Что такое настоящая стабильность? Просыпаясь утром, ты точно знаешь – русские успели что-то натворить. Но никогда не угадаешь заранее, что именно, фантазии не хватит.
«Эстония заранее возложила на Россию ответственность за возможные драки военных НАТО с местными. Россия якобы может прибегать к методам «медовой ловушки» – когда разведывательные службы подсылают женщину для провоцирования драки в питейных заведениях, чтобы представить британских военных в качестве хулиганов».
До этого были взломы хакерами всех европейских политиков, опасения вмешательства в чужие выборы, перевороты в Черногории и внедрение агентов в ряды мигрантов в Германии с целью нападения на немок.
Все это в больших дозах потребляет большая западная аудитория, удивляясь коварству русских в таких промышленных объемах.
Мы смеемся над этим, безумие стало нормой западной политики и приемов СМИ. Но ведь этого не было всего еще год назад. Что же стало спусковым механизмом подобного подхода к пропаганде?
Соблазн американских политтехнологов пойти украинским путем. После свержения Януковича американцы приехали на Украину учить местных, как делать в том числе пропаганду, но не тут-то было: великий опыт американской политической машины оказался просто детским лепетом.
Так что у Украины внезапно появился эксклюзивный экспортный товар. Это стало очевидным еще год назад.
Знаменитые Fake News – это как раз украинская пропаганда, взятая на вооружение американской медиамашиной в интересах Обамы и Клинтон.
Русские хакеры, как таран против Трампа, стали апофеозом пропаганды в украинском стиле «не надо ничего доказывать, все и так понятно! доказательства есть, но никому их не покажут». Если на Украине, как показалось, подобная технология успешно работает на демонизацию Путина – так давайте используем против Трампа и Путина в США.
В украинской пропаганде изысканных американских политтехнологов, безусловно, подкупила простота. Можно взять и забить на чувство меры. Перестать вообще стесняться: стыд – удел слабаков.
Выдумывание реальности, игнорирование фактов, отрицание необходимости доказательств и многое другое – ранее считалось, что подобный подход в мире, прошитом интернетом, слишком запределен. Это же не замкнутый контур Северной Кореи.
Но вот удалось доказать обратное – никто не хочет увидеть правдивых фактов и разоблачений лжи в интернете, даже если появится такая возможность. То, что противоречит навязанной картине мира, просто отрицается. Все, что нужно для успеха, – бесконечное повторение тезисов «правильной» позиции. И это работает.
Украина бесконечно меняет власть и берет у населения новые отсрочки надежды. Мы тут не первый год ждем коллапса из-за зимних холодов, дефолта, голода, бунтов, властной междоусобицы – но наэлектризованная страна поразительно устойчива. Достаточно ввести часть аудитории в прелесть новой отсрочки – она начинает действовать.
Да, пропаганде тысячи лет, и не придумать вроде бы ничего нового. Однако можно каждый раз пойти на повышение градуса, вплоть до кипения. При этом надо отдавать себе отчет в том, что ты упарываешься, и этого не скрыть. Чтобы пережить этот неприятный момент, надо сделать технологию тотальной – когда причастны все и многие, чувство личной ответственности испаряется, и далее вы продолжаете уже со спокойной душой.
Так и произошло на выборах президента США: всемирно известные СМИ – стандарты профессии преступили все мыслимые границы объективности и неангажированности, превратившись в прямую и агрессивную пропаганду.Но, копируя вирус «украинской пропаганды», американцы забыли об издержках – технология успешно работает только в условиях информационной монополии на сознание аудитории.
В США против Трампа была беспрецедентная атака СМИ, но яркому харизматику Трампу удалось прорвать монополию через социальные сети. Трамп оказался не по зубам украинской технологии на выборах, но мощная атака продолжается уже на избранного президента. Трамп пытается противостоять ответной дискредитацией конкретных лживых СМИ – с тем расчетом, чтобы любая информация от этих СМИ воспринималась с подозрением и недоверием.
Битва, скорее всего, будет долгой и весьма полезной для изучения.
Нам этот негативный феномен приносит ощутимый вред, и, помимо презрения и пренебрежения, необходимо работать над созданием противоядия. Чтобы понимать, как можно купировать информационные угрозы, приносимые в новостях каждое утро.
Для начала стоит в профессиональной среде описать и правильно брендировать сам феномен. Чтобы правильная маркировка дискредитировала формат любого наезда. И активно продвигать новый бренд. Мода рождается постепенно, нужно лишь терпение. Русских можно не любить, но понять и принять природу феномена.
Трамп уже раскрутил, как мог, «Fake news» против либеральных СМИ. Ярлык будет работать.
В нашем случае на новость «Эстония заранее возложила на Россию ответственность за возможные драки военных НАТО с местными» можно было бы, например, ответить «да это же UPS (упс) – украинский стиль пропаганды без доказательств».
Действуя методично, можно было бы достаточно быстро продвинуться в дискредитации того, чем пытаются дискредитировать Россию. Нет сомнений, что Запад тогда будет защищаться в ответ свежепридуманным ярлыком какой-нибудь «русской пропаганды».
Но игра уже будет не в одни ворота, как сейчас.
Учитывая, как надоели западному обывателю его же западные элиты, дополнительное сомнение в объективности собственных СМИ будет совсем не лишним. Не лишним для понижения градуса русофобии и постепенного вынужденного отказа от UPS.
Источник: Блог Михаила Ковалева