Война международного терроризма против цивилизации продолжается. Утверждение о том, что корни террористической идеологии следует искать в Пакистане, неожиданно нашло свое страшное доказательство.
Талибы все еще представляют собой перманентный очаг террористической угрозы
27 марта в разгар празднования христианской общиной пакистанского города Лахор католической Пасхи террорист-смертник взорвал себя прямо в детском парке аттракционов. По предварительным данным, погибли 72 человека, в основном женщины и дети. Еще более 300 ранены, многие пропали без вести.
Кому и зачем понадобился кровавый теракт в Лахоре и при чем тут «Талибан*»? Почему столь чудовищный теракт не вызвал общественного резонанса в СМИ, сопоставимого с реакцией на теракты в Брюсселе?
Можно сказать, что террористическая атака на Брюссель – столицу Евросоюза, в которой расположены штаб-квартира НАТО, Еврокомиссия и Европарламент, во многом символична. Но не менее символичен бесчеловечный теракт против христианского меньшинства в стране с двухсотмиллионным мусульманским населением, которая обладает ядерным оружием и расположена на стыке цивилизаций – между Афганистаном, Ираном, Индией и Китаем.
С другой стороны, Пакистан, в отличие от той же Бельгии, ранее неоднократно становился объектом террора. По некоторым данным, за последние 15 лет жертвами террористов в этой стране стали более 40 000 человек.
Только за 2015 год в результате терактов в пакистанских городах было убито 3,8 тысячи человек, что считается сравнительно невысоким показателем в этой страшной статистике. Так, в 2009 году от рук террористов в Пакистане погибло 12 тысяч человек. Что это, если не война?
Ответственность за теракт в Лахоре взяла на себя террористическая группировка «Джамаат уль-Ахрар», связанная с движением «Талибан*» (признанным террористической организацией Советом Безопасности ООН в 2003 году), что является очередным доказательством провала длящейся более 15 лет антитеррористической кампании США в Афганистане.
Не станем подробно останавливаться на причинах, по которым американцы не смогли победить «Талибан». Достаточно еще раз упомянуть о том, что изначально руководящий состав и 90% боевого крыла этого движения состояло из ветеранов-моджахедов, которых американские и пакистанские спецслужбы в начале 80-х годов прошлого века готовили для партизанской войны против советских войск в Афганистане (проект «Циклон»).
Более того, именно борьба с талибами долгое время была основной причиной долгосрочного присутствия американских вооруженных сил и их союзников в регионе после терактов 11 сентября. Ключевое слово – присутствия.
Усилия более чем 150-тысячного иностранного военного контингента при поддержке почти 300 тысяч афганских силовиков так и не привели к военной победе над талибами, зато позволили создать девять американских военных баз, практически по всему периметру границ Афганистана.
1 января 2015 года, на фоне вывода основных сил НАТО из Афганистана, официально стартовала новая двухлетняя миссия «Решительная поддержка», декларируемая цель которой – обучение все тех же несчастных афганских силовиков.
Кроме того, в рамках подписанного 30 сентября 2014 года двустороннего американо-афганского соглашения «О сотрудничестве в области обороны и безопасности», американцы официально закрепили за собой право использования (считай, присутствия) вышеупомянутых военных баз.
В то же время американская военная операция «Несокрушимая свобода», по мнению экспертов, привела лишь к ухудшению ситуации в Афганистане, в котором, вдобавок ко всему, несколько лет назад прочно обосновалось ИГИЛ.И если позиции последнего на фоне освобождения Пальмиры слабеют, то талибы все еще представляют собой перманентный очаг террористической угрозы, обеспечивающий международное признание американского военного присутствия в регионе.
Теракт в Лахоре свидетельствует о том, что «Талибан» все еще не побежден, а международный терроризм все еще представляет реальную опасность, не только для Запада, но и для Востока.
С другой стороны, необходимость усиления мер безопасности, вслед за Афганистаном и Ираком, фактически закрепляет Пакистан в «зоне ответственности» США.
Стремясь сохранить за собой геополитическое присутствие в регионе Большого Ближнего Востока, США выпустили джинна из бутылки, но оказались не только не в состоянии победить, но даже не в силах эффективно бороться с международным терроризмом, будь то «Талибан», «Аль-Каида*» или ИГИЛ.
Видимо, управляемый хаос оказался не таким уж управляемым?
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ