17 декабря, понедельник  |  Последнее обновление — 22:06  |  vz.ru
Разделы

Кожемяко развенчал мифы о Приморье

Павел Данилин, политолог
Кому не позавидуешь, так это «диванным аналитикам». Исход выборов в Приморье ставит вопрос об их компетентности. Своими фантазиями они попытались сбить с толку приморского избирателя. В результате вопрос кадровой чистки в экспертном поле встал в полный рост. Подробности...

Последний довод США против «Северного потока – 2» – война

Дмитрий Родионов, политолог
Госсекретарь Майк Помпео обещал Киеву остановить газовый проект «совместными с Украиной усилиями». Это прозвучало нелепо. Что может Киев? Но вот происходит инцидент в Керченском проливе. А потом – голосование в Европарламенте. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Когда говорят об экологии, на самом деле спорят о деньгах

Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
Человечеству есть чем заняться сообща. Но глобализация поставила перед ним ложные цели, что объективно мешает людям и правительствам разных стран объединяться для решения действительно важных задач. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

    Названа «Мисс Вселенная – 2018»

    Победительницей 67-го международного конкурса красоты «Мисс Вселенная», прошедшего в бангкокском выставочном центре Impact Arena, стала представительница Филиппин Катриона Грэй. Ей передала корону уроженка ЮАР Деми-Ли Нель-Питерс, победительница прошлого года
    Подробности...

    Путин покатал тяжелобольного мальчика на президентском вертолете

    Владимир Путин встретился с Артемом Пальяновым из Ленинградской области. Глава государства подарил тяжелобольному мальчику новогодние подарки, а также организовал для него и его семьи обещанный полет на президентском вертолете
    Подробности...

    Владимир Путин посетил открытие памятника Александру Солженицыну

    Президент России посетил церемонию открытия памятника писателю Александру Солженицыну. Монумент был открыт в центре Москвы в столетнюю годовщину со дня рождения литератора и общественного деятеля
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Тимошенко рассказала об «эпохальной авантюре» Порошенко

        Главная тема


        Должна ли Россия делиться с Китаем секретами ракетных технологий

        армия и вооружения


        Минобороны запланировало переброску в Крым более 10 истребителей

        «все время что-то отваливается»


        Эксперт объяснил, зачем переезжает «Бутырка»

        ах, арлекино


        Пугачева заявила о возвращении на сцену

        Видео

        «умные убийцы»


        Военные роботы избавят от убийства на поле боя

        в интересах Киева


        Берлин назвал условие строительства «Северного потока – 2»

        раскол православия


        Порошенко втянул Украину во «врата ада»

        ослабление влияния


        США не хотят отдавать Африку Китаю и России

        война на Балканах


        Косово бросило вызов НАТО

        Глобальное потепление


        Дмитрий Дробницкий: Когда говорят об экологии, на самом деле спорят о деньгах

        национальный вопрос


        Елена Кондратьева-Сальгеро: Кто в Москве защищает СССР и дружбу народов

        «Гражданская оборона»


        Алексей Колобродов: Как Егор Летов отстроил Небесный портал

        на ваш взгляд


        Лукашенко заподозрил, что Россия хочет поглотить Белоруссию. Должна ли наша страна стремиться к объединению с Белоруссией в одно государство?


        Пять главных проблем русского кино

        Полина Борисова, социолог
           8 февраля 2016, 17:20
        Фото: из личного архива

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Наступивший 2016 год был объявлен Годом российского кино. Исходя из того, что предыдущие годы посвящались «проблемным» сферам общественной жизни – семья, молодежь, литература, можно сделать вывод, что в теории правительство официально признало факт кризиса отечественного кинематографа.

        «Правительство официально признало факт кризиса отечественного кинематографа»

        Но почему это так важно именно сейчас – во время стремительного падения уровня жизни, обвального снижения цен на нефть, роста угрозы международного терроризма и непредсказуемой эскалации этнических, религиозных, политических конфликтов? Почему именно кино? У этого вопроса есть своя предыстория.

        31 декабря 2015 года президент России подписал указ о Стратегии национальной безопасности, где недвусмысленно провозглашается тезис о необходимости формирования госзаказа на создание кинематографической продукции как залога укрепления этой самой безопасности.

        Сфера кино обладает значительным идеологическим потенциалом. Главную роль в производстве современного мира играют не столько нефть и операции на валютных рынках, сколько массовые представления о происходящем, которые производятся транснациональными «фабриками мысли».

        Если мы хотим сохранить государственный суверенитет и отстаивать национальные интересы, то обязаны иметь свою гражданскую идентичность, которая формируется в том числе и национальной киноиндустрией. В противном случае, цитируя В. Мединского, «кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию».

        Итак, если актуальность Года кино не вызывает сомнений, остается лишь узнать, с какими проблемами сталкивается современный кинематограф, каковы основные тенденции и перспективы его развития?

        Проблема международного статуса отечественного кино

        Есть такая программа ЮНЕСКО – «Память мира». На данный момент в ней представлены около 800 картин из 49 стран. Попадание кинолент в реестр не только предполагает уникальные условия хранения и распространения копий фильмов, но и повышает престиж национального кинематографа.

        На ваш взгляд

         
        Кому бы вы доверили право запрещать прокат фильмов, искажающих события российской истории?








        Обсуждение: 227 комментариев
        Так вот – отечественные фильмы в вышеупомянутой программе ЮНЕСКО отсутствуют. Дзига Вертов, Лев Кулешов, Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн, Михаил Ромм, Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский – все эти режиссеры хорошо известны в России и за рубежом.

        Художественное своеобразие их картин и по сей день продолжает вдохновлять известных режиссеров, а технические приемы, впервые использованные в съемочном процессе (например, идеи монтажа Вертова и Кулешова или ракурсная съемка Пудовкина), определили тенденции развития мирового кинематографа. Так что дело тут вовсе не в отсутствии признания со стороны профессионального сообщества. А в банальной политической и общественной апатии.

        В начале 90-х, когда формировался фонд «Памяти», от российской стороны не подали списки национального кинематографического наследия. Сегодня это сделать гораздо сложнее – нужна политическая воля и участие. Хочется верить, что Год кино обеспечит содействие Минкультуры в этом деле и Россия наконец-то официально закрепит статус кинематографической державы.

        Проблема падения сборов и доли отечественного кино в прокате

        Кассовые сборы отечественного кино стремительно снижаются. В 2013 году 59 отечественных картин заработали 258 млн долларов. В 2014 картин становится больше – 84, но совокупного дохода они приносят значительно меньше – уже 219 млн долларов. Наконец, «абсолютным рекордсменом» стал год минувший, когда на 126 вышедших в коммерческий прокат картин пришлось всего 116 млн долларов прибыли. Нетрудно посчитать, что за два года кассовые сборы отечественного кино сократились более чем в два раза!

        Доля нашего кино в прокате по сравнению с иностранными фильмами тоже сокращается. Еще в 2013 году она составляла 19%, а по итогам 2015-го – уже 14,9%. Если брать статистику по месяцам, то она выглядит еще более удручающе и не достигает порой и 10%, потому что выход российских фильмов в прокат все чаще приурочен к большим праздникам или значимым датам.

        Проблема рентабельности отечественного кино

        Итак, сборы катастрофически снижаются, доля падает – производство российского кино становится убыточным. Приведу простой пример. В прошлом году на производство 126 лент, вышедших в домашний прокат, было потрачено 307 млн долларов, а кассовые сборы составили 116 млн долларов. Убыток составил 246 млн долларов!

        О каком национальном кинематографе может идти речь? Индустрия не переживает кризис. Индустрия не адаптируется к новым экономическим реалиям. Она мертва. Зато существует как планета-колония, на которой заботливые голливудские садовники в рядок рассаживают свои кинокультуры.

        Или как иначе диагностировать состояние российского кинематографа, где из 126 лент, вышедших в прокат, окупаются всего лишь пять? Где авторское и детское кино по праву можно заносить в Красную книгу, зато на господдержку, оказанную на безвозмездной основе, Владимир Бортко выпускает отдаленно напоминающий бондиану фильм «Душа шпиона» с бюджетом 10 млн и сборами 20 тысяч долларов?

        Да, секрет Полишинеля – кино в России является бизнесом лишь для единиц. А как же остальные? А остальные пускаются в жанровые миграции в поисках лучшего…

        Проблема массовизации отечественного кино

        Социальное кино в последнее время практически ушло с экранов. На злободневной действительности сегодня много не заработаешь – она и так повсюду. На место «социалки» пришел хоррор в отечественном исполнении, правда, немного с зеленцой, но зрители на него идут. По крайней мере, в прошлом году из пяти окупившихся картин две пришлись именно на этот жанр – «Пиковая дама: черный обряд» и «Убрать из друзей».

        Многие известные режиссеры – Павел Лунгин, Карен Шахназаров, Валерия Германика – оставляют привычную сферу авторского кино и уходят на телевидение, пробуя себя в деле производства сериалов. Что, думается, оправдает себя в коммерческом отношении. К слову сказать, не отстают и мастера артхауса. Они все чаще вдохновляются идеей создания национального блокбастера – проекта, безусловно, «кассового».

        В российском кино произошла автозамена жанров: социальное, авторское кино и артхаус конвертировались в хорроры, сериалы и блокбастеры. Плохо это или хорошо? Это объективно.

        В стремлении выжить отечественный кинематограф ныряет с головой в омут массовой культуры. Он теряет признаки самобытности. Документалистика, экспериментальное кино, артхаус – это априори убыточные жанры, но именно они и определяют цвет глаз и походку национального кино, по которым мы угадываем его силуэт в толпе.

        Проблема несостоятельности протекционистских мер поддержки отечественного кино

        Ведущие режиссеры и продюсеры в один голос утверждают, что отечественный кинорынок как никогда нуждается в последовательных и взвешенных протекционистских мерах.

        Изначально в основу реанимационных мероприятий по приведению в чувство отечественной киноиндустрии легла идея введения квот на показ зарубежных фильмов в российском прокате. Долю иностранных лент предлагали сократить до 50%, а некоторые и вовсе ратовали за запрет в качестве ответа на санкции. Но эту меру пришлось очень быстро оставить по причине экономической несостоятельности.

        Удивительно, но как ее вообще можно было рассматривать всерьез? Ведь с самого начала было очевидно, что квоты сильно ударят и по сборам, и по посещаемости. Кроме того, ни для кого также не было секретом, что аренда многих кинотеатров зафиксирована в валюте и добровольно экономическую петлю себе на шею никто накидывать не будет.

        Аналогичным образом закончилась история и с введением НДС на зарубежные фильмы. По мнению Мединского, прибыль с налога будет настолько ощутимой, что ее можно будет направить на развитие отечественной киноиндустрии. К сентябрю 2015-го даже обещали подготовить соответствующий законопроект.

        Хорошо кинопрокатные компании оперативно отреагировали на эту абсурдную с точки зрения современных экономических реалий идею и написали письмо президенту с просьбой не вводить НДС на иностранное кино, предрекая стремительный рост цен на билеты и, как следствие, погружение в глубокий летаргический сон провинциальной киносети. Кстати, впоследствии Минэкономразвития подтвердило эти опасения, признав инициативу с введением НДС экономически неэффективным шагом.

        Наконец, в прошлом году активно заговорили о практике переноса дат голливудских релизов как еще одной протекционистской инициативе. Вообще удивительно, что выдача прокатных удостоверений на показ в прокате иностранных фильмов до сих пор никак не отрегулирована. Хотите выйти в прокат в новогодние праздники? Милости просим! Хотите в любой другой уикенд? Пожалуйста!

        За новогодние праздники кинотеатры собирают десятую часть годового дохода. Будет ли оправданно в таких условиях ограничивать прокат иностранных блокбастеров в пользу отечественного кино, рискуя кассовыми сборами и посещаемостью? Нет.

        Как же тогда выживать отечественному кино? Да никак. Еще одна экономическая петля на шею.

        Отечественная киноиндустрия – это уютное и безмятежное пространство, где детища Paramount Pictures чувствуют себя как дома. Сейчас никакие якобы протекционистские меры – квоты, НДС, перенос релизов – не способны ликвидировать острую экономическую зависимость отечественной киноиндустрии от продукции киноиндустрии глобальной.

        И это будет продолжаться до тех пор, пока на государственном уровне не будет разработана программа возрождения национального кино. К Году кино индустрия подошла с рядом хронических проблем, но в плане официальных мероприятий запланирована всего лишь одна встреча с представителями Минкультуры.

        Что это – очередное чудовищное расхождение теории и практики? Ждать ответа осталось недолго. Стартовавший год покажет – будет ли он за здравие или за упокой национального кино.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Кожемяко развенчал мифы о Приморье

        Павел Данилин, политолог
        Кому не позавидуешь, так это «диванным аналитикам». Исход выборов в Приморье ставит вопрос об их компетентности. Своими фантазиями они попытались сбить с толку приморского избирателя. В результате вопрос кадровой чистки в экспертном поле встал в полный рост. Подробности...

        Последний довод США против «Северного потока – 2» – война

        Дмитрий Родионов, политолог
        Госсекретарь Майк Помпео обещал Киеву остановить газовый проект «совместными с Украиной усилиями». Это прозвучало нелепо. Что может Киев? Но вот происходит инцидент в Керченском проливе. А потом – голосование в Европарламенте. Подробности...
        Обсуждение: 7 комментариев

        Когда говорят об экологии, на самом деле спорят о деньгах

        Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
        Человечеству есть чем заняться сообща. Но глобализация поставила перед ним ложные цели, что объективно мешает людям и правительствам разных стран объединяться для решения действительно важных задач. Подробности...
        Обсуждение: 6 комментариев

        Как московские таксисты охраняют СССР и дружбу народов

        Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист (Франция), главный редактор парижского литературного альманаха «Глаголъ»
        Если разобраться, мы все хоть и «понаехали», а всё равно получается как из одного большого семейства. Вроде бы когда-то все переругались и не разговариваем. Но ведь на одном языке общаемся, даже если говорим на разных. Значит, все свои. Подробности...
        Обсуждение: 14 комментариев

        Инфантильный уют тоталитаризма

        Катерина Кладо, киновед
        Кашин-то вывернется. Ни жалости, ни поддержки не требует. Огорчительно лишь наблюдать за тем, как все меньше места какой бы то ни было, хоть даже минимальной, цветущей, да хоть и увядающей, сложности в нашей реальности. Подробности...
        Обсуждение: 46 комментариев

        России нужны обычаи, чтобы Европа вытаращила глаза

        Сергей Лукьяненко, писатель
        Неоднократно слышал, что корень проблем наших отношений с западным миром – то, что мы белые. И еще ведем себя, негодяи, большей частью похоже на европейцев. И чем дальше, тем сильнее, вот ведь засада! Подробности...
        Обсуждение: 84 комментария

        Сторонники многополярного мира своих не бросают

        Валерий Коровин, директор Центра геополитических экспертиз
        Венесуэла – это государство, которое испытало на себе все методы и подходы сетевой войны, от мягкого информационного давления до жесткого мятежа с применением силы. Но стартом к захвату государства обычно являются именно выборы. Подробности...
        Обсуждение: 10 комментариев

        Почему забыли летчицу С. и не жалеют Бутину

        Дмитрий Ольшанский, публицист
        Если С. жалко потому, что он – страдающий политзаключенный, то нам будет жалко и Бутину, и Мефедова, и Вышинского, которых кто-то судит сомнительным судом за политику. Однако ничего похожего мы не видели – и, надо полагать, не увидим. Подробности...
        Обсуждение: 21 комментарий

        Новая коричневая волна рискует захлестнуть Евросоюз

        Никита Коваленко, замредактора отдела политики газеты ВЗГЛЯД
        Любых феминисток в Vox считают личными врагами, причем даже полагают нормой применять против них насилие. Людьми второго сорта «неофранкисты» считают и представителей ЛГБТ. Однако на этом список «недочеловеков» не заканчивается. Подробности...
        Обсуждение: 25 комментариев

        Американская мечта – обезьяны и зоопарк

        Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
        Открываем список номинантов – 2019... и вуаля! Опять весь этот мышиный клуб. Блин, 21-й век на дворе, полдень, Стругацкие давно в могиле, а Тимберлейк опять номинант – в разделе Best Pop Duo/Group Performance. Да вы смеетесь. Подробности...
        Обсуждение: 27 комментариев
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............