Конкуренция – это зло

@ Komsomolskaya Pravda/Global Look Press

18 июня 2018, 10:38 Мнение

Конкуренция – это зло

Говорят, что конкуренция – это двигатель прогресса. В определенные моменты рынка да, но чаще нет. Все самые большие открытия, что мы имеем за последние 20–30 лет, сделаны не потому, что продукт и услуга доводились до совершенства.

Евгений Гордеев Евгений Гордеев

основатель фонда Russian Ventures

Есть мнение, что конкуренция развивает рынок, дает потребителям лучшие условия. Но на самом деле все не так.

На примере ситуации с «Яндекс.Такси» мы видим, что ради выполнения обещания низких цен система готова нанимать любых водителей, опускать стандарты контроля, что в итоге приводит к авариям.

Понятно, что человек с опытом вождения в один месяц по Москве не может быть таксистом. Но главный конкурентный параметр, за который борются все сервисы, – это скорость подачи. Пусть хоть Тинки-Винки за рулем сидит, лишь бы успел первым приехать к клиенту!

Конкуренция часто убивает куда более качественные продукты и сервисы, сводя борьбу за клиента к цене. Мы все люди и хотим за свои заработанные условные 100 рублей получить как можно больше.

Мой любимый пример: «Волмарт» (самая большая сеть в США) последние 30 лет заходила в небольшие города, открывая там свои магазины.

За счет цены эти точки очень быстро вытесняли локальный бизнес, который часто не просто витрина, а целая система из местных производителей и фермеров, логистов и так далее. «Волмарт» же работает централизовано и экономично, конкурировать с ним невозможно.

Убивая локальный бизнес, они постепенно пришли к ситуации, когда города покидали люди целыми семьями – тут им заработать уже не получится. Место теряло свою привлекательность, и в какой-то момент «Волмарт» получал сигнал, что по внутренним стандартам выручка уже не имеет той эффективности и пора бы... закрыть магазины.

А теперь представьте себе ситуацию в перемотке: город, который жил себе прекрасно локальным бизнесом, потом пришел большой игрок и дал всем цены ниже (и качество тоже!), выжить при такой конкуренции невозможно, самые деятельные разъехались, перестали платить локальные налоги, город умирает, «Волмарт» решает закрыть точку. В итоге оставшиеся жить там теперь ездят за покупками в соседние города и штаты.

Говорят, что конкуренция – это двигатель прогресса. В определенные моменты рынка да, но чаше нет.

Все самые большие открытия, что мы имеем за последние 20–30 лет, сделаны не потому, что продукт и услуга доводились до совершенства. Моя любимая фраза: лампочка не от улучшения свечи появилась. Прорывы, инновации, все то, что делает нашу жизнь в 10–100 раз лучше, следствие не конкуренции. А нового подхода.

Больше всего меня волнует конкуренция в еде: компании идут на любые легальные действия, лишь бы побольше продать своей продукции.

Да, можно сказать, что это выбор покупателя, но мы же понимаем, что два лидера своих рынков «Кола» и «Старбакс» просто тупо подсадили людей на сахар. И делают все, чтобы лишний раз о себе напомнить. А ведь сахар вызывает зависимость даже быстрей, чем никотин, и куда более негативные последствия для организма.

Но вот у тебя есть условные 100 рублей: ты можешь их потратить целиком на хорошую еду – овощи и фрукты, рыба и мясо. Или лишь половину на готовые блюда, полуфабрикаты, а остальные 50 на одежду и развлечения. Ведь нам говорят: эта еда дешевле фермерской, потому что, мол, большие корпорации все готовят в огромных количествах, тем самым снижая стоимость.

Правда жизни другая: из тех 50, что вы заплатите за продукты, 25 корпорации тратят на рекламу и полки, иначе им конкурировать никак не получится. И какое качество еды может быть за 25% от ее реальной стоимости в итоге? То, что сведет вас в могилу.

Пока весь мир еще движется в сторону максимального насыщения потребителя за его 100 рублей, самая продвинутая часть населения, развитые страны включили уже заднюю передачу и начинают пересматривать свои отношения к покупкам: лучше не много, но самого качественного.

Пока это ярко заметно именно по еде: фермерские продукты (которых мы 20 лет после Совка стеснялись!), маленькие кофейни, крафтовое пиво и так далее. Часто дороже раза в 2–3, чем в фастфуде, но куда более качественно.

Отказ от массмаркета бьет и по одежде – Zara и H&M сильно замедляются в росте, часто показывая убытки. Откат затронет многие рынки, люди поймут, что выбирать надо не по цене, а по другим качествам.

Самые умные – не конкурируют, а направляют свои силы на создание нового продукта и услуги. Конкуренция – это не просто зло, а выбор дураков...

Источник: Блог Евгения Гордеева

..............