21 августа, вторник  |  Последнее обновление — 17:19  |  vz.ru
Разделы

Почему американские санкции не работают

Сергей Худиев, публицист, богослов
Люди, которые видят в «Кристине» просто переодетого мужчину, будут маргинализированы, а в некоторых штатах окажутся даже перед угрозой наказания. Со стороны это производит впечатление безумия, но в каждом безумии есть своя логика. Подробности...
Обсуждение: 59 комментариев

Как «ирония судьбы» могла бы повернуть историю ГКЧП

Владимир Ворожцов, генерал-майор внутренней службы (в отст.)
С самого начала было очевидно, что ГКЧП совершает непоправимые информационно-политические ошибки. На Востоке есть пословица о соломинке, сломавшей хребет верблюда. Уверен, что именно та самая злосчастная пресс-конференция корявой корягой «угробила» весь ГКЧП. Подробности...
Обсуждение: 37 комментариев

Управление по борьбе с Украиной наносит очередной удар

Антон Крылов, журналист
На все инициативы украинской власти по самоблокаде и закрытию какого-либо сообщения с нашей страной стоит реагировать со сдержанным сожалением, но с полным пониманием: нам это выгодно и даже нужно. Подробности...
Обсуждение: 25 комментариев

    Мусульмане отметили Курбан-байрам

    Мусульмане всего мира отмечают праздник жертвоприношения Курбан-байрам, знаменующий окончание паломничества. В Москве в этом году в праздновании приняли участие около 320 тыс. человек, у Соборной мечети собрались примерно 120 тыс. мусульман, чтобы совершить молитву
    Подробности...

    Путин станцевал на свадьбе главы МИД Австрии

    В Австрии прошла свадьба главы МИД Карин Кнайсль с предпринимателем Вольфгангом Майлингером. Торжество посетил президент России Владимир Путин, который потанцевал с Кнайсль и преподнес ей необычный подарок
    Подробности...
    Обсуждение: 78 комментариев

    В Казани представили стратегический ракетоносец Ту-22М3М

    В Казани состоялась выкатка первого опытного самолета Ту-22МЗМ. Он был создан в рамках масштабной программы модернизации авиационных комплексов стратегической и дальней авиации, которую выполняет ПАО «Туполев». После презентации ракетоносец будет передан на этап наземных и летных испытаний
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:США добились ареста счетов Дерипаски и Вексельберга на Кипре

        Главная тема


        Что стоит за условием Трампа для отмены санкций против России

        до 70% от зарплаты


        Кудрин назвал ожидаемый размер увеличения пенсий

        «самая благородная версия»


        Поведению судьи после скандала с голой блондинкой дали объяснение

        «последний ледяной район»


        В Арктике начал вскрываться самый старый и толстый лед

        вердикт статистиков


        В Польше увидели шанс для Москвы вернуть европейские владения

        испытано в российской армии


        Представлен экзоскелет «солдата будущего»

        «Шаг вперед»


        Германия напомнила Украине об условиях сохранения транзита газа

        армия и вооружение


        «Калашников» разработал новый автомат АК-308

        История России


        Рассекречены материалы о покушении на Ленина

        «запретный плод»


        Антон Крылов: Инициативы украинской власти по закрытию сообщения нам выгодны и даже нужны

        «свержение капиталистического строя»


        Дмитрий Дробницкий: Социализм стал в США легитимной темой для широкой общественной дискуссии

        кафе «Ленинград»


        Елена Кондратьева-Сальгеро: Никогда еще Рига не была таким русским городом, как сегодня

        на ваш взгляд


        Как вы относитесь к решению руководства СССР о вводе войск в Чехословакию?


        Пять главных проблем русского кино

        Полина Борисова, социолог
           8 февраля 2016, 17:20
        Фото: из личного архива

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Наступивший 2016 год был объявлен Годом российского кино. Исходя из того, что предыдущие годы посвящались «проблемным» сферам общественной жизни – семья, молодежь, литература, можно сделать вывод, что в теории правительство официально признало факт кризиса отечественного кинематографа.

        «Правительство официально признало факт кризиса отечественного кинематографа»

        Но почему это так важно именно сейчас – во время стремительного падения уровня жизни, обвального снижения цен на нефть, роста угрозы международного терроризма и непредсказуемой эскалации этнических, религиозных, политических конфликтов? Почему именно кино? У этого вопроса есть своя предыстория.

        31 декабря 2015 года президент России подписал указ о Стратегии национальной безопасности, где недвусмысленно провозглашается тезис о необходимости формирования госзаказа на создание кинематографической продукции как залога укрепления этой самой безопасности.

        Сфера кино обладает значительным идеологическим потенциалом. Главную роль в производстве современного мира играют не столько нефть и операции на валютных рынках, сколько массовые представления о происходящем, которые производятся транснациональными «фабриками мысли».

        Если мы хотим сохранить государственный суверенитет и отстаивать национальные интересы, то обязаны иметь свою гражданскую идентичность, которая формируется в том числе и национальной киноиндустрией. В противном случае, цитируя В. Мединского, «кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию».

        Итак, если актуальность Года кино не вызывает сомнений, остается лишь узнать, с какими проблемами сталкивается современный кинематограф, каковы основные тенденции и перспективы его развития?

        Проблема международного статуса отечественного кино

        Есть такая программа ЮНЕСКО – «Память мира». На данный момент в ней представлены около 800 картин из 49 стран. Попадание кинолент в реестр не только предполагает уникальные условия хранения и распространения копий фильмов, но и повышает престиж национального кинематографа.

        На ваш взгляд

         
        Кому бы вы доверили право запрещать прокат фильмов, искажающих события российской истории?








        Обсуждение: 227 комментариев
        Так вот – отечественные фильмы в вышеупомянутой программе ЮНЕСКО отсутствуют. Дзига Вертов, Лев Кулешов, Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн, Михаил Ромм, Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский – все эти режиссеры хорошо известны в России и за рубежом.

        Художественное своеобразие их картин и по сей день продолжает вдохновлять известных режиссеров, а технические приемы, впервые использованные в съемочном процессе (например, идеи монтажа Вертова и Кулешова или ракурсная съемка Пудовкина), определили тенденции развития мирового кинематографа. Так что дело тут вовсе не в отсутствии признания со стороны профессионального сообщества. А в банальной политической и общественной апатии.

        В начале 90-х, когда формировался фонд «Памяти», от российской стороны не подали списки национального кинематографического наследия. Сегодня это сделать гораздо сложнее – нужна политическая воля и участие. Хочется верить, что Год кино обеспечит содействие Минкультуры в этом деле и Россия наконец-то официально закрепит статус кинематографической державы.

        Проблема падения сборов и доли отечественного кино в прокате

        Кассовые сборы отечественного кино стремительно снижаются. В 2013 году 59 отечественных картин заработали 258 млн долларов. В 2014 картин становится больше – 84, но совокупного дохода они приносят значительно меньше – уже 219 млн долларов. Наконец, «абсолютным рекордсменом» стал год минувший, когда на 126 вышедших в коммерческий прокат картин пришлось всего 116 млн долларов прибыли. Нетрудно посчитать, что за два года кассовые сборы отечественного кино сократились более чем в два раза!

        Доля нашего кино в прокате по сравнению с иностранными фильмами тоже сокращается. Еще в 2013 году она составляла 19%, а по итогам 2015-го – уже 14,9%. Если брать статистику по месяцам, то она выглядит еще более удручающе и не достигает порой и 10%, потому что выход российских фильмов в прокат все чаще приурочен к большим праздникам или значимым датам.

        Проблема рентабельности отечественного кино

        Итак, сборы катастрофически снижаются, доля падает – производство российского кино становится убыточным. Приведу простой пример. В прошлом году на производство 126 лент, вышедших в домашний прокат, было потрачено 307 млн долларов, а кассовые сборы составили 116 млн долларов. Убыток составил 246 млн долларов!

        О каком национальном кинематографе может идти речь? Индустрия не переживает кризис. Индустрия не адаптируется к новым экономическим реалиям. Она мертва. Зато существует как планета-колония, на которой заботливые голливудские садовники в рядок рассаживают свои кинокультуры.

        Или как иначе диагностировать состояние российского кинематографа, где из 126 лент, вышедших в прокат, окупаются всего лишь пять? Где авторское и детское кино по праву можно заносить в Красную книгу, зато на господдержку, оказанную на безвозмездной основе, Владимир Бортко выпускает отдаленно напоминающий бондиану фильм «Душа шпиона» с бюджетом 10 млн и сборами 20 тысяч долларов?

        Да, секрет Полишинеля – кино в России является бизнесом лишь для единиц. А как же остальные? А остальные пускаются в жанровые миграции в поисках лучшего…

        Проблема массовизации отечественного кино

        Социальное кино в последнее время практически ушло с экранов. На злободневной действительности сегодня много не заработаешь – она и так повсюду. На место «социалки» пришел хоррор в отечественном исполнении, правда, немного с зеленцой, но зрители на него идут. По крайней мере, в прошлом году из пяти окупившихся картин две пришлись именно на этот жанр – «Пиковая дама: черный обряд» и «Убрать из друзей».

        Многие известные режиссеры – Павел Лунгин, Карен Шахназаров, Валерия Германика – оставляют привычную сферу авторского кино и уходят на телевидение, пробуя себя в деле производства сериалов. Что, думается, оправдает себя в коммерческом отношении. К слову сказать, не отстают и мастера артхауса. Они все чаще вдохновляются идеей создания национального блокбастера – проекта, безусловно, «кассового».

        В российском кино произошла автозамена жанров: социальное, авторское кино и артхаус конвертировались в хорроры, сериалы и блокбастеры. Плохо это или хорошо? Это объективно.

        В стремлении выжить отечественный кинематограф ныряет с головой в омут массовой культуры. Он теряет признаки самобытности. Документалистика, экспериментальное кино, артхаус – это априори убыточные жанры, но именно они и определяют цвет глаз и походку национального кино, по которым мы угадываем его силуэт в толпе.

        Проблема несостоятельности протекционистских мер поддержки отечественного кино

        Ведущие режиссеры и продюсеры в один голос утверждают, что отечественный кинорынок как никогда нуждается в последовательных и взвешенных протекционистских мерах.

        Изначально в основу реанимационных мероприятий по приведению в чувство отечественной киноиндустрии легла идея введения квот на показ зарубежных фильмов в российском прокате. Долю иностранных лент предлагали сократить до 50%, а некоторые и вовсе ратовали за запрет в качестве ответа на санкции. Но эту меру пришлось очень быстро оставить по причине экономической несостоятельности.

        Удивительно, но как ее вообще можно было рассматривать всерьез? Ведь с самого начала было очевидно, что квоты сильно ударят и по сборам, и по посещаемости. Кроме того, ни для кого также не было секретом, что аренда многих кинотеатров зафиксирована в валюте и добровольно экономическую петлю себе на шею никто накидывать не будет.

        Аналогичным образом закончилась история и с введением НДС на зарубежные фильмы. По мнению Мединского, прибыль с налога будет настолько ощутимой, что ее можно будет направить на развитие отечественной киноиндустрии. К сентябрю 2015-го даже обещали подготовить соответствующий законопроект.

        Хорошо кинопрокатные компании оперативно отреагировали на эту абсурдную с точки зрения современных экономических реалий идею и написали письмо президенту с просьбой не вводить НДС на иностранное кино, предрекая стремительный рост цен на билеты и, как следствие, погружение в глубокий летаргический сон провинциальной киносети. Кстати, впоследствии Минэкономразвития подтвердило эти опасения, признав инициативу с введением НДС экономически неэффективным шагом.

        Наконец, в прошлом году активно заговорили о практике переноса дат голливудских релизов как еще одной протекционистской инициативе. Вообще удивительно, что выдача прокатных удостоверений на показ в прокате иностранных фильмов до сих пор никак не отрегулирована. Хотите выйти в прокат в новогодние праздники? Милости просим! Хотите в любой другой уикенд? Пожалуйста!

        За новогодние праздники кинотеатры собирают десятую часть годового дохода. Будет ли оправданно в таких условиях ограничивать прокат иностранных блокбастеров в пользу отечественного кино, рискуя кассовыми сборами и посещаемостью? Нет.

        Как же тогда выживать отечественному кино? Да никак. Еще одна экономическая петля на шею.

        Отечественная киноиндустрия – это уютное и безмятежное пространство, где детища Paramount Pictures чувствуют себя как дома. Сейчас никакие якобы протекционистские меры – квоты, НДС, перенос релизов – не способны ликвидировать острую экономическую зависимость отечественной киноиндустрии от продукции киноиндустрии глобальной.

        И это будет продолжаться до тех пор, пока на государственном уровне не будет разработана программа возрождения национального кино. К Году кино индустрия подошла с рядом хронических проблем, но в плане официальных мероприятий запланирована всего лишь одна встреча с представителями Минкультуры.

        Что это – очередное чудовищное расхождение теории и практики? Ждать ответа осталось недолго. Стартовавший год покажет – будет ли он за здравие или за упокой национального кино.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Почему американские санкции не работают

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        Люди, которые видят в «Кристине» просто переодетого мужчину, будут маргинализированы, а в некоторых штатах окажутся даже перед угрозой наказания. Со стороны это производит впечатление безумия, но в каждом безумии есть своя логика. Подробности...

        Как «ирония судьбы» могла бы повернуть историю ГКЧП

        Владимир Ворожцов, генерал-майор внутренней службы (в отст.)
        С самого начала было очевидно, что ГКЧП совершает непоправимые информационно-политические ошибки. На Востоке есть пословица о соломинке, сломавшей хребет верблюда. Уверен, что именно та самая злосчастная пресс-конференция корявой корягой «угробила» весь ГКЧП. Подробности...
        Обсуждение: 10 комментариев

        Управление по борьбе с Украиной наносит очередной удар

        Антон Крылов, журналист
        На все инициативы украинской власти по самоблокаде и закрытию какого-либо сообщения с нашей страной стоит реагировать со сдержанным сожалением, но с полным пониманием: нам это выгодно и даже нужно. Подробности...
        Обсуждение: 15 комментариев

        К чему приведет рост социалистических настроений в США

        Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
        Не стоит торопиться с выводами о миролюбии американских социалистов. Да, они критикуют войны в Ираке и Ливии. Но как только речь заходит о России, они не готовы говорить даже те слова, которые произносил Обама во время своего первого срока. Подробности...
        Обсуждение: 5 комментариев

        Мир закрывается с той стороны

        Дмитрий Ольшанский, публицист
        А вообще что-то меняется в этой «новой жизни», которой мы живем уже четыре года? Дикие крики на ток-шоу, санкции, угрозы, скачки валюты, все эти новости из дурдома про плохую Россию – а как это отражается на реальности? Подробности...
        Обсуждение: 23 комментария

        Я начинаю хохотать и больше не переживаю за Россию

        Сергей Лукьяненко, писатель
        Постояльцы разбегаются во все стороны. Французские бабульки со старыми собачками, английские джентльмены, немецкие бизнесмены. У всех в глазах ужас. Мне становится грустно и печально. Подробности...
        Обсуждение: 71 комментарий

        Не было бы в моей жизни Успенского – не было бы меня

        Марина Собе-Панек, писатель, сценарист
        Его часто поливали в прессе и в интернете помоями, обвиняли в жлобстве и в меркантильности, рассказывали, как он с кем-то судился, отвоевывая три копейки авторских. Все вранье и клевета. Успенский воевал только за свои права. Подробности...
        Обсуждение: 5 комментариев

        Чтобы отменить оценки в школе, нужно быть Сталиным

        Лев Пирогов, публицист, литературный критик, главный редактор детского развивающего журнала «Лучик 6+»
        Министр просвещения России Ольга Васильева положила конец разговорам о переводе школьных оценок на 12-балльную систему. В целом министр права: нам не нужна 12-балльная система. И вот почему. Подробности...
        Обсуждение: 124 комментария

        Герои Успенского объединяют нас в нацию сильнее, чем герои Толстого

        Дмитрий Дабб, кинокритик
        Матроскин и Гена одинаково «свои» менту из увэдэшной пыточной и профессору хирургии, Людмиле Мизулиной и Филиппу Киркорову, Гарри Каспарову и Александру Проханову, а между ними не так уж много общего. Подробности...
        Обсуждение: 35 комментариев

        Как немецкий врач оплатил собственное убийство

        Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
        Публика научилась читать газеты боковым зрением, как в СССР: если написано, что произошла Messerangriffe, то не обязательно рассказывать о национальности нападавшего. Потому что это целиком импортированный массовый вид развлечений. Подробности...
        Обсуждение: 51 комментарий
         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............