20 февраля, среда  |  Последнее обновление — 10:15  |  vz.ru
Разделы

Франция заразилась антисемитизмом

Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист (Франция), главный редактор парижского литературного альманаха «Глаголъ»
Движение «желтых жилетов» все дальше уходит от начальных целей протеста и наполняется вечными «революционерами» всех сортов. А также радикалами всех формаций, среди которых на первый план выходят исламисты. Подробности...

Молдавия – новая красная линия геополитического фронта

Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики
Для правых – неважно, находятся они во власти или в оппозиции – Москва является воплощением вселенского зла, и свою политику они строят исходя из этой аксиомы. Практически все молдавские правые политики – это такой коллективный Порошенко. Подробности...

Либеральная тусовка у Совка

Алексей Колобродов, генеральный директор медиагруппы «Общественное мнение»
На полумертвую в 89-м страну натягивают костюм хеллуинного монстра и заставляют этого монстра бояться. И сейчас, дескать, может проснуться и тяпнуть до полусмерти, а тогда – вообще не подходите близко, соотечественники, страшно! Подробности...
Обсуждение: 20 комментариев

    Российские VIP-лимузины «Кортеж» теперь будут собирать и в Эмиратах

    Российские авто премиум-класса «Кортеж» будут собирать в Эмиратах под брендом Aurus. Соглашение Минпромторга с партнерами из ОАЭ подписано 18 февраля, в день мировой премьеры этого VIP-лимузина на международной оборонной выставке IDEX в Абу-Даби
    Подробности...

    Путин вышел на татами спортивного центра в Сочи

    После продолжительных переговоров на саммите по сирийскому урегулированию в формате Россия-Турция-Иран Владимир Путин приехал в четверг вечером в спортивный центр «Юг-Спорт» в Сочи. Глава государства встретился с представителями сборных команд по боксу, дзюдо и вольной борьбе
    Подробности...

    День влюбленных в разных странах мира празднуют по-разному

    14 февраля по всему миру отмечается День святого Валентина или День всех влюблённых. Смысл праздника заключается в том, чтобы подарить любимому человеку некий подарок в виде цветов, конфет или игрушек в форме красного сердечка – известнейшего символа любви
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Продажи билетов на фильм «Т-34» в США оказались выше ожиданий

        Главная тема


        Дело «Великой прекрасной России» важно по двум причинам

        защита прав


        США начали глобальную кампанию по декриминализации гомосексуализма

        «орать по телевизору»


        Макаревич назвал идиотами 80% населения Земли

        «воздушные операции»


        Описаны условия «локальной войны» России и НАТО

        Видео

        «достойно сопротивлялись»


        В Испании восхвалили принимавшую участие в блокаде Ленинграда «Голубую дивизию»

        специальный репортаж


        В Териберке побеждают мусорного Левиафана

        собственная добыча


        Конкурент Порошенко обещает изгнать Россию с газового рынка

        ядерные державы


        Как России относиться к обострению отношений Индии и Пакистана

        Союзное государство


        Путин и Лукашенко готовы идти к объединению

        Кто здесь власть?


        Михаил Рогожников: Почему русским не нравится демократия

        Боевой гендер


        Анна Долгарева: Женщина на войне и феминизм

        Американский социализм


        Дмитрий Дробницкий: Победить Трампа сможет только левый политик

        на ваш взгляд


        Умер автор термина «глобальное потепление» Уоллес Брокер. А вы верите в глобальное потепление?


        Пять главных проблем русского кино

        Полина Борисова, социолог
           8 февраля 2016, 17:20
        Фото: из личного архива

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Наступивший 2016 год был объявлен Годом российского кино. Исходя из того, что предыдущие годы посвящались «проблемным» сферам общественной жизни – семья, молодежь, литература, можно сделать вывод, что в теории правительство официально признало факт кризиса отечественного кинематографа.

        «Правительство официально признало факт кризиса отечественного кинематографа»

        Но почему это так важно именно сейчас – во время стремительного падения уровня жизни, обвального снижения цен на нефть, роста угрозы международного терроризма и непредсказуемой эскалации этнических, религиозных, политических конфликтов? Почему именно кино? У этого вопроса есть своя предыстория.

        31 декабря 2015 года президент России подписал указ о Стратегии национальной безопасности, где недвусмысленно провозглашается тезис о необходимости формирования госзаказа на создание кинематографической продукции как залога укрепления этой самой безопасности.

        Сфера кино обладает значительным идеологическим потенциалом. Главную роль в производстве современного мира играют не столько нефть и операции на валютных рынках, сколько массовые представления о происходящем, которые производятся транснациональными «фабриками мысли».

        Если мы хотим сохранить государственный суверенитет и отстаивать национальные интересы, то обязаны иметь свою гражданскую идентичность, которая формируется в том числе и национальной киноиндустрией. В противном случае, цитируя В. Мединского, «кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию».

        Итак, если актуальность Года кино не вызывает сомнений, остается лишь узнать, с какими проблемами сталкивается современный кинематограф, каковы основные тенденции и перспективы его развития?

        Проблема международного статуса отечественного кино

        Есть такая программа ЮНЕСКО – «Память мира». На данный момент в ней представлены около 800 картин из 49 стран. Попадание кинолент в реестр не только предполагает уникальные условия хранения и распространения копий фильмов, но и повышает престиж национального кинематографа.

        На ваш взгляд

         
        Кому бы вы доверили право запрещать прокат фильмов, искажающих события российской истории?








        Обсуждение: 227 комментариев
        Так вот – отечественные фильмы в вышеупомянутой программе ЮНЕСКО отсутствуют. Дзига Вертов, Лев Кулешов, Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн, Михаил Ромм, Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский – все эти режиссеры хорошо известны в России и за рубежом.

        Художественное своеобразие их картин и по сей день продолжает вдохновлять известных режиссеров, а технические приемы, впервые использованные в съемочном процессе (например, идеи монтажа Вертова и Кулешова или ракурсная съемка Пудовкина), определили тенденции развития мирового кинематографа. Так что дело тут вовсе не в отсутствии признания со стороны профессионального сообщества. А в банальной политической и общественной апатии.

        В начале 90-х, когда формировался фонд «Памяти», от российской стороны не подали списки национального кинематографического наследия. Сегодня это сделать гораздо сложнее – нужна политическая воля и участие. Хочется верить, что Год кино обеспечит содействие Минкультуры в этом деле и Россия наконец-то официально закрепит статус кинематографической державы.

        Проблема падения сборов и доли отечественного кино в прокате

        Кассовые сборы отечественного кино стремительно снижаются. В 2013 году 59 отечественных картин заработали 258 млн долларов. В 2014 картин становится больше – 84, но совокупного дохода они приносят значительно меньше – уже 219 млн долларов. Наконец, «абсолютным рекордсменом» стал год минувший, когда на 126 вышедших в коммерческий прокат картин пришлось всего 116 млн долларов прибыли. Нетрудно посчитать, что за два года кассовые сборы отечественного кино сократились более чем в два раза!

        Доля нашего кино в прокате по сравнению с иностранными фильмами тоже сокращается. Еще в 2013 году она составляла 19%, а по итогам 2015-го – уже 14,9%. Если брать статистику по месяцам, то она выглядит еще более удручающе и не достигает порой и 10%, потому что выход российских фильмов в прокат все чаще приурочен к большим праздникам или значимым датам.

        Проблема рентабельности отечественного кино

        Итак, сборы катастрофически снижаются, доля падает – производство российского кино становится убыточным. Приведу простой пример. В прошлом году на производство 126 лент, вышедших в домашний прокат, было потрачено 307 млн долларов, а кассовые сборы составили 116 млн долларов. Убыток составил 246 млн долларов!

        О каком национальном кинематографе может идти речь? Индустрия не переживает кризис. Индустрия не адаптируется к новым экономическим реалиям. Она мертва. Зато существует как планета-колония, на которой заботливые голливудские садовники в рядок рассаживают свои кинокультуры.

        Или как иначе диагностировать состояние российского кинематографа, где из 126 лент, вышедших в прокат, окупаются всего лишь пять? Где авторское и детское кино по праву можно заносить в Красную книгу, зато на господдержку, оказанную на безвозмездной основе, Владимир Бортко выпускает отдаленно напоминающий бондиану фильм «Душа шпиона» с бюджетом 10 млн и сборами 20 тысяч долларов?

        Да, секрет Полишинеля – кино в России является бизнесом лишь для единиц. А как же остальные? А остальные пускаются в жанровые миграции в поисках лучшего…

        Проблема массовизации отечественного кино

        Социальное кино в последнее время практически ушло с экранов. На злободневной действительности сегодня много не заработаешь – она и так повсюду. На место «социалки» пришел хоррор в отечественном исполнении, правда, немного с зеленцой, но зрители на него идут. По крайней мере, в прошлом году из пяти окупившихся картин две пришлись именно на этот жанр – «Пиковая дама: черный обряд» и «Убрать из друзей».

        Многие известные режиссеры – Павел Лунгин, Карен Шахназаров, Валерия Германика – оставляют привычную сферу авторского кино и уходят на телевидение, пробуя себя в деле производства сериалов. Что, думается, оправдает себя в коммерческом отношении. К слову сказать, не отстают и мастера артхауса. Они все чаще вдохновляются идеей создания национального блокбастера – проекта, безусловно, «кассового».

        В российском кино произошла автозамена жанров: социальное, авторское кино и артхаус конвертировались в хорроры, сериалы и блокбастеры. Плохо это или хорошо? Это объективно.

        В стремлении выжить отечественный кинематограф ныряет с головой в омут массовой культуры. Он теряет признаки самобытности. Документалистика, экспериментальное кино, артхаус – это априори убыточные жанры, но именно они и определяют цвет глаз и походку национального кино, по которым мы угадываем его силуэт в толпе.

        Проблема несостоятельности протекционистских мер поддержки отечественного кино

        Ведущие режиссеры и продюсеры в один голос утверждают, что отечественный кинорынок как никогда нуждается в последовательных и взвешенных протекционистских мерах.

        Изначально в основу реанимационных мероприятий по приведению в чувство отечественной киноиндустрии легла идея введения квот на показ зарубежных фильмов в российском прокате. Долю иностранных лент предлагали сократить до 50%, а некоторые и вовсе ратовали за запрет в качестве ответа на санкции. Но эту меру пришлось очень быстро оставить по причине экономической несостоятельности.

        Удивительно, но как ее вообще можно было рассматривать всерьез? Ведь с самого начала было очевидно, что квоты сильно ударят и по сборам, и по посещаемости. Кроме того, ни для кого также не было секретом, что аренда многих кинотеатров зафиксирована в валюте и добровольно экономическую петлю себе на шею никто накидывать не будет.

        Аналогичным образом закончилась история и с введением НДС на зарубежные фильмы. По мнению Мединского, прибыль с налога будет настолько ощутимой, что ее можно будет направить на развитие отечественной киноиндустрии. К сентябрю 2015-го даже обещали подготовить соответствующий законопроект.

        Хорошо кинопрокатные компании оперативно отреагировали на эту абсурдную с точки зрения современных экономических реалий идею и написали письмо президенту с просьбой не вводить НДС на иностранное кино, предрекая стремительный рост цен на билеты и, как следствие, погружение в глубокий летаргический сон провинциальной киносети. Кстати, впоследствии Минэкономразвития подтвердило эти опасения, признав инициативу с введением НДС экономически неэффективным шагом.

        Наконец, в прошлом году активно заговорили о практике переноса дат голливудских релизов как еще одной протекционистской инициативе. Вообще удивительно, что выдача прокатных удостоверений на показ в прокате иностранных фильмов до сих пор никак не отрегулирована. Хотите выйти в прокат в новогодние праздники? Милости просим! Хотите в любой другой уикенд? Пожалуйста!

        За новогодние праздники кинотеатры собирают десятую часть годового дохода. Будет ли оправданно в таких условиях ограничивать прокат иностранных блокбастеров в пользу отечественного кино, рискуя кассовыми сборами и посещаемостью? Нет.

        Как же тогда выживать отечественному кино? Да никак. Еще одна экономическая петля на шею.

        Отечественная киноиндустрия – это уютное и безмятежное пространство, где детища Paramount Pictures чувствуют себя как дома. Сейчас никакие якобы протекционистские меры – квоты, НДС, перенос релизов – не способны ликвидировать острую экономическую зависимость отечественной киноиндустрии от продукции киноиндустрии глобальной.

        И это будет продолжаться до тех пор, пока на государственном уровне не будет разработана программа возрождения национального кино. К Году кино индустрия подошла с рядом хронических проблем, но в плане официальных мероприятий запланирована всего лишь одна встреча с представителями Минкультуры.

        Что это – очередное чудовищное расхождение теории и практики? Ждать ответа осталось недолго. Стартовавший год покажет – будет ли он за здравие или за упокой национального кино.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Франция заразилась антисемитизмом

        Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист (Франция), главный редактор парижского литературного альманаха «Глаголъ»
        Движение «желтых жилетов» все дальше уходит от начальных целей протеста и наполняется вечными «революционерами» всех сортов. А также радикалами всех формаций, среди которых на первый план выходят исламисты. Подробности...

        Молдавия – новая красная линия геополитического фронта

        Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики
        Для правых – неважно, находятся они во власти или в оппозиции – Москва является воплощением вселенского зла, и свою политику они строят исходя из этой аксиомы. Практически все молдавские правые политики – это такой коллективный Порошенко. Подробности...

        Либеральная тусовка у Совка

        Алексей Колобродов, генеральный директор медиагруппы «Общественное мнение»
        На полумертвую в 89-м страну натягивают костюм хеллуинного монстра и заставляют этого монстра бояться. И сейчас, дескать, может проснуться и тяпнуть до полусмерти, а тогда – вообще не подходите близко, соотечественники, страшно! Подробности...
        Обсуждение: 20 комментариев

        Мадуро адски не пoвезлo, но он уже улыбается

        Дарья Митина, секретарь ЦК Oбъединеннoй Кoммунистическoй Партии
        Мадурo всегда предпoчитал диалoг – и сегoдня эта тактика срабатывает: путч захлебнулся, незадачливый гoре-президент Гуайдo записывает видеoрoлики из свoей квартиры, превратившись в пoсмешище для всей Венесуэлы. Подробности...
        Обсуждение: 29 комментариев

        Когда людям грубят, они чувствуют себя как дома

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        Грубость вообще воспринимается позитивно – как «открытость», «искренность», готовность «резать правду-матку», а в вежливости, тем более ласковости, видится что-то подозрительное, какое-то двойное дно. Это психологически объяснимо, но это неправильно. Подробности...
        Обсуждение: 28 комментариев

        Россия не должна помогать Украине «убиться об стену»

        Глеб Простаков, журналист
        Действуем от обратного: если Киев ограничивает контакты украинцев с Россией, то Москве, наоборот, нужно сделать все, чтобы повысить свою привлекательность для русских с Украины. Заодно можно решить демографические проблемы. Подробности...
        Обсуждение: 101 комментарий

        Давайте не будем льстить нашему народу

        Захар Прилепин, писатель
        В России читают умные книжки двести тысяч человек. Ещё триста читают чудовищные книжки, лучше б вообще не умели читать. В России смотрят умное кино те же двести тысяч человек. Уговорили, миллион. Остальные смотрят глупое. Ну и что? Подробности...
        Обсуждение: 51 комментарий

        В Афганистане СССР сражался против доллара

        Владимир Ворожцов, генерал-майор внутренней службы (в отст.)
        В Кабуле гуляли девушки в коротких цветных платьях, с модными стрижками. Не спешили менять образ жизни и многие мужчины. Чтобы сломать этих людей, ведущие демократии мира пошли на то, чтобы бросить в бой с ними ораву «ватников». Подробности...
        Обсуждение: 12 комментариев

        Женщина на войне и феминизм

        Анна Долгарева, журналист, поэт, военный корреспондент
        У меня есть знакомая Валя Гетманчук. Она была снайпером в ДНР. В бою она залегла в окоп с человеком, которого считала товарищем, и тот струсил – прикрылся ее телом от осколков рухнувшей рядом мины. Вале оторвало пальцы на руках и ногу. Подробности...
        Обсуждение: 53 комментария

        Как победить «невозможного Трампа»

        Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
        Стало понятно, что отстранять от высшего государственного поста Трампа придется «по старинке». Разумеется, в ход пойдут административный и медийный ресурсы. Но все-таки избирателей придется убеждать. И тут сразу возникли две проблемы. Подробности...
        Обсуждение: 7 комментариев
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............