Похоже, Великобритании не дадут так просто покинуть Евросоюз. Как только Тереза Мэй сказала, что надеется на переговоры по Brexit «в духе конструктивного, уважительного и честного сотрудничества», Испания тут же объявила, что использует этот повод для того, чтобы заявить свои претензии на Гибралтар.
Ни о каком новом торговом договоре до окончания процедуры Brexit и речи быть не может
Кроме того, Испания завила, что не будет блокировать вступление Шотландии в Евросоюз. Хотя этим Испания может спровоцировать Каталонию, которая уже давно пытается отделиться от Испании.
Тут же вспомнилась борьба за Фолклендские острова при Маргарет Тэтчер в 1982 году. Британский министр обороны Майкл Фэллон ответил, что Великобритания пойдет на все, чтобы защитить суверенитет Гибралтара.
За Испанией подключилась и Германия. 4 апреля Зигмар Габриэль, новый министр иностранных дел ФРГ и вице-канцлер, прибыл с визитом в Лондон. Он приехал в основном высказать недовольство премьер-министру Великобритании Терезе Мэй выходом Великобритании из Евросоюза.
Габриэль представил картину процедуры Brexit в очень мрачных для Британии красках. Как представляется, даже не для того чтобы предоставить ренегату последнюю возможность одуматься, а в назидание тем, кто, возможно, подумывает воспользоваться британским примером.
Немецкий министр считает план Мэй по выходу из Евросоюза далеким от реальности. Особенно, по его мнению, трудно будет Британии завершить процедуру до 2019 года и заключить с ЕС договор о свободной торговле.
Новые торговые отношения были бы «тягостным и рискованным предприятием в такой ситуации», сказал Габриэль в одном из интервью английским СМИ перед встречей с министром иностранных дел Борисом Джонсоном и министром по Brexit Дэвидом Дэвисом.
Позиция ЕС состоит в том, что ни о каком новом торговом договоре, который так чает получить Мэй, до окончания процедуры Brexit и речи быть не может.
В своей первой речи в Европарламенте в качестве президента ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер назвал Brexit безответственным. Он требует взаимодействия стран – членов Евросоюза, осуждает Brexit и призывает к большему суверенитету для Европы, чтобы не стать инструментом в чужих руках.
Цену вопроса Габриэль озвучил британскому руководству во время визита. До того как можно будет приступить к переговорам о свободной торговле, необходимо заплатить по счету за Brexit 60 млрд евро.
Это счет по взаимным обязательствам членов Евросоюза, объяснил Габриэль. Видно, Трамп научил европейцев, как надо требовать долги и как наносить такие удары.
Но деньгами дело, видимо, не ограничится. Один из евродепутатов от ХДС Михаэль Фукс требует от Лондона четкого финансового плана для времени после Brexit. Со всей строгостью «плохого следователя» заявил: «Внутри – это внутри, а снаружи – это снаружи!» – если Британия не в Евросоюзе, она лишается преимуществ, которые имела. Теперь будет другой разговор, добавил он.
Немецкий депутат обвинил британское руководство в наплевательском отношении к своему народу, которому будет хуже вне Евросоюза. Он обрисовал солидарное общественное мнение в отношении отступницы: «И другие страны тоже не будут стоять в очереди, чтобы Британии были предоставлены выгодные условия!»
«Когда Великобритания очнется от своих грез, она поймет, что никто не ждет возможности делать ей великодушные подарки!» – добавил Фукс.«Хороший следователь» Габриэль так остро в Лондоне вопросов не ставил, но зато он дал понять, что тем для обсуждения может быть еще много.
Например, он выразил озабоченность положением с иностранцами в королевстве. Недавно там был случай нападения группы молодых людей на беженца, которого избили и он был тяжело ранен. Германского министра это очень волнует.
Затем Габриэль высказал критику по поводу условий сотрудничества с Британией в вопросах безопасности, которые Мэй ставит в зависимость от успеха переговоров по Brexit. У других стран ЕС это тоже вызывает неприятие.
Читаешь все это – и даже не верится. Трудно вспомнить, когда в послевоенной истории респектабельные немецкие политики позволяли бы себе столь жесткую позицию в отношении какой-нибудь из западных стран, а тем более Великобритании.
Все это явный признак того, что Германия уверенно обживается в роли единоличного лидера ЕС. Евросоюз становится в первую очередь немецким проектом, а потому его распад не сулит ничего хорошего для страны, которая уже привыкла жить во многом за счет других.