В последнюю неделю зимы обострилась борьба на экономическом фронте между Россией и США. Как сообщил замглавы Минфина РФ Сергей Сторчак, ряд иностранных инвестбанков, которым ранее были высланы предложения принять участие в размещении суверенных евробондов, отказались войти в состав организаторов подписки.
Одновременно с Госдепом по российской экономике «выстрелили» и мировые рейтинговые агентства
В основе подобного нежелания лежит предостережение Госдепа о «репутационных» рисках ведения бизнеса с Россией «в обычном режиме». На Западе полагают, что приглашение участвовать в сделке – это попытка использовать «лазейку» в режиме санкций.
С одной стороны, американские и европейские санкции никоим образом не касаются суверенных евробондов. С другой стороны, Госдеп намекает, что деньги, полученные Россией от размещения (а на 2016 год запланированы скромные три млрд долларов), могут быть использованы для финансирования компаний, которые находятся под санкциями или работают в Крыму.
Так как финансовые потоки задействованы практически во всех аспектах взаимоотношений России с другими государствами (от культурных до гуманитарных), то в руках Госдепа находится «оружие массового уничтожения», зону действия которого определяют не формальные законодательные акты о санкциях (да, продолжайте рассказывать нам о примате международного права), а лишь текущая конъюнктура и прихоть американских политиков.
Госдеп предупредил о «репутационных» рисках ведения бизнеса с Россией (фото: Владимир Трефилов/РИА Новости)
|
Сегодня решили наказать и тихонько «посоветовали» банкирам «не участвовать» (и все тут же взяли «под козырек»), завтра погладили по головке (например, за новые рекорды покупок казначейских облигаций правительства США Центральным банком и Минфином) и разрешили часть денег вернуть в Россию в виде займов.
Одновременно с Госдепом по российской экономике «выстрелили» мировые рейтинговые агентства. Так, агентство Standard&Poor's резко ухудшило свой прогноз по отечественному ВВП. S&P сообщило, что в 2016 году падение валового продукта достигнет 1,3%, тогда как совсем недавно агентство ожидало роста на 0,3% (это называлось на языке западных экономических экспертов – «оттолкнуться от дна», но, как мы видим, до дна еще копать и копать).
Чуть ранее международное рейтинговое агентство Moody's ухудшило прогноз падения ВВП России в 2016 году до 2,5%, рейтинговое агентство Fitch – до 1%.
Если у каких-то глобальных инвесторов еще и оставались сомнения, можно ли вкладываться в экономику нашей страны, то дружная информационная атака очевидным образом ставит крест на подобных планах.
Пока «наши западные партнеры» трудились, не покладая рук, над ухудшением инвестиционного климата России, из Азии продолжали приходить тревожные новости.
В четверг китайский фондовый рынок испытал очередной крах, упав за день (по индексу Shanghai Composite) на шесть с лишним процента. Народный банк КНР моментально влил в финансовую систему страны 52 млрд долларов, но не похоже, чтобы это помогло биржам.
Известный инвестиционный аналитик Кайл Басс, заработавший свое состояние на американском ипотечном кризисе, предрек крушение китайской банковской системы в результате макроэкономических дисбалансов.
По мнению Басса, потери крупнейших кредитных организаций Поднебесной могут в пять раз превысить потери американских банков в ходе ипотечного кризиса. Похоже, что «мягкой посадки» в Китае мы можем и не дождаться – вокруг второй крупнейшей экономики мира явно начинают нарезать круги глобальные спекулянты.
Новые «соросы» хотят заработать на падении фондового рынка и девальвации юаня, а власти Поднебесной не знают, что можно этому противопоставить, кроме как траты резервов (которые и так упали до минимумов за последние три года).
И в заключение немного позитива. Последний опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показал наличие в российском обществе большого запроса на новую экономическую политику. 65% россиян считают, что властям следует разработать экономический курс, отличный от нынешнего.С тем, что руководству страны следует продолжать действовать в выбранном ранее направлении («а давайте примем антикризисный план – ой, а на него нет денег, что же делать?»), согласны лишь 20% опрошенных.
Среди всех мер борьбы с кризисом наибольшей поддержкой (26%) пользуется идея «новой индустриализации страны».
По всей видимости, люди устали жить в сырьевом и финансовом придатке, который находится на периферии научно-технического и социального прогресса, а значит, рано или поздно этот запрос на перемены обретет свое воплощение в новых персоналиях в Кремле и Белом доме.