Правосудие англосаксов – это право сильного

@ Falkenstein/imageBROKER/<br>Global Look Press

19 апреля 2021, 12:04 Мнение

Правосудие англосаксов – это право сильного

Рассматривая западную геополитику и юриспруденцию, не будем забывать ее исторические истоки. Как говорится, от осинки не родятся апельсинки. Рабовладельческое право может сколько угодно называть себя истинно демократическим. Суть его от этого не меняется.

Трудно не признать, что нынешний мир живет по англосаксонским лекалам. Есть, разумеется, и Китай, и Индия, и славянский мир, и государства Старой Европы. Но они сохраняют более или менее традиционный уклад жизни и культуры в основном в пределах своих собственных границ. А международные отношения строятся большей частью под диктовку англосаксов. Причина не в особой справедливости этих законов. Просто в свое время Британская империя имела мировую гегемонию не только в юридическом праве, но и в штыках и канонерках. Именно поэтому их правовая система и приобрела такой вес. Пальму первенства Британия, правда, не удержала, передав ее своей же бывшей колонии за океаном. Но образ жизни, мышления и действия передала вместе с ней.

И вот что странно. Народы, достигшие величия, обычно культивируют преемственность собственной культуры, проводя ее чуть ли не до Адама и Евы. А вот англосаксонский мир постулирует утверждение, что он – наследник Великой Римской империи. По сути это, как если бы Россия заявляла, что она наследник Золотой Орды. Ведь по большому счету именно железные римские легионы цивилизаторов, огнем и мечом пройдясь по острову Великобритания, согнали местных обитателей с деревьев, научили есть вилкой и умываться. Заодно создав им государственность, пусть и под своим руководством.

Довольно унизительное наследование. Тем не менее англосаксонский мир устроен по римскому образцу. Кроме культуры, искусства, архитектуры, системы дорог, римляне привнесли в него систему государственного устройства, демократические начала и, конечно, римское право как величайшее достижение Империи. А теперь зададимся вопросом: а так ли соответствует гуманным началам, которыми так кичится Западный мир, пресловутое «римское наследие»? Ведь кроме государственного устройства, он получил и римский образ мышления.

Один мой товарищ, вернувшись из Италии, с изумлением поведал, что римляне-экскурсоводы с гордостью рассказывают легенду основания Вечного города, что его основатели, Ромул и Рем, были вскормлены волчицей, а повзрослев, Ромул убил своего брата лишь потому, что, гадая по полету птиц, он убедился в своем превосходстве над Ремом. При этом ни один экскурсовод не осуждал Ромула. Собственно, удивляться-то тут и нечему. Идея превосходства и вседозволенности как право сильного – краеугольный камень римской цивилизации. И он в целости и сохранности перенесен на англосаксонскую почву.

А в чем был образ существования Древнего Рима? Завоевания, завоевания, завоевания. Смыслом жизни римской власти и знати была война. Рим воевал ради власти, богатства, роскоши, удовольствий. Пунические войны, разрушение Карфагена, завоевание Сицилии, Сардинии, Корсики, Испании, всего Средиземноморья и т. д. Границы империи простирались от Британии до берегов Северной Африки, от западного побережья Пиренейского полуострова до Тигра и Евфрата, от Галлии до Малой Азии. И главной производительной силой в империи и даже в республике являлись рабы. Они же – главная военная добыча. Целые побежденные народы становились рабами Римской империи. В ряде западных исторических монографий с гордостью утверждается, что к середине II века до н. э. римское рабовладельческое общество достигло «классической формы».

И эта «классическая форма» была надежно закреплена в римском праве, особо почитаемом в западном сообществе. Все граждане Рима строго делились на свободно рожденных, рабов и вольноотпущенных. А вот выдержки из статьи «Исправление рабов» римского права, из знаменитого Кодекса Юстиниана, правившего Восточной Римской империей в период с 518 по 527 год н. э.: «Рабовладельцам разрешается бить рабов дубинами, камнями, наносить смертельные раны острым оружием, жечь на огне, пытать, отдавать на растерзание зверям».

Со временем с рабами стало сложнее – катастрофически уменьшалось их количество, да и рабы что-то стали часто восставать. Так, в 532 году в Константинополе случилось большое восстание, в течение недели власть не могла справиться с восставшими, затем обманом и силой заманила их на ипподром и там прикончила 40 тыс. человек. Этот успех считается одним из великих достижений Юстиниана. Про восстание Спартака, для подавления которого пришлось вызывать легионы из-за границы, потому что своими силами Рим не справлялся, и говорить нечего.

А еще римляне несли на своих щитах в побежденные страны одну очень важную вещь. Ни до них, ни после завоеватели не насаждали побежденным свои ценности, свою культуру, своих богов. Всадникам Чингисхана было нужно только добро побежденных. Римлянам – и их наследникам – требовались их души. Тогда добро они отдадут сами. А «душой» Рима был Закон. Установление в завоеванных землях римского правосудия было гарантией того, что там не будет неожиданностей. И порядки будут такие, какие требуются завоевателям, даже когда они ослабят вожжи.

Варвары – вестготы, остготы, вандалы, франки и пр., унаследовавшие римскую историю, бережно сохранили культуру, политику империи и … римское право, основанное на рабовладельческих ценностях. Стоит ли удивляться, что в «колыбели демократии» – Англии – рабство юридически было отменено несчастных полтораста лет назад.

И до сих пор юридическая практика в англосаксонском (читай – римском) изложении являет собой не что иное, как процесс торговли между обвинением и защитой с элементами шоу на потребу публики. Торговля, где есть место таким, например, диким для нашего понимания вещам, как «сделка». У нас «сделка со следствием» означает, что обвиняемый идет на сотрудничество со следствием, сдает подельников и получает меньший срок, чем мог. В США – совсем иначе. Там сделка означает, что ты под давлением следствия признаешь вину за что-то, пусть даже без доказательств, и получаешь срок БЕЗ СУДА. Обычно обвинитель аргументирует тем, что если мы пойдем в суд и там докажем, что ты виноват, ты получишь гораздо больше. Какое отношение это имеет к правосудию? Вопрос риторический.

Поэтому, рассматривая западную геополитику и юриспруденцию, не будем забывать ее исторические истоки. Как говорится, от осинки не родятся апельсинки. Рабовладельческое право может сколько угодно называть себя истинно демократическим. Суть его от этого не меняется. И когда англосаксы крадут иностранцев в третьих государствах или выкручивают руки союзникам, чтобы они, наперекор своим законам, выдавали нужных людей американскому «правосудию» – удивляться не надо. Так делали «железные легионы», которые научили их жить по своим правилам. Так делают и они. Для них это совершенно естественно. Они просто не понимают, что можно по-другому.

..............