30 ноября, среда  |  Последнее обновление — 03:55  |  vz.ru

Бузова оказалась талантливее уехавших

Алексей Зензинов
Алексей Зензинов, сценарист, драматург
Песня «Релокация», которую на днях Ольга Бузова исполнила вместе с Азаматом Мусагалиевым – ироничный «досвидос» России, которая от нас убежала. Подробности...

Русских хотят заставить чувствовать себя виноватыми

Сергей Миркин
Сергей Миркин, журналист, Донецк
Украинские силовики устраивают фильтрационные мероприятия на оккупированных территориях, расстреливают мирных, они откуда? Вылезли из бандеровских схронов только в 2022 году? Нет, они кровь от крови простых украинцев. Подробности...

Запрет Гарри Поттера не имеет ничего общего с христианскими ценностями

Сергей Худиев
Магия как литературный прием присутствует не только у Роулинг, но и у Льюиса и Толкина, в русских сказках, у Пушкина и очень много где еще. Когда Емеля едет верхом на печи – это не «богомерзкое колдовство», а именно литературный прием. Подробности...

В столице запустили производство кроссовера «Москвич 3»

Столичный автозавод «Москвич» запустил серийное производство автомобилей. Первой моделью стал переднеприводный кроссовер с бензиновым мотором «Москвич 3», который собирают методом крупноузловой сборки. Автосалоны получат новинку в декабре этого года. В следующем году завод планирует наладить процессы мелкоузловой сборки

В Белгородской области начали формировать засечную черту на границе с Украиной

В Белгородской области начали формировать засечную черту на границе с Украиной – по аналогии с грандиозной линией оборонительных сооружений прошлых веков, которая в дальнейшем позволила перейти к освоению Дикого Поля

На Камчатке началось извержение вулкана Шивелуч

Шивелуч – один из наиболее крупных вулканов Камчатки, стал чрезвычайно активным. Это говорит о подготовке к мощному извержению, уверены вулканологи и сейсмологи. Ученые рекомендуют не приближаться к вулкану на расстояние ближе 15 километров

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».

НОВОСТЬ ЧАСА: Россия заявила о праве сбивать помогающие ВСУ спутники

Военных летчиков Украины готовят к встрече с неизвестными самолетами

Риск эскалации

В Польше назвали высокой вероятность участия своей армии в боевых действиях

«преступное образование»

Медведев: НАТО должно покаяться и быть распущено

«особенное значение»

Звезда сериала «Универ» назвал главных зрителей новогодних программ в этом году

настоящая история

Откуда у русского сопротивления на Украине такая дерзость

эффективность вооружений

Почему натовская ПВО бессильна против российских ракет

Возврат к воспитанию

Каков сейчас реальный уровень образования в России

«Русская весна»

Куда делись русские на Украине

Расследование

Кто и как спровоцировал спецоперацию на Украине

Культура отмены

Как через кино и игры насаждается русофобия

с кем вы?

Что произошло с русской культурой

цифровое государство

Как технологии меняют Россию

Насколько надежным союзником России является Казахстан?

Сделано в Китае

С кем Китай объединится в космосе
    Состоялся старт китайского пилотируемого космического корабля «Шэньчжоу-VI» с двумя космонавтами на борту
       12 октября 2005, 19:40
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Геннадий Нечаев

В среду состоялся старт китайского пилотируемого космического корабля «Шэньчжоу-VI» с двумя космонавтами на борту. В лучших коммунистических традициях, полет был приурочен к последнему дню работы очередного пленума Компартии, на котором был утвержден 11-й пятилетний план на 2006 – 2010 годы. Полет корабля «Шэньчжоу-VI» продлится около пяти суток. Спускаемый аппарат приземлится в пустыне центральной части автономного района Внутренняя Монголия.

Напомним, что первый китайский пилотируемый космический полет состоялся 15-16 октября 2003 года на корабле «Шэньчжоу-V». Довольно скромный шажок китайской пилотируемой космонавтики (полет продолжался менее суток) вызвал тогда небывалый резонанс во всем мире. КНР стала третьей страной вошедшей в суперэлитный космический клуб, членами которого прежде были лишь двое участников СССР (Россия) и США. Тем самым китайские руководитель сделали еще одну заявку на получение КНР статуса сверхдержавы.

Орбитальный тофу

Правда, корабли серии «Шэньчжоу»
    («Волшебная лодка») есть не что иное, как модернизированные «Союзы

Нынешний ажиотаж, сопровождающий еще один успех китайских товарищей вызван во многом простым фактом: на Западе космические полеты превратились в обычную рутину, интерес к которой могут подогреть лишь коррупционные скандалы в космических ведомствах, крупные провалы и связанные с ними расследования.

Никого уже не интересует, что едят и пьют космонавты на орбите, каковы оклады астронавтов NASA и в каких квартирах обитают космонавты нашей страны. Интерес же к китайским «тэйкунавтам» высок именно потому, КНР сейчас находится на том этапе, который Россия и Америка прошли лет 30 назад.

Однако, идеологи Поднебесной всячески подчеркивают, что меню космонавтов состоит из блюд национальной кухни, не забывая отметить и достоинства китайской кулинарии. Пьют они, конечно же зеленый чай (естественно, самый полезный – китайский). Даже часы носят китайской фирмы «Фэйда» - якобы никто, кроме швейцарских часовщиков не смог до сих пор разработать хронометр, работоспособный в космосе. Вот тут, правда пекинские товарищи хватили через край. В экипировку астронавтов входят хронометры Speedmaster Proffesional от Omega. А вот наши космонавты пользуются отечественной «Стрелой». Между прочим, с такими часиками, надетыми поверх скафандра, выходят даже в открытый космос.

Широко шагая

Китайские астронавты Фэй Цзюньлун и Не Хайшэн перед запуском корабля «Шэньчжоу-VI» (фото REUTERS)

Несмотря на ряд оговорок, ученым и инженерам КНР действительно удалось достичь значительных успехов за короткое время. Правда вот, корабли серии «Шэньчжоу» («Волшебная лодка») есть ничто иное, как модернизированные «Союзы». Серия таких кораблей была заложена еще в середине 70-х годов.

Кстати, и сам носитель «Великий поход» второй серии подозрительно напоминает один из ранних проектов европейской ракеты Ariane. Впрочем, официальный документ Китайского национального космического агентства (КНКА) под названием «Космическая деятельность Китая» открыто признает факт прямой передачи российских технологий.

Анализируя развитие космической программы КНР нельзя не отметить большой временной разрыв между очередными запусками. Дело в том, что в стране, где правительство обещает населению бесплатное среднее образование лишь к 2010 году, каждый следующий пилотируемый полет обязан быть этапным.

Прежде, чем запустить многоместный корабль «Восход» СССР отправил в космос несколько примитивных одноместных «Востоков». Китайцы этот этап просто перешагнули. Во многом благодаря тому, что с тех пор значительно усовершенствовались методы математического моделирования полетов в земных условиях.

Можно предположить, что во время следующей экспедиции Китай скорее всего осуществит стыковку двух кораблей. Такие эксперименты по взаимному маневрированию выполнялись в конце 2002 года беспилотными аппаратами «Шеньчжоу-3 и 4». Возможно, что при этом один из «тэйкунавтов» выйдет в открытый космос. Без этого говорить о каких-либо планах строительства собственной космической станции или экспедиции к Луне просто не имеет смысла.

Поднебесная дружба

В связи с успехами пилотируемой программы Китая возникает вопрос: с кем Поднебесная станет взаимодействовать, так сказать «в небесах»? Как отметил Дин Ченг, ведущий сотрудник космического подразделения Boeing, скорее всего это будет Россия. В основе этого - два фактора. Первый - технологическое родство между «Шеньчжоу» и «Союзом». Второй - схожесть китайского и российского подходов к управлению крупными научно-техническими проектами.

По мнению американского эксперта Альберта Харрисона, несмотря на то, что у России и Китая в настоящее время меньше технических и экономических ресурсов, чем у США, каждая из этих стран сможет в недалеком будущем обогнать Америку в космосе.

«Русским немного не хватает денег, а китайцам - технологий, но и те и другие очень привержены делу освоения космоса, а потому вполне возможно, что в течение последующих пяти лет, где-то в районе 2007-2008 гг., мы увидим российскую космическую станцию с туристами и китайский завод на орбите», - полагает Харрисон.

Так это или нет - покажет время. Но уже сейчас можно констатировать: в космосе появился третий «центр силы», который отныне вместе с Россией и США будет определять политику во внеземном пространстве.