Когда общество начинает пересматривать итоги своего прошлого, искать правых и виноватых, заканчивается это обычно новыми виноватыми и новыми правыми, а заодно и новой охотой на ведьм. Ничем хорошим, в общем, не заканчивается. Пусть мертвые хоронят своих мертвецов – учит нас Писание, и это особенно верно в нашей стране, где настоящее становится прошлым уж слишком часто…
Казалось бы, что может быть проще – перестать публично высказывать те позиции, которые оскорбляют и фраппируют сограждан. Будьте вы тысячу раз правы, но если волею судеб живете в расколотой по многим историческим событиям стране – проявите уважение если не к памяти, то к живым людям, вашим же соседям.
Так нет. «Белое дело» вешает в Петербурге мемориальную табличку Александру Васильевичу Колчаку, которая вызывает возмущение у левых и дальнейшие судебные баталии. При этом левым невдомек, что быть социалистом сейчас – это выступать за социальную справедливость, государственный капитал в промышленности и т. п., а не заниматься выражением демонстративной ненависти к героям Гражданской войны.
С другой стороны, МГЮА размещает табличку в память выступления Сталина, и здесь уже начинают протестовать либералы: СПЧ, «Яблоко», Резник и прочие. Никто при этом не утверждает, что Сталин был хороший, но то, что он выступал в этом здании, – исторический факт. Стоит ли бороться с подобными проявлениями историографии? Спорно…
Да, некоторые немедленно скажут, что народная любовь к Сталину принимает какие-то угрожающие формы, но вся эта тоска по крепкой руке и репрессиям против коррупционеров не имеет никакого отношения к реальному Сталину – он просто единственный и последний сильный правитель Советской России, поэтому и создается такой ностальгический образ. Иван Грозный и Петр Первый – они в том же самом ряду, просто жили намного раньше…
Однако на фоне всей этой непримиримой борьбы мы наблюдаем иногда и вполне адекватные примеры сохранения исторической правды без чрезмерных перегибов в ту или иную сторону.Одним из таких проектов является монумент жертвам массовых репрессий «Стена скорби» скульптора Георгия Франгуляна, создающийся при патронаже Музея истории ГУЛАГа параллельно с видеоархивом воспоминаний родственников жертв репрессий.
На сегодняшней пресс-конференции авторы проекта рассказали, что монумент уже практически готов, камни для его установки везут именно из мест, где располагались лагеря, а в рамках краудфандинга было собрано более 32 миллионов рублей.
Увидеть этот памятник можно будет в конце октября, но уже сейчас понятно, что вот так и должно выглядеть увековечивание исторических событий: без «Сталин – людоед», но с сочувствием к жертвам.
Центральной линией всего проекта, что отмечалось, в частности, и Владимиром Путиным, проходит тема примирения. И хотя вряд ли сторонники Колчака и адепты Сталина когда-нибудь найдут единую общую правду, но они могут как минимум перестать так рьяно двигать свою – и позволить наконец похоронить мертвецов…
К слову, накануне ВЦИОМ представил результаты всероссийского опроса, согласно которому 72% утверждают, что необходимо как можно больше рассказывать о жертвах репрессий, чтобы это никогда больше не повторилось.