый - технологическое родство между «Шеньчжоу» и «Союзом». Второй - схожесть китайского и российского подходов к управлению крупными научно-техническими проектами.

По мнению американского эксперта Альберта Харрисона, несмотря на то, что у России и Китая в настоящее время меньше технических и экономических ресурсов, чем у США, каждая из этих стран сможет в недалеком будущем обогнать Америку в космосе.

«Русским немного не хватает денег, а китайцам - технологий, но и те и другие очень привержены делу освоения космоса, а потому вполне возможно, что в течение последующих пяти лет, где-то в районе 2007-2008 гг., мы увидим российскую космическую станцию с туристами и китайский завод на орбите», - полагает Харрисон.

Так это или нет - покажет время. Но уже сейчас можно констатировать: в космосе появился третий «центр силы», который отныне вместе с Россией и США будет определять политику во внеземном пространстве.