Взгляд
26 января, вторник  |  Последнее обновление — 03:39  |  vz.ru
Разделы

Богатые живут подозрительно долго

Герман Садулаев
Герман Садулаев, писатель, публицист
Умирают наши друзья, родственники, знакомые, умирают писатели, художники, актёры и телеведущие, все умирают. По законам статистики должны умирать и олигархи с банкирами, и прочие «хозяева» планеты. Тем более что среди них много пожилых. И много ли умерло? Подробности...
Обсуждение: 53 комментария

Хайпожорство – это преступление

Дмитрий Грунюшкин
Дмитрий Грунюшкин, писатель
У тех, кто щекочет себе нервы и пытается получить хоть какое-то внимание путем съемок и распространения видео чужих страданий, нет ни совести, ни будущего. Это морально искалеченные люди. Кто-то живет без ноги, кто-то без глаза, а эти живут без души. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

Ипотечный передоз для экономики

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Ипотека должна перестать быть единственным лекарством для стройки, а стройка – единственным лекарством для экономики. А банкам нужно кредитовать реальный сектор, а не только и не столько влезающих не от хорошей жизни в долги физлиц. Подробности...
Обсуждение: 33 комментария

Джозеф Байден стал 46-м президентом США

Джозеф Робинетт Байден–младший принес в среду присягу на ступенях Капитолия в качестве 46-го президента США, а Камала Харрис стала вице-президентом страны. Новый глава Америки назвал день своей инаугурации «днем истории, надежды и обновления», призвав американский народ к единению
Подробности...

Умер создатель «Ералаша» Борис Грачевский

Художественный руководитель детского юмористического киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский, с конца прошлого года боровшийся с COVID-19, умер на 72-м году жизни. Коллеги отмечают, что с его смертью ушла целая эпоха и высказывают надежды на сохранение «Ералаша»
Подробности...

Капитолий превратился в казарму Нацгвардии США

Палата представителей США рассматривает вопрос об импичменте президенту Дональду Трампу. А в это время коридоры Капитолия заполнили бойцы Национальной гвардии. Однако обстановка спокойная и сотни мужчин в камуфляже и с огнестрельным оружием разлеглись на полу, занимаясь своими делами. Многие спят
Подробности...
17:52
собственная новость

Девять школ искусств Якутии оснастят в 2021 году в рамках нацпроекта «Культура»

Более 47,8 млн рублей получат девять районных детских школ искусств Якутии на оснащение музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами в рамках федерального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура» в 2021 году, сообщила пресс-служба Минкультуры Якутии.
Подробности...
11:55

В Якутии по нацпроекту решили открыть девять модельных библиотек

В Якутии выбрали девять библиотек, которые в этому году приобретут статус модельных по национальному проекту «Культура».
Подробности...
17:54

В шести горных селах Дагестана отремонтировали дома культуры

Дома культуры в шести горных селах Дагестана капитально отремонтировали в 2020 году по нацпроекту «Культура». Два из них уже открылись после капремонта, остальные планируется открыть до конца декабря, сообщила врио министра культуры Дагестана Зарема Бутаева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: Байден оценил влияние разногласий с Россией на продление ДСНВ

    Главная тема


    Дипломатический конфликт США и России стал коммунальным

    зона конфликта


    Курды предупредили о подготовке вторжения Турции на север Сирии

    «они приплывут»


    Прилепин предсказал возвращение журналистов Муждабаева и Бабченко в Россию

    требуются на работу


    Названы самые востребованные профессии в Москве

    Видео

    американская дипломатия


    Как России следует ответить на провокацию посольства США

    антигосударственный шантаж


    Чем опасны «вопиющие угрозы» Google

    конспирология и факты


    В истории «продажи ноутбука Пелоси СВР» оказалось несколько загадок

    несанкционированные акции


    Реальный протест Навального оказался слабее виртуального

    отношения с США


    Что ждать России от президентства Байдена

    законы статистики


    Герман Садулаев: Богатые живут подозрительно долго

    человек с телефоном


    Дмитрий Грунюшкин: Хайпожорство – это преступление

    большая стройка


    Глеб Простаков: Ипотечный передоз для экономики

    на ваш взгляд


    Как изменятся отношения между Москвой и Вашингтоном после прихода Джозефа Байдена?
    Лев Пирогов

    Чтобы отменить оценки в школе, нужно быть Сталиным

    Лев Пирогов
    публицист, литературный критик, главный редактор детского развивающего журнала «Лучик 6+»
    17 августа 2018, 17:21

    Министр просвещения России Ольга Васильева положила конец разговорам о переводе школьных оценок на 12-балльную систему. «Пятибалльная система у нас существует уже 75 лет. Она традиционна для нашей страны», – заявила она.

    К аргументу можно придраться: мало ли что для нашей страны традиционно, от некоторых традиций иногда не грех и отказываться. Но в целом министр прав: нам не нужна 12-балльная система. И вот почему.

    12-балльная система легко сводится к пятибалльной: новые «пятерка» и «шестерка» – это старое «три», ниже – «два» и так далее. А значит, дети по-прежнему будут разделяться на троечников и отличников, и дамоклов меч плохой оценки все так же будет висеть над их макушками. Смысл же многобалльной системы в том, чтобы убрать этот меч, эту угрозу, эту травму для детей и родителей.

    Ничто так не мешает учебе и ничто так не противно детской психологии, как страх неудачи, или, говоря современным языком, «синдром выученной беспомощности». Но современной школе (я не имею в виду сверкающую верхушку айсберга – учителей-умниц, мастеров, самоотверженных энтузиастов, талантов, я говорю о подводной, чиновно-бюрократической части) наплевать на выученное бессилие.

    Современная школа ориентирована на «успех» и «лидерство», ее интересуют только отличники, победители олимпиад и те, кто к ним поближе. Прочие же дети – «отходы производства». И какая кому разница, что там у них в душе. Это то, за что лично я школу не люблю и, будучи учителем по диплому, в ней не работаю. От учителя требуют «показателей», а не человечности.

    Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

    Что же делать, чтобы «выученной беспомощности» и сопутствующего ей «учебного стресса» (тоже официальный термин) избегнуть? Рецепт есть – и кое-где негласно применяется. Это... погодите, не смейтесь – 26-балльная система оценки.

    Теоретически 26 баллов так же можно свести к «двойкам» и «пятеркам», но, как показывает практика (я с этой системой сталкивался), ни ученики, ни родители такими множествами оперировать оказываются не в состоянии. Не бывает «четырнадцатищиков» (три с плюсом). Бывает так: «За прошлый диктант Ваня получил 13 баллов. А за сегодняшний – 14! Давайте поздравим его, ребята, поаплодируем». И Ваня доволен, как удав.

    А если наоборот – было четырнадцать, а стало тринадцать – Ваня закусит губу: «Эх, елки... чуть-чуть не повезло!» Возникает соревновательный, спортивный азарт, «борьба за показатели» превращается для ребенка в игру. На нем больше нет клейма неудачника, тупицы, троечника. Работает плавающая, динамичная система оценки. Оценки – но не приговора.

    Конечно, если 26-балльная система станет обязательной и попадет в жернова бюрократии, изгадить можно и ее. Но вряд ли наш министр просвещения боится именно этого. Я, конечно, не могу залезть к ней в голову, разные у нас масштабы понимания проблемы, но думаю почему-то, что противится она вот какой простой вещи.

    Переход с одной системы оценок на другую влечет за собой написание кучи бумажек, издание кучи циркуляров, новых руководств, методичек, пособий, даже учебников. А это – деньги, их нужно выделять и... можно пилить.

    А если фантазировать дальше, то следует вспомнить, что деньги (в том числе казенные) – это ресурс, и тот, кому этот ресурс попадает в руки, становится сильнее. Может быть, министр боится, что эти деньги попадут не в те руки?

    Отсюда, думается, туманность и обтекаемость аргументов: «Пятибалльная система традиционна». Министр не говорит, что отход от этой системы принесет вред. Она говорит: «пока не время».

    Но оставим политику, вернемся к образованию. Закручивать гайки, делая ставку на «китайскую модель» (в Китае средняя школа напоминает детский концлагерь), или идти по условно «финскому» пути (в Финляндии детям вообще не задают домашних заданий)?

    Отсеивать тонны «человечьей руды», чтобы выбирать крупицы золота (отличников, которые потом то ли уедут за границу, то ли будут работать на благо своей страны), или делать ставку на создание атмосферы свободы и творчества, в которой и далеко не «лидеры» смогут раскрыться?

    Борьба этих двух концепций будет вечной. Я признаю логику и правоту первой – с точки зрения «результата», наверное, отсеивать эффективнее. Но мне жаль отсеянных, выбракованных, приговоренных. И по-человечески, и... м-м-м... рационально. Поэтому я вообще за то, чтобы отменить обязательные оценки.

    Ну то есть надо сделать их факультативными. Все приходят в школу «за интерес», чтобы узнавать что-то необычное, удивительное, забавное, новое. (Дети это любят, им это легко дается – узнавать новое.) Так, а теперь попробуем этим знанием пользоваться... Получается или нет? Нравится или нет? Нравится? Тогда попробуем на оценку! Кто хочет попробовать на оценку?

    Те, кто хочет получать оценки по каждому конкретному предмету, – получают, а кто не хочет, тот нет. Получает по другим предметам. И тогда Ваня из нашего предыдущего примера, полный балбес в правописании, оказывается отличником по истории или по физкультуре.

    Кстати, с физкультурой эта система негласно работает. Принципиальный физкультурник, заваливший прилежную, но толстенькую и неуклюжую отличницу, которая «идет на медаль», – часто мы встречаем такое? Если и встречаем, то считаем такого физкультурника чудаком на букву «м» и уродом.

    А что же остальные предметы?..

    Поймите, каждый ребенок – «идет на медаль». А мы их заваливаем... Как правило, уже в начальной школе. В погоне за двумя–тремя школьными «гениями» (кстати, настоящие гении из школьных отличников почему-то получаются не так уж часто) выбрасываем еще человек двадцать гениев нераскрывшихся, не верящих в себя и не знающих своих сил, загнобленных и затурканных!

    А причина одна – система оценок. Вот ее и надо отменить. Но для этого недостаточно быть министром Васильевой. Для этого надо быть Сталиным, Петром Первым и Иваном Грозным.

    Как часто мы понимаем, что нужно делать, но сделать этого не можем! Кому-то надо бросить курить. Кому-то – похудеть. Кому-то (вот как мне) и то и другое. А кому-то – отменить систему школьных оценок или ввести налог «на богатство».

    Все мы знаем, как должна быть устроена жизнь. Но между «знаю» и «делаю» дистанция большого размера. Так же как между «делаю» и «получается». Некоторым иногда удается эту дистанцию пройти. Немногим. Но именно они и оплодотворяют жизнь.

    Дай Бог сил и здоровья всем участникам забега!


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •