Взгляд
21 октября, воскресенье  |  Последнее обновление — 13:58  |  vz.ru
Разделы

Как сделать человека из животного

Владас Повилайтис, доктор философских наук, БФУ имени И. Канта
До Швондера никто не задумался, что Шарику нужны имя и фамилия. Именно Швондер вручает ему переписку Энгельса с Каутским, и пренебрежение к этому тексту со стороны интеллигентов вряд ли оправдано. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Чем отвратительна травля в отношении сектантов

Сергей Худиев, публицист, богослов
К культу «Свидетелей Иеговы» можно высказывать различные претензии. И богословие у них еретическое, и манипуляция адептами налицо. Вот только в склонности к вооруженному насилию «свидетелей» обвинять нечестно. Подробности...
Обсуждение: 31 комментарий

Дикость, подлость и невежество при Пушкине и сейчас

Дометий Завольский, историк-архивист
Сейчас оправившейся, но уже слишком переломанной России угрожает невежество, пробуждающее подлость и открывающее ворота дикости. Мы стали до гибельной опасности ленивы и нелюбопытны. Подробности...
Обсуждение: 36 комментариев

    В керченском колледже сработало взрывное устройство

    На первом этаже политехнического колледжа Керчи – в столовой – прогремел взрыв. В обеденное время там находились десятки человек. По предварительным данным, погибли не менее десяти человек, порядка полусотни ранены. В качестве причины взрыва называется неустановленное взрывное устройство
    Подробности...

    «Союз» с космонавтами не долетел до МКС

    Во время старта с Байконура ракеты «Союз-ФГ» с кораблем «Союз МС-10» с космонавтами произошла авария носителя. Членам нового экипажа МКС пришлось совершить аварийную посадку в Казахстане. Космонавт Алексей Овчинин и астронавт Ник Хейг не пострадали
    Подробности...

    Умерла Монсеррат Кабалье

    В Барселоне на 86-м году жизни скончалась всемирно известная оперная певица Монсеррат Кабалье. Она до последних дней продолжала выступать на сцене. С самого начала карьеры ее любили за яркий голос и характерную манеру исполнения
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Германия обвинила Трампа в появлении у Саудовской Аравии чувства вседозволенности

        Главная тема


        Убийство саудовского журналиста обнажило алчность Вашингтона

        «даже подумать страшно»


        Косачев рассказал о катастрофических последствиях выхода США из ДРСМД

        армия и вооружение


        Американцы сравнили российские истребители

        народная дипломатия


        Американские студенты захотели в Крым

        Видео

        воздушное лихачество


        На Западе отметили «опасную тенденцию» среди украинских военных летчиков

        виновата германия


        Латвии предсказали потерю значительных объемов транзита угля из России

        подарок с подвохом


        Помогут ли ВМС Украины старые американские фрегаты

        смелая инициатива


        В ОБСЕ заявили о возможности завершить войну в Донбассе «в течение одного часа»

        опасная близость


        Авианосец США впервые за 27 лет приблизился на угрожающее расстояние к России

        «либеральный террор»


        Андрей Бабицкий: Мы исчерпали лимит соблазна, когда едва не лишились Родины

        «На нашей стороне Бог»


        Егор Холмогоров: Если мы порвали с главным православным патриархом мира, мы теперь не православные?

        «в россии новая игра»


        Игорь Мальцев: Не только новые аэропорты, но и аттракцион для всей страны

        на ваш взгляд


        Правительство намерено снова отложить выплаты по советским вкладам в Сбербанке. Теперь до 2022 года. Считаете ли вы такое решение справедливым?


        Егор Холмогоров

        Зачем нам нужен памятник Солженицыну

        Егор Холмогоров
        Публицист
        3 августа 2018, 11:22

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Большую часть жизни я прожил рядом с улицей Солженицына, ходил по ней едва ли не ежедневно, идя по ней десять лет назад в августе 2008 года, я и узнал, что писателя больше с нами нет.

        Тогда она носила мрачноватое название Большая Коммунистическая и, по иронии истории, была одной из наиболее сохранившихся улиц старой Москвы с шикарными купеческими усадьбами, соперничавшими в роскоши с дворцами аристократов, античными барельефами на особняках, доходными домами в стиле «модерн со львами» и парящей над всем этим церковью Мартина Исповедника. Величественный классицистический храм Матвея Казакова превращен был в книгохранилище. Сегодня это снова церковь, куда мы ходим на службы и где крестили мою дочь.

        А пройдя по улице до конца, можно выйти к Спасо-Андроникову монастырю, посреди которого стоит древнейший в Москве храм, в котором похоронен святой иконописец Андрей Рублев.

        Теперь среди этой роскоши неизгаженной былой России может появиться памятник её защитнику и певцу – Александру Солженицыну, аккурат на пустыре, оставшемся от сноса палаткообразного кафе между домами 11 – усадьбой купчихи Пелагеи Кононовой – и 13 – усадьбой городского головы Москвы мануфактур-советника И.А. Колесова.

        Солженицын очень любил эту Таганскую часть Москвы – небедную, мастеровитую, купеческую, богомольную. Описание им в «В круге первом» храма Никиты Мученика на Швивой горке, над Яузой способно растрогать до слез. Думаю, самому Александру Исаевичу было бы приятно находиться в окружении этих работящих людей, добившихся богатства своим трудом и смекалкой. Семейство его матери, Щербаки, за одно поколение усилиями деда, полуграмотного и смекалистого малоросса Захара Федоровича Щербака, поднялось из поденных рабочих до первостатейных предпринимателей-аграриев Юга России.

        Фото: Зинин Владимир/ТАСС

        С идиллической картины дома Щербаков («Томчаков») начинается первый акт созданного писателем исторического эпоса – «Август четырнадцатого». Красное колесо раздавило Щербаков, как и сотни тысяч других людей, вся вина которых была в том, что они умели создавать, а не только разрушать до основанья, а затем.

        Захара Фёдоровича, презрев «классовый подход», долго скрывали и кормили его бывшие рабочие, но в 1930 году ГПУ всё-таки нашло его и увело, рассчитывая заставить классового врага сдать мифические «спрятанные миллионы». С того ареста дед Солженицына уже не вернулся, упокоившись где-то в безымянной могиле.

        Без этих корней невозможно понять Солженицына. Ни его личной боевитой предпринимательской жилки, феноменального трудолюбия и усидчивости, умения устраивать жизнь и защищать свои права, так контрастирующих со стилем окружавшей его литературной богемы. Ни его рациональной влюбленности в старую Россию, как в общество, где можно было трудиться, создавая свою собственность и богатство своими руками, где человеку дела не нужно было гоняться за миражами демократии и социализма, прогресса и прав человека, когда можно было конкретными действиями и по уму устраивать свою и общую жизнь.

        Без этих корней невозможно понять, конечно, и того неприятия Солженицыным коммунистической системы, которая убила эту жизнь, а его самого и таких, как он, ограбила и лишила «и чаши на пире отцов, и веселья, и чести своей».

        Советчина была для Солженицына убийственной антижизнью, раковой опухолью, уничтожающей жизненные силы русского народа. А с онкологической антижизнью церемониться нельзя. Как она не станет церемониться с тобой – её нужно вырезать скальпелем, облучать рентгеном, травить химией, изводить и засушивать «народными средствами», которые самому писателю в борьбе с собственным раком помогли, кажется, более всего.

        Этот процесс излечения исключительно мучителен, как показано в «Раковом корпусе», порой практически сводит с ума, слишком часто не оканчивается победой. Однако альтернатива ему одна – торжество антижизни над жизнью в момент смерти, даже если смерть спокойная и перед нею тебя отпустили «на побывку», чтобы не портить статистику медучреждения.

        Не лечить, а значит – не мучить, Солженицын не мог. Именно этих мучений и не могут ему простить фанатичные сторонники метастаз.

        В ненависти к Солженицыну, которая грозит и предполагаемому рядом со мною памятнику, есть нечто иррациональное, необъяснимое политической логикой.

        Разве это Солженицын первым начал «клеветать на товарища Сталина»? Нет. Сотни и сотни авторов до Солженицына, от бежавшего из лагерей Ивана Солоневича до советского вождя Хрущева, с разных позиций разоблачали сталинские преступления.

        Несомненно, большая заслуга Солженицына в том, что он показал – никакого «сталинизма» не было, был ленинизм, была коммунистическая ненависть к исторической России, устремленная к её разрушению и уничтожению всех сопротивлявшихся слоев русского народа. Но и тут Александр Исаевич не был первым – об этом писали и тот же Солоневич, и историк красного террора Мельгунов, и многие другие.

        Но, может быть, Солженицын «клеветал» на советский строй талантливей прочих и именно поэтому заслуживает особой ненависти? Однако его враги и это отрицают. Среди них распространена точка зрения, что Варлам Шаламов писал о сталинских лагерях талантливей Солженицына, коего они стремятся выставить бездарностью. Казалось бы, тогда логичней ненавидеть именно его, но нет… особой ненависти к троцкисту Шаламову у них не обнаруживается.

        Но, может, дело не в лагерях, а в антисоветизме, диссидентстве, атаке на социалистический строй, при котором сотни миллионов человек жили счастливо, ели пюре в детсадике и стояли в очереди за кефиром, а их выбросили в ужасы капиталистической системы, где детсадики стали платными, а очередей не стало вообще? Однако нет.

        Солженицын не был главным диссидентом Советского Союза. Скорее он был диссидентом среди диссидентов – отвергал демократию, западничество, еще в брежневские времена предостерегал против поспешных «рыночных реформ» и угрозы со стороны международных финансовых организаций типа МВФ.

        Однако вся ненависть достается именно Солженицыну, а не, к примеру, академику Сахарову, чьи прямые идеологические последователи устроили нам ад 1990-х.

        Не так давно скончавшийся писатель Владимир Войнович прославился на ниве самых грязных антисоветских памфлетов с отчетливым русофобским душком. Разве провожала его в могилу свистом вся та клака, что борется с Солженицыным? Даже не заметили, а кто-то еще и похвалил. За что? Правильно, за клевету Войновича на Солженицына. Нет, и не в антисоветизме дело.

        Может быть, дело в мифическом «переходе на сторону внешнего противника»? На эту тему напридумано действительно много, от «литературного власовца» до «призыва разбомбить СССР атомными бомбами».

        С власовцами, в отличие от своих оппонентов, фронтовик и дважды орденоносец (орден Отечественной войны – 1943, орден Красной Звезды – 1944) капитан артиллерии Солженицын лично воевал на фронте, о чем и рассказал в «Архипелаге», а потому имел и полное право сказать, что это были несчастные люди, загнанные в капкан между двумя ненавидевшими русский народ и желавшими ему смерти силами.

        Еще смешнее, когда с «солженицынскими фальсификациями истории войны» полемизируют при помощи… топорной фальшивки – поддельного «открытого письма маршала Чуйкова», состряпанного лет двадцать назад в неокоммунистической прессе.

        Про «бомбу» речь идет о чистой выдумке. Когда просишь подтвердить её конкретной цитатой, то собеседник начинает юлить и приводить ссылки на разные солженицынские тексты, в расчете на то, что ты их не читал – одна беда, я все их читал и отлично знаю, что подобный «призыв» нигде не содержится. Он бы попросту противоречил убеждениям Солженицына, призывавшего Америку не пытаться «помочь» освобождению России от коммунизма, отказавшегося встречаться с президентом Рейганом (из-за русофобии его советников и призывов американских генералов прицельно разбомбить русские области СССР), отказавшегося от американского гражданства. Писатель осознавал, что клятва предполагала обязанность воевать против всех противников США, а значит, возможно, и против России.

        Сотни действительных перебежчиков и изменников – все эти Резуны, Калугины и прочие – не удостаиваются и сотой доли адресованной Солженицыну ненависти. Нападчики не идут громить книжные магазины, заваленные бреднями Резуна и ему подобных (да и за что громить-то? Товарища Сталина восхваляет, 37-й год оправдывает, да тут хоть в мавзолей неси), вся их ненависть снова сосредоточена на Солженицыне.

        Ну и венец глупости – «Солженицын развалил СССР». Это об идее Солженицына в работе «Как нам обустроить Россию» создать союз России, Украины, Белоруссии и Казахстана, то есть единое русское государство. И вновь предельный цинизм. Этот текст был обнародован 18 сентября 1990 года, когда СССР трещал по швам, когда во многих республиках Союза уже пришли к власти сепаратистские правительства, когда Горбачев начал экономическую блокаду Литвы, когда уже три месяца прошло с принятия печально знаменитой «Декларации о государственном суверенитете РСФСР».

        Предстоящий распад СССР был очевиден к этому моменту всем, а имена его организаторов – от Горбачева, Шеварднадзе, Ельцина до Гамсахурдии, Прунскене, Чорновола – были у всех на слуху. Работа Солженицына среди этой общей атмосферы распада ставила один вопрос: как бы самим русским не распасться.

        Писатель предлагал единственное представлявшееся ему логичным решение: не дать мертвому утащить с собой в могилу живого, не дать советской системе расчленить и убить русский народ, а для этого создать общее государство всех трех ветвей русского народа. В 1990 году еще было не поздно начать к этому подготовку, а разбегание окраин сделать цивилизованным – без геноцида русского населения, потоков беженцев и введения расистской сегрегации на граждан и «неграждан».

        Призыв Солженицына не был услышан. Как не был услышан и его призыв к Ельцину в августе 1991-го не признавать административные границы республик государственными, добиваться возвращения Крыма, Южной Сибири, Нарвы. Добиваться, чтобы референдум о независимости Украины проходил не всей республикой, а по областям, чтобы дать возможность Донбассу не ехать на Запад в одной упряжке со Львовом. Как не был услышан его призыв устранить нелепое дискриминационное для русских административное устройство внутри самой РФ, обрекающее нас на разгул сепаратизма и вечный страх повторения Россией судьбы СССР.

        Подлинных организаторов той катастрофы (и живых, и мертвых) те же самые деятели, что борются с Солженицыным, не травят даже с сотой долей энергии. Потому приходится делать вывод, что подлинные причины ненависти к писателю со стороны организаторов антисолженицынской кампании бесконечно далеки от декларируемых.

        Солженицына ненавидят не за то, что у него было общего с антисоветчиками, диссидентами, антисталинистами, антикоммунистами, критиками советской имперской модели, а за то, чем он от них отличался.

        А чем он от них отличался?

        В отличие от большинства диссидентов (убежденных западников, веривших в «демократию, рыночную экономику и права человека», а еще больше в «право на эмиграцию»), Солженицын имел положительный русский идеал. Этот идеал – не Запад, но дореволюционная царская Россия, органичное продолжение истории которой было бы, конечно, для нас куда лучшим будущим, нежели революция.

        Высшей ценностью для Солженицына был русский народ, сохранение его идентичности, выживание и развитие. Он был категорическим противником принесения исторической жизни народа в жертву абстракциям – коммунистическим или либеральным.

        Именно Солженицын обратил внимание на такое явление, как русофобия нашей образованщины, ставшей из советской неприкрыто западнической, и вступил с ним в полемику, позднее развитую его ближайшим другом и соратником академиком Игорем Шафаревичем. Продолжил полемику с русофобами Александр Исаевич и в годы изгнания, разоблачая бредни американских профессоров типа Ричарда Пайпса, натравливавших президента Рейгана и американский истеблишмент не на коммунистическую систему, а на русский народ.

        Получив возможность вернуться к участию в общественной жизни России, Солженицын выступил самым непримиримым оппонентом ельцинского курса разрушения страны. Он первый заговорил не только о несправедливости границ, о дискриминации русских в ходе парада суверенитетов, но и о геноциде на Кавказе, о ненужных чиновникам потоках беженцев из Средней Азии, о нашествии нелегальных и полулегальных мигрантов, о разграбе приватизации и авантюризме «рыночных реформ».

        Его выступление в Госдуме в 1994 году и памфлет «Россия в обвале» были тем более убедительной квинтэссенцией неприятия духа 90-х, что сформулированы были не с позиций советской ностальгии, а из жизненных интересов русского народа.

        Не менее определенно Солженицын обозначил и наши внешние интересы.

        Еще в 1978 году в перевернувшей мировую политическую мысль Гарвардской речи он сформулировал принцип: мир – это сообщество самобытных исторических миров, цивилизаций, среди которых есть место и России. Запад – только один из этих миров. И часть не может подменить собой целое, не может диктовать законы всему миру, тем более что сам Запад далеко отступил от тех христианских принципов, которые когда-то его создали.

        Солженицын призвал и Россию, и Запад отказаться от безумного бунта против Бога – у одних выражающегося в воинствующем коммунистическом атеизме, у других – в либеральном потребительском обществе, отойти от идей французских просветителей и вернуться на путь Традиции.

        Нельзя не заметить, что эта политическая философия вкупе с солженицынской критикой расширения НАТО легла в основу современной политики путинской России, геополитики «мюнхенской речи» – установка на цивилизационный суверенитет, неприятие натовского наступления, готовность России стать центром здоровых традиционных сил всего мира, неприятие капитуляции перед русофобским либеральным миропорядком.

        Возвращение Крыма – это прямое исполнение солженицынского завета, задания, которое он ставил в письмах, статьях, интервью начиная с 1991 года.

        Мы наблюдаем, как на наших глазах сбывается и еще одно солженицынское пророчество. Уже на рубеже 1970–1980-х писатель начал предсказывать, что Западу предстоит пройти через свою коммуно-тоталитарную диктатуру, не менее поработительную для человека, нежели советская. Главное, нам, русским, получив в ХХ веке прививку, не соблазниться на второе издание той же болезни.

        Наблюдая за сегодняшней тоталитарной толерантностью, превращающей Европу в Гейропу, а Америку – в болото, невозможно не признать, что Солженицын и тут оказался прав. И этого вновь не могут ему простить.

        Для самой России солженицынское наследие – это противоядие против революций. Его «Красное колесо», особенно «Март семнадцатого» – мощнейший манифест против революционного зуда и «феврализма». Это анатомия политического безумия, когда общество ради нелепых фантазий, поддаваясь на клевету и провокации иностранных агентов, уничтожает своё органическое развитие и устраивает себе такие «перемены», которые убивают большинство их участников и инициаторов.

        Почему любители революций всех мастей так боятся включения солженицынских произведений в школьную программу? Тогда наш школьник поймет (из «Архипелага ГУЛАГ»), чем заканчивается желание устроить встряску «до основанья, а затем». Из «Марта семнадцатого» – кто и как такие встряски готовит и производит. А кто предупрежден, тот вооружен.

        И вот, пожалуй, главное в наследии Солженицына: выраженное и в его прозе, и в его публицистике страстное желание нормальности – русский народ имеет право на спокойное органическое развитие, на то, чтобы им правили цари, а не диктаторы, чтобы его реформаторами были Столыпины, а не Гайдары. Чтобы наш народ мог оставаться собой, богатеть из поколения в поколение трудом своих рук, верить в своего Бога, завещанного святыми и преподобными. Не лезть в чужое, но не отдавать ни крохи своего, ни у кого ничего не просить, ни перед кем не унижаться – ни перед вертухаем, ни перед начальником, ни перед чужеземцем.

        Солженицын нам указал на то, что историческая традиция народа – это не косность, а вечная самообновляющаяся преемственная жизнь. И оставил предупреждение о том, как дорого может обойтись желание оборвать и растоптать эту жизнь во имя головных заграничных утопий и своеволий.

        Для России нет лучшего будущего, чем её прошлое. И пусть памятник Солженицыну на улице, почти не изуродованной рубцами ХХ столетия, служит об этом напоминанием.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Как сделать человека из животного

        Владас Повилайтис, доктор философских наук, БФУ имени И. Канта
        До Швондера никто не задумался, что Шарику нужны имя и фамилия. Именно Швондер вручает ему переписку Энгельса с Каутским, и пренебрежение к этому тексту со стороны интеллигентов вряд ли оправдано. Подробности...

        Чем отвратительна травля в отношении сектантов

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        К культу «Свидетелей Иеговы» можно высказывать различные претензии. И богословие у них еретическое, и манипуляция адептами налицо. Вот только в склонности к вооруженному насилию «свидетелей» обвинять нечестно. Подробности...
        Обсуждение: 25 комментариев

        Дикость, подлость и невежество при Пушкине и сейчас

        Дометий Завольский, историк-архивист
        Сейчас оправившейся, но уже слишком переломанной России угрожает невежество, пробуждающее подлость и открывающее ворота дикости. Мы стали до гибельной опасности ленивы и нелюбопытны. Подробности...
        Обсуждение: 36 комментариев

        Каждый из нас может спасти тысячи жизней

        Антон Крылов, журналист
        Создание регистра – вопрос национальной безопасности. Британия уже отказалась от поставок в РФ субстанций для производства обезболивающих. Сделан первый шаг к запрету лечить россиян в клиниках Европы. Подробности...
        Обсуждение: 17 комментариев

        Как я едва не стал убийцей

        Алексей Чадаев, директор Аналитического центра «Московский регион» (АЦМР)
        Когда я стал алтарником в церкви и отпустил длинные волосы, мои одноклассники в совшколе начали меня откровенно травить. Сижу на исповеди, думаю: мог бы – перестрелял бы всех, прости меня, Господи. Подробности...
        Обсуждение: 51 комментарий

        Кто управляет протестами в Ингушетии

        Наталья Мкртчан, политический обозреватель
        Группа бывших ингушских чиновников, депутатов и попавших в немилость предпринимателей только кажется единой. Заручившись главным козырем – властью над толпой, эти восемь товарищей решили диктовать условия федеральным властям. Ну разве не смешно? Подробности...

        Россия избавилась от американских облигаций. И что в итоге?

        Олег Макаренко, бизнесмен, блогер, журналист
        Две страны – Турция и Россия. В Турции сделали всё так, как хотели наши ура-патриоты: напечатали денег, раздали страждущим, взбодрили экономику. В России поступили наоборот. Теперь смотрим на результаты. Подробности...
        Обсуждение: 65 комментариев

        Мы исчерпали лимит соблазна, когда едва не лишились Родины

        Андрей Бабицкий, журналист
        Отличия от Запада, которые есть у России, настолько существенны, что поступиться своей природой большинство из нас не готовы. И либералам стоит смириться с этим. Это теперь навсегда. Подробности...
        Обсуждение: 59 комментариев

        Плебс в Москве будет убран под землю

        Петр Шкуматов, общественный деятель
        Авторитетные чеченские бизнесмены предложили ввести платный въезд в Москву. С каким же остервенением миллиардеры хотят отгородиться от обычных людей. Они получают удовольствие от отсутствия нас вокруг них. Подробности...
        Обсуждение: 42 комментария

        Трагедия в Керчи – проблема системная

        Сергей Лукьяненко, писатель
        Если родители не смогли, не имели на это времени и сил – в голове будет всё что угодно. А экстремистских организаций, тусовок, групп – вся Сеть полна. А каких-то вдохновляющих перспектив юноша не видит. И запретить продажу оружия – не выход. Подробности...
        Обсуждение: 77 комментариев
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............