22 июня, пятница  |  Последнее обновление — 14:17  |  vz.ru
Разделы

Трамп стремится к громкому успеху в диалоге с Россией

Егор Холмогоров, Публицист
Еще недавно Трамп систематически терял очки – и под грузом обвинений в том, что его избрали «русские хакеры», и вследствие разочарования самих трампистов. Однако Трампу удалось в очередной раз выкопать себя из могилы. Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

С кем «русские ЧВК» конкурируют на африканском рынке военных услуг

Владимир Неелов, эксперт «Центра стратегической конъюнктуры»
Поскольку, предположительно, для игры «на чужом поле» используются формально не существующие в России частные военные компании, интересно разобраться, какие ЧВК традиционно сильны при работе на Африканском континенте. Подробности...

Ситуация с повышением пенсионного возраста вскрыла острую проблему гражданского общества

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Существующая пенсионная система для государства является уже неподъемным бременем. А любые популистские решения на самом деле решениями не являются. Но проблему надо решать, поскольку она будет только усугубляться. Подробности...
Обсуждение: 165 комментариев

    Самые эксцентричные болельщики ЧМ-2018

    Более двух миллионов болельщиков приехали в Россию, чтобы поддержать свои команды во время чемпионата мира по футболу. Гости из самых разных уголков планеты с помощью ярких и необычных образов создали в нашей стране атмосферу большого праздника. Газета ВЗГЛЯД выбрала самые интересные из них
    Подробности...
    Обсуждение: 6 комментариев

    Чемпионат мира в России начался с яркой церемонии открытия

    Чемпионат мира в России начался. Первую игру предваряла красочная церемония открытия, в которой приняли участие мировые звезды футбола и поп-сцены. Хедлайнерами выступили британский исполнитель Робби Уильямс и российская оперная дива Аида Гарифуллина
    Подробности...

    Умер Станислав Говорухин

    Режиссер, актер и депутат Госдумы Станислав Говорухин скончался на 83-м году жизни в подмосковном санатории «Барвиха». По предварительным данным, причиной смерти стала острая сердечная недостаточность. На фото – Станислав Говорухин в роли Крымова и Татьяна Друбич в роли Алики в фильме Сергея Соловьева «АССА»
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:В сборной России ответили на подозрения в использовании допинга

        Главная тема


        Дело израильского министра-шпиона напоминает об опасности нарциссов во власти

        герб СССР


        Басилашвили вступился за Кикабидзе

        «разбомбить Кенигсберг и Мемель»


        Опубликован приказ Жукова спустя три часа после начала войны

        «ажиотаж на ровном месте»


        Чубайс прокомментировал повышение пенсионного возраста

        «поставили жирный крест»


        На Украине вспомнили о «конкуренте» «Арматы»

        «быстро и много бегают»


        Британские СМИ намекнули на использование российскими футболистами допинга

        армия и вооружения


        Почему срываются планы по созданию нового эсминца для ВМФ

        символ советского кино


        Что ответить Кикабидзе на его ненависть к СССР

        «совершенно безумно»


        В США напуганы угрозой получения Россией «ключей от F-35»

        пенсионный возраст


        Ирина Алкснис: Активная часть российского общества впадает в истерический раж

        «Добро пожаловать в Америку»


        Егор Холмогоров: Трампу удалось в очередной раз выкопать себя из могилы

        «русские ЧВК»


        Владимир Неелов: Налицо – успешная реализация Россией стратегии экспорта безопасности

        на ваш взгляд


        Хотели бы вы работать после достижения пенсионного возраста?


        Пять главных проблем русского кино

        Полина Борисова, социолог
           8 февраля 2016, 17:20
        Фото: из личного архива

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Наступивший 2016 год был объявлен Годом российского кино. Исходя из того, что предыдущие годы посвящались «проблемным» сферам общественной жизни – семья, молодежь, литература, можно сделать вывод, что в теории правительство официально признало факт кризиса отечественного кинематографа.

        «Правительство официально признало факт кризиса отечественного кинематографа»

        Но почему это так важно именно сейчас – во время стремительного падения уровня жизни, обвального снижения цен на нефть, роста угрозы международного терроризма и непредсказуемой эскалации этнических, религиозных, политических конфликтов? Почему именно кино? У этого вопроса есть своя предыстория.

        31 декабря 2015 года президент России подписал указ о Стратегии национальной безопасности, где недвусмысленно провозглашается тезис о необходимости формирования госзаказа на создание кинематографической продукции как залога укрепления этой самой безопасности.

        Сфера кино обладает значительным идеологическим потенциалом. Главную роль в производстве современного мира играют не столько нефть и операции на валютных рынках, сколько массовые представления о происходящем, которые производятся транснациональными «фабриками мысли».

        Если мы хотим сохранить государственный суверенитет и отстаивать национальные интересы, то обязаны иметь свою гражданскую идентичность, которая формируется в том числе и национальной киноиндустрией. В противном случае, цитируя В. Мединского, «кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию».

        Итак, если актуальность Года кино не вызывает сомнений, остается лишь узнать, с какими проблемами сталкивается современный кинематограф, каковы основные тенденции и перспективы его развития?

        Проблема международного статуса отечественного кино

        Есть такая программа ЮНЕСКО – «Память мира». На данный момент в ней представлены около 800 картин из 49 стран. Попадание кинолент в реестр не только предполагает уникальные условия хранения и распространения копий фильмов, но и повышает престиж национального кинематографа.

        На ваш взгляд

         
        Кому бы вы доверили право запрещать прокат фильмов, искажающих события российской истории?








        Обсуждение: 227 комментариев
        Так вот – отечественные фильмы в вышеупомянутой программе ЮНЕСКО отсутствуют. Дзига Вертов, Лев Кулешов, Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн, Михаил Ромм, Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский – все эти режиссеры хорошо известны в России и за рубежом.

        Художественное своеобразие их картин и по сей день продолжает вдохновлять известных режиссеров, а технические приемы, впервые использованные в съемочном процессе (например, идеи монтажа Вертова и Кулешова или ракурсная съемка Пудовкина), определили тенденции развития мирового кинематографа. Так что дело тут вовсе не в отсутствии признания со стороны профессионального сообщества. А в банальной политической и общественной апатии.

        В начале 90-х, когда формировался фонд «Памяти», от российской стороны не подали списки национального кинематографического наследия. Сегодня это сделать гораздо сложнее – нужна политическая воля и участие. Хочется верить, что Год кино обеспечит содействие Минкультуры в этом деле и Россия наконец-то официально закрепит статус кинематографической державы.

        Проблема падения сборов и доли отечественного кино в прокате

        Кассовые сборы отечественного кино стремительно снижаются. В 2013 году 59 отечественных картин заработали 258 млн долларов. В 2014 картин становится больше – 84, но совокупного дохода они приносят значительно меньше – уже 219 млн долларов. Наконец, «абсолютным рекордсменом» стал год минувший, когда на 126 вышедших в коммерческий прокат картин пришлось всего 116 млн долларов прибыли. Нетрудно посчитать, что за два года кассовые сборы отечественного кино сократились более чем в два раза!

        Доля нашего кино в прокате по сравнению с иностранными фильмами тоже сокращается. Еще в 2013 году она составляла 19%, а по итогам 2015-го – уже 14,9%. Если брать статистику по месяцам, то она выглядит еще более удручающе и не достигает порой и 10%, потому что выход российских фильмов в прокат все чаще приурочен к большим праздникам или значимым датам.

        Проблема рентабельности отечественного кино

        Итак, сборы катастрофически снижаются, доля падает – производство российского кино становится убыточным. Приведу простой пример. В прошлом году на производство 126 лент, вышедших в домашний прокат, было потрачено 307 млн долларов, а кассовые сборы составили 116 млн долларов. Убыток составил 246 млн долларов!

        О каком национальном кинематографе может идти речь? Индустрия не переживает кризис. Индустрия не адаптируется к новым экономическим реалиям. Она мертва. Зато существует как планета-колония, на которой заботливые голливудские садовники в рядок рассаживают свои кинокультуры.

        Или как иначе диагностировать состояние российского кинематографа, где из 126 лент, вышедших в прокат, окупаются всего лишь пять? Где авторское и детское кино по праву можно заносить в Красную книгу, зато на господдержку, оказанную на безвозмездной основе, Владимир Бортко выпускает отдаленно напоминающий бондиану фильм «Душа шпиона» с бюджетом 10 млн и сборами 20 тысяч долларов?

        Да, секрет Полишинеля – кино в России является бизнесом лишь для единиц. А как же остальные? А остальные пускаются в жанровые миграции в поисках лучшего…

        Проблема массовизации отечественного кино

        Социальное кино в последнее время практически ушло с экранов. На злободневной действительности сегодня много не заработаешь – она и так повсюду. На место «социалки» пришел хоррор в отечественном исполнении, правда, немного с зеленцой, но зрители на него идут. По крайней мере, в прошлом году из пяти окупившихся картин две пришлись именно на этот жанр – «Пиковая дама: черный обряд» и «Убрать из друзей».

        Многие известные режиссеры – Павел Лунгин, Карен Шахназаров, Валерия Германика – оставляют привычную сферу авторского кино и уходят на телевидение, пробуя себя в деле производства сериалов. Что, думается, оправдает себя в коммерческом отношении. К слову сказать, не отстают и мастера артхауса. Они все чаще вдохновляются идеей создания национального блокбастера – проекта, безусловно, «кассового».

        В российском кино произошла автозамена жанров: социальное, авторское кино и артхаус конвертировались в хорроры, сериалы и блокбастеры. Плохо это или хорошо? Это объективно.

        В стремлении выжить отечественный кинематограф ныряет с головой в омут массовой культуры. Он теряет признаки самобытности. Документалистика, экспериментальное кино, артхаус – это априори убыточные жанры, но именно они и определяют цвет глаз и походку национального кино, по которым мы угадываем его силуэт в толпе.

        Проблема несостоятельности протекционистских мер поддержки отечественного кино

        Ведущие режиссеры и продюсеры в один голос утверждают, что отечественный кинорынок как никогда нуждается в последовательных и взвешенных протекционистских мерах.

        Изначально в основу реанимационных мероприятий по приведению в чувство отечественной киноиндустрии легла идея введения квот на показ зарубежных фильмов в российском прокате. Долю иностранных лент предлагали сократить до 50%, а некоторые и вовсе ратовали за запрет в качестве ответа на санкции. Но эту меру пришлось очень быстро оставить по причине экономической несостоятельности.

        Удивительно, но как ее вообще можно было рассматривать всерьез? Ведь с самого начала было очевидно, что квоты сильно ударят и по сборам, и по посещаемости. Кроме того, ни для кого также не было секретом, что аренда многих кинотеатров зафиксирована в валюте и добровольно экономическую петлю себе на шею никто накидывать не будет.

        Аналогичным образом закончилась история и с введением НДС на зарубежные фильмы. По мнению Мединского, прибыль с налога будет настолько ощутимой, что ее можно будет направить на развитие отечественной киноиндустрии. К сентябрю 2015-го даже обещали подготовить соответствующий законопроект.

        Хорошо кинопрокатные компании оперативно отреагировали на эту абсурдную с точки зрения современных экономических реалий идею и написали письмо президенту с просьбой не вводить НДС на иностранное кино, предрекая стремительный рост цен на билеты и, как следствие, погружение в глубокий летаргический сон провинциальной киносети. Кстати, впоследствии Минэкономразвития подтвердило эти опасения, признав инициативу с введением НДС экономически неэффективным шагом.

        Наконец, в прошлом году активно заговорили о практике переноса дат голливудских релизов как еще одной протекционистской инициативе. Вообще удивительно, что выдача прокатных удостоверений на показ в прокате иностранных фильмов до сих пор никак не отрегулирована. Хотите выйти в прокат в новогодние праздники? Милости просим! Хотите в любой другой уикенд? Пожалуйста!

        За новогодние праздники кинотеатры собирают десятую часть годового дохода. Будет ли оправданно в таких условиях ограничивать прокат иностранных блокбастеров в пользу отечественного кино, рискуя кассовыми сборами и посещаемостью? Нет.

        Как же тогда выживать отечественному кино? Да никак. Еще одна экономическая петля на шею.

        Отечественная киноиндустрия – это уютное и безмятежное пространство, где детища Paramount Pictures чувствуют себя как дома. Сейчас никакие якобы протекционистские меры – квоты, НДС, перенос релизов – не способны ликвидировать острую экономическую зависимость отечественной киноиндустрии от продукции киноиндустрии глобальной.

        И это будет продолжаться до тех пор, пока на государственном уровне не будет разработана программа возрождения национального кино. К Году кино индустрия подошла с рядом хронических проблем, но в плане официальных мероприятий запланирована всего лишь одна встреча с представителями Минкультуры.

        Что это – очередное чудовищное расхождение теории и практики? Ждать ответа осталось недолго. Стартовавший год покажет – будет ли он за здравие или за упокой национального кино.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Трамп стремится к громкому успеху в диалоге с Россией

        Егор Холмогоров, Публицист
        Еще недавно Трамп систематически терял очки – и под грузом обвинений в том, что его избрали «русские хакеры», и вследствие разочарования самих трампистов. Однако Трампу удалось в очередной раз выкопать себя из могилы. Подробности...

        С кем «русские ЧВК» конкурируют на африканском рынке военных услуг

        Владимир Неелов, эксперт «Центра стратегической конъюнктуры»
        Поскольку, предположительно, для игры «на чужом поле» используются формально не существующие в России частные военные компании, интересно разобраться, какие ЧВК традиционно сильны при работе на Африканском континенте. Подробности...

        Ситуация с повышением пенсионного возраста вскрыла острую проблему гражданского общества

        Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
        Существующая пенсионная система для государства является уже неподъемным бременем. А любые популистские решения на самом деле решениями не являются. Но проблему надо решать, поскольку она будет только усугубляться. Подробности...
        Обсуждение: 160 комментариев

        «Помнишь, ты говорил, что Россия всё равно станет первой в мире?»

        Рауф Кубаев, сценарист, режиссер
        Ночью позвонил Мохаммед из Каира. «Понимаешь, – сказал он, – мы расстроены не поражением. Вы заслужили. Мы расстроены, что вылетели из чемпионата. А вы красавцы. Я про другое хотел сказать». Подробности...
        Обсуждение: 38 комментариев

        Предстоящая встреча лидеров России и Южной Кореи имеет геополитическое значение

        Пак Бёнг Хван, экс-министр Посольства Республики Корея в Российской Федерации
        Дипломатический прием корейского лидера на государственном уровне состоится впервые за 19 лет – с визита в 1999 году президента Ким Тэ Джуна. В связи с этим Россия возлагает большие надежды на правительство Мун Чжэ Ина. Подробности...
        Обсуждение: 4 комментария

        С российской сборной произошло чудо, и совсем не маленькое

        Андрей Бабицкий, журналист
        Мы вообще похоронили в сердце своем национальный футбол, усматривая в динамике нашей команды лишь деградацию и развал. Но тем отчаяннее восторг. Здесь есть какая-то неправильность, которую я пытаюсь отыскать. Подробности...
        Обсуждение: 47 комментариев

        Черчесов не позволил никому «надеть корону»

        Дмитрий Пугаченко, журналист
        Случился по-настоящему исторический день для российского футбола. Сборная впервые за 32 года на 99% гарантировала себе выход из группы на чемпионате мира. То, что не удавалось Садырину, Романцеву, Капелло, удалось Черчесову. Подробности...
        Обсуждение: 41 комментарий

        Мир увидел Россию не лубочную, а всамделишную

        Эдуард Биров, журналист
        Чемпионат мира, сам футбол стали поводом для круглосуточного фестиваля народов мира, который выплеснулся на улицы российских городов. И это из разряда тех эмоций, которые необходимо не только прочувствовать, но и осмыслить. Подробности...
        Обсуждение: 68 комментариев

        Почему швейцарский журналист не нашел русских красавиц

        Виктория Федотова, журналист
        Страшное публичное оскорбление для женщины в России осталось незамеченным. Швейцарский журналист, остановившись на время ЧМ-2018 в Тольятти, пожаловался, что в городе немного красивых женщин. Представляете, как парню обидно? Подробности...
        Обсуждение: 37 комментариев

        Станет ли Ким Чен Ын корейским Горбачевым

        Дмитрий Родионов, политолог
        Знаете, что мне лично напомнила встреча Дональда Трампа и Ким Чен Ына? Встреча между лидерами, которые еще совсем недавно обменивались оскорблениями и обещаниями «огня и ярости». Она напомнила мне эпоху перестройки в СССР. Подробности...
        Обсуждение: 7 комментариев
         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............