Взгляд
17 октября, воскресенье  |  Последнее обновление — 15:04  |  vz.ru
Разделы

Старообрядчество оказалось не тем, к чему все привыкли

Леонид Севастьянов
Леонид Севастьянов, председатель Всемирного союза староверов
Свобода и ответственность неразделимы и идут рука об руку в жизни старовера. Поддержка общины человеком и человека общиной – и есть диалектика старообрядчества, которой так не хватает нашей социальной жизни. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

Экологический фундаментализм похож на «хождение в народ»

Евгений Фатеев
Евгений Фатеев, Руководитель Екатеринбургского отделения Русского художественного Союза
Все эти оранжевоволосые и жутко продвинутые горожане и горожанки дойдут до жутко благородного и осознанного поедания тараканов, какой-нибудь дурацкой напечатанной и ненастоящей еды – вплоть до экологически ответственных и спасающих дикую природу самоубийств. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Что мешает России и Ирану стать полноценными союзниками

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Иранские партнеры просят у Москвы помощи в решении их региональных проблем. Готова ли Россия помочь своему номинальному союзнику? Подробности...
Обсуждение: 18 комментариев

Определена самая красивая мигрантка России

На церемонии в «Президент-Отеле» объявлена победительница конкурса красоты, который провела Федерация мигрантов России. Корону получила 25-летняя Рушана Каримова из Узбекистана. В финал также вышли девушки из Киргизии и Таджикистана
Подробности...

Портреты победителей конкурса «Учитель года России» разных лет

4 октября в ГУМе открылась выставка портретов учителей года разных лет – все они олицетворяют собой образ современного российского педагога. Выставка будет экспонироваться до 9 октября, после этого она украсит собой праздничный концерт ко Дню Учителя в Государственном Кремлевском дворце. На фото: Екатерина Алексеевна Филиппова «Учитель года России – 1996»
Подробности...

Россия отправила в космос первый в истории киноэкипаж

Пилотируемый космический корабль «Союз МС-19», на борту которого находятся космонавт Антон Шкаплеров, актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко, во вторник отправился к МКС для съемок фильма «Вызов»
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Песков: Путину очень сложно говорить с Зеленским

    Главная тема


    «Россия и Израиль всегда находят общий язык, когда надо решать вопросы»

    расставание с космосом


    Пересильд рассказала о возвращении с МКС

    носитель ядерного оружия


    Гиперзвуковая ракета Китая «застала врасплох» разведку США

    «миллиардные убытки»


    Яценюк подсчитал убытки от несвоевременной закупки газа Украиной

    Видео

    золотовалютные резервы


    Россия поразила Запад рекордными накоплениями

    кризис и выводы


    Брюссель отказался признать энергетические ошибки

    урегулирование в Донбассе


    Виктория Нуланд вернула Украину «на крючок»

    массовая амнистия


    Зачем МВД России простило тысячи депортированных мигрантов

    «установления справедливости»


    Как талибы истребляют западные порядки в Афганистане

    холодная война


    Тимур Шерзад: Карибский кризис до сих пор удерживает Землю от большой войны

    поддержка экспорта


    Аркадий Комаров: На зарубежных рынках россиян никто не ждет

    номинальный партнер


    Геворг Мирзаян: Что мешает России и Ирану стать полноценными союзниками

    на ваш взгляд


    На каком основании надо выдавать российское гражданство иностранцам?
    Сергей Худиев

    В чем суть конфликта Москвы и Константинополя

    Сергей Худиев
    публицист, богослов
    21 сентября 2021, 09:02

    Прошедшая в Москве богословская конференция «Мировое православие: первенство и соборность в свете православного вероучения», на которой патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с критикой своего константинопольского коллеги, могла бы считаться чем-то важным только для узкого круга рафинированных богословов. Но мы живем в эпоху, когда и мир вторгается в дела Церкви, и Церковь – хочет она того или нет – оказывает влияние на дела мира.

    Конфликт между Константинопольским и Московским патриархатами, который был темой конференции, является частью глобального политического и мировоззренческого противостояния, которое отражается на Украине, в России, США и Европе, и от исхода этого противостояния зависит, в каком мире мы будем жить.

    Поэтому нам стоит рассмотреть происходящее в нескольких контекстах – в собственно религиозном, в политическом и мировоззренческом.

    В чем суть разногласий между Москвой и Константинополем? Если сказать одной фразой, то Московский патриархат видит мировое православие как конфедерацию, в которой патриархи различных Поместных церквей обладают равными правами, а Константинопольский – как абсолютную монархию или, если использовать образ из истории самого Константинополя под властью турок, султанат, где один человек (то есть патриарх Константинопольский) ни с кем не советуясь, отдает безапелляционные приказы, а остальные должны повиноваться.

    В Москве готовы признать за Константинопольским патриархом «первенство чести», статус «первого среди равных», Константинополь же требует себе статуса «первого без равных». Например, патриарх Варфоломей объявляет «искажением» учение о Церкви, согласно которому «мы все равны, а первый, Константинопольский, существует просто чести ради».

    Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

    Как подробно говорит об этом в своем выступлении митрополит Волоколамский Илларион, идея, что все православные мира должны подчиняться единому центру, долгое время отвергалась самим Константинополем – особенно в рамках полемики с притязаниями римских пап.

    Но с 20-х годов ХХ века позиция этой кафедры изменилась. Патриарх Константинопольский Мелетий IV (Метаксакис) выступил с теорией, согласно которой Константинопольский патриарх не просто является первым в ряду предстоятелей Поместных православных церквей, но и имеет особые привилегии: быть высшим судьей в случае церковных конфликтов и управлять всеми православными приходами, находящимися за пределами национальных границ Поместных церквей.

    Эти притязания особенно разрушительным образом проявились в церковном конфликте на Украине. Коротко напомним его суть. Большая часть украинских верующих принадлежит к Украинской православной церкви, которую возглавляет митрополит Киевский Онуфрий. Будучи вполне самоуправляемой, эта Церковь находится в общении с Московским патриархатом. В начале 1990-х, после того, как Украина стала независимой, при содействии светских властей возник (по чисто националистическим соображениям) так называемый Киевский патриархат – раскол, который возглавил бывший митрополит Киевский Филарет (Денисенко). За свое упорство в расколе он был извержен из сана Архиерейским собором Русской православной церкви, а потом и предан анафеме.

    Эту анафему в свое время признал и Константинополь. Однако в 2018 году, после того, как к нему обратились «досточтимые власти Украины» в лице президента Порошенко, а еще более досточтимые власти США эту просьбу поддержали, патриарх Варфоломей решил создать на основе «Киевского патриархата» и другого раскола, УАПЦ, так называемую Православную церковь Украины, назначив «митрополитом Киевским» Епифания (Думенко).

    При этом он перестал признавать митрополитом Киевским Онуфрия, которого считают своим главой большинство (две трети, если считать по числу приходов) украинских православных. Митрополит Онуфрий не совершал никаких преступлений, которые могли бы привести к лишению кафедры, и вообще не давал к этому никакого повода – патриарх Варфоломей просто объявил о назначении на его место другого, актом чистого произвола, по-султански, ни с кем ни советуясь и никому не давая отчета.

    Это привело как к разрыву общения между Константинополем и Москвой, так и к тяжелым конфликтам в других Поместных церквях. Не говоря уже о том, что заявленная цель – «объединение украинских православных» – не была достигнута. Абсолютное большинство членов УПЦ остались верны митрополиту Онуфрию. Властолюбивое поведение патриарха Варфоломея приобрело ему прозвище «восточного папы», что не совсем справедливо по отношению к аутентичным папам – римским. Константинополь отличается от Рима в двух отношениях.

    Во-первых, Рим был и остается структурой наднациональной – папа может происходить из любой страны, а выбирает его коллегия кардиналов, представляющих весь католический мир. Константинопольский патриархат не только носит жестко этнический (греческий) характер, но и не стесняется его подчеркивать, говоря о «первенстве нашей [т. е. греческой] нации в православии».

    Во-вторых, властные притязания средневековых пап были направлены на то, чтобы отстоять интересы Церкви от светских владык, которые хотели в своих землях сами ставить епископов и облагать Церковь налогами. Патриарх Варфоломей, напротив, нескрываемо выступает в интересах мирских правителей – и к явному ущербу Церкви. Что это за правители? На уровне Украины – бывший президент Порошенко, который (напрасно) надеялся, что получение «автокефалии» поможет ему, несмотря на бедственные результаты его правления, выиграть выборы.

    Но важнее, что на глобальном уровне действия Константинополя – открыто и ничуть не скрываясь – поддерживали власти США. Некоторые из причин этого ясны сразу – православие воспринимается как «мягкая сила» России, само существование Церкви говорит о духовной общности русских, украинцев и белорусов, поэтому максимально подорвать влияние Церкви – это совершенно очевидная цель для американской политики.

    Но дело не только в этом. У конфликта есть и важное мировоззренческое измерение. Константинопольский патриархат плотно аффилирован с Демократической партией США. Это понятно – большинство его прихожан живут в этой стране, многие представители греческой диаспоры занимают в Демпартии заметные места. Еще какое-то время назад в этом не было бы никакой религиозной проблемы – американские демократы, как и республиканцы, разделяли, хотя бы на словах, общие христианские ценности.

    Но в наши дни Демократическая партия приобрела ярко выраженную идеологию – и эта идеология принципиально несовместима с христианской верой. Возвращение демократов в Белый дом ознаменовалось вывешиванием радужных флагов по всему миру – даже на посольстве США в Афганистане он развевался до самого конца. Демпартия и лично президент Байден прилагают все усилия по продвижению абортов как в самих США, так и в других странах. Политика Байдена в этом отношении настолько скандальна, что несмотря на то, что он постоянно заявляет себя членом Католической церкви, католики отлучили его от причастия. Представители Константинополя (и особенно вероятный преемник патриарха Варфоломея – архиепископ Элпидофор) ничуть не смущаясь этим, поддерживают Демпартию с огромным энтузиазмом.

    В глобальном мировоззренческом конфликте тем, кто продвигает извращения и аборты, необходимо подорвать влияние своих противников – тех, кто поддерживает семью и чадородие. А это в первую очередь христиане. Прилагаются огромные финансовые, политические и организационные усилия, чтобы разложить Церкви изнутри – и со многими протестантскими общинами это отлично удалось. «Священницы», которые, состоя в «однополых браках», «благословляют» абортарии, вызывают ужас и содрогание у верующих и презрительную насмешку у атеистов.

    Конечно, Константинопольскому патриархату до этого пока, слава Богу, далеко – пока нельзя сказать, что он открыто принял эту идеологию. Но можно сказать, что он очень тесно связан с теми, кто ее продвигает. Было бы в любом случае неверно принимать притязания одного человека на господство над Церковью. У Церкви уже есть единый глава, и это – Христос. Но вот принимать господство человека, который вместе со своим окружением пребывает в открытой и тесной дружбе с могущественной политической силой, идеология которой несовместима с правой верой, было бы совсем странно.

    Отстоять свободу Церкви от диктата со стороны одного из патриархов – значит, отстоять ее свободу от тех, вполне мирских сил, которые за ним стоят. И это имеет большое значение не только для Церкви, но и для всего мира. 


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •