На прошедшей неделе нефтяные страны смогли наконец перевести дух. Стоимость черного золота всего за один день, в среду, взлетела более чем на 7,5%, превысив уровень 35 долларов за бочку марки Брент.
Сегодня отрицательные ставки, завтра запрет наличных долларов и евро, а что послезавтра?
Произошло это на фоне резкого ослабления курса доллара по отношению к ведущим валютам и сырьевым активам.
Из США продолжают приходить разочаровывающие данные, свидетельствующие о том, что ведущая экономика мира находится не в столь радужной форме, как это пытается представить правительство Штатов.
Так, индекс менеджеров по снабжению (PMI) для сферы услуг достиг отметки 53,2 (минимальный уровень с октября 2013 года). Данный отчет представляет собой результаты опроса менеджеров по закупкам в сфере услуг (занимающих около 40% ВВП США).
Если PMI растет, сфера услуг – на подъеме. Падает до минимумов за два с лишним года? Все очень плохо.
Раз с экономикой все плохо, инвесторы моментально сделали вывод, что Федрезерв вряд ли теперь сможет так же резво повышать ставки, как это планировалось ранее.
В экономике начинается «второй акт марлезонского балета» (фото: CHROMORANGE/Bilderbox/Global Look Press)
|
Более того, не исключен вариант, когда монетарные власти будут вынуждены начать ослаблять денежно-кредитную политику, т.е. снижать ставки обратно к нулевым значениям. А то еще и начать новый, 4-й по счету этап количественного смягчения (проще говоря, снова начать накачивать экономику деньгами).
Пример подобного ослабления подают Штатам Европа и Япония. Последняя внезапно присоединилась к четырем развитым европейским странам и ввела отрицательные процентные ставки.
Теперь процентные ставки по депозитным счетам, которые финансовые организации имеют в ЦБ, снижены с 0,1% до -0,1%.
Дефляция, низкий уровень потребления населения, снижающийся объем кредитования – вот те причины, которые заставляют финансовые власти начинать эксперименты с отрицательными ставками.
Кстати, швейцарский референдум о ежемесячном безусловном доходе каждого гражданина в размере 2250 евро – это из той же оперы.
Некоторые экономисты полагают, что если раздать деньги напрямую населению (в свое время бытовала шутка про бывшего главу Федрезерва США Бена Бернанке, который был готов ради экономического роста летать на вертолете и разбрасывать сверху доллары), то граждане мигом потянутся в магазины.
Продажи корпораций вырастут, под выданные деньги люди еще и кредитов поднаберут, цены также пойдут вверх и призрак дефляции, стагнации исчезнет из экономики.
А если еще надавить на банки отрицательными ставками и буквально заставить их кредитовать население под угрозой убытков…
Однако эти экономисты забывают, что банки могут точно так же ввести отрицательные ставки уже по депозитам граждан. Те, разумеется, начнут забирать наличность со счетов (кому хочется платить за хранение денег в кредитной организации, если можно снять ячейку или купить домой сейф?).
И вот тут начинается «второй акт марлезонского балета».
Граждан придется загонять обратно в банки (иначе вся банковская система, которая в развитых странах обладает огромной властью, окажется под угрозой).
Но как это сделать? А очень просто. Отменив наличные деньги. Подготовка к этому в той же Европе уже началась.
Вот уже в ЕС предлагают отменить купюру в 500 евро в рамках борьбы с коррупцией и терроризмом, а вот Германия предлагает ввести лимит на операции с наличными деньгами (не более пяти тысяч евро наличными на любую сделку). И это только начало.В итоге – бум интереса к криптовалютам, вроде биткоина, которым можно расплачиваться напрямую, минуя государственные институты, а также очередной всплеск покупок золота и серебра. С начала года цены на желтый металл выросли на 5,5%, а спрос бьет все рекорды. Падали цены на руду, металлы, нефть и газ – и только рынок драгметаллов показывает очень хорошую динамику.
Американский монетный двор рапортует о рекордных продажах золотых и серебряных инвестиционных монет (последние полностью пропали из продажи), активы крупнейших золотых фондов также выросли более чем на 42 тонны, превысив 1,5 тыс. тонн. Это максимальное значение с 4 ноября прошлого года.
И дело даже не в панике на биржевых рынках, стагнации мировой экономики, а в новых веяниях регуляторов.
Сегодня отрицательные ставки, завтра запрет наличных долларов и евро, а что послезавтра?