Возвращаться домой им уже не придется

@ из личного архива

15 ноября 2016, 16:15 Мнение

Возвращаться домой им уже не придется

Мы будем до хрипоты обсуждать, «что же не так с детьми» из Пскова, винить во всем стрелялки, паблики, подростковую субкультуру, как раньше винили «улицу» и «хулиганов» – но никто не скажет очевидного.

Наталья Холмогорова Наталья Холмогорова

правозащитник

Мальчик и девочка из Пскова, пятнадцати лет, сбежали из дома, уехали в деревню и заперлись в деревенском доме с огнестрельным оружием.

Прощальную трансляцию Дениса и Кати стоит посмотреть, хоть это и тяжелое зрелище

Легко ранили мать девочки, которая приехала их возвращать. Обстреляли полицейскую машину (никого не убили). Когда полиция и спецназ окружили дом со всех сторон – по-видимому, покончили с собой.

Есть вероятность, что их застрелили при задержании, но она невелика. Денис и Катя оставили прощальные послания в соцсетях, затем попрощались с друзьями по онлайн-трансляции.

Они не надеялись выйти из дома в поселке Струги Красные живыми.

Мизулина, неизбежная поборница морали, уже высказалась в этой связи о вреде компьютерных игр-стрелялок. Еще несколько дней – пока все не затихнет, как водится – мы будем выслушивать ахи и охи о том, как страшны для подростковой психики видеоигры, фильмы с насилием, какие-нибудь нехорошие паблики «ВКонтакте» и общий упадок нравственности.

И как важно родителям беречь детей, жестче их контролировать и бдительнее за ними следить. Также много будет сказано о вреде гражданского оружия и продажи алкоголя несовершеннолетним.

И о полицейских, которые то ли действовали чересчур решительно, то ли, наоборот, слишком вяло, но в любом случае все сделали не так.

В отличие от большинства сверстников, гибнущих молча, они сумели рассказать свою историю на всю страну (фото: кадр из видео)

В отличие от большинства сверстников, гибнущих молча, они сумели рассказать свою историю на всю страну (фото: кадр из видео)

А с другой стороны «прожженные циники» будут сообщать нам, что детки оказались неуравновешенны и слабы духом, что они, наверное, просто психи и «кандидаты на премию Дарвина», а вот нормальные, порядочные дети бы никогда…

И от их цинизма будет вонять страхом.

Никто не выслушает лишь самих погибших.

А ведь им было что сказать. До последних минут они вели из своей «крепости» онлайн-трансляцию через «Перископ». Общались с одноклассниками, отвечали на их вопросы.

В том числе и на самый частый вопрос: «Что случилось?» или: «Зачем вы все это сделали?»

Ответ простой и прямой: «Задолбали родители».

По их рассказу, девочку Катю мать и отчим-спецназовец били. «Конкретно и жестоко», – уточняет она.

В последний раз избили на глазах у ее парня. (У Дениса в семье, по-видимому, тоже что-то было неладно, но подробностей он не раскрыл.) После этого оба и пустились в бега.

Мать девочки во время «переговоров» ранили случайно – когда она снова кинулась на дочь с кулаками, а Денис бросился защищать свою возлюбленную.

Подчеркну, это не «выводы и домыслы» – это то, что рассказали сами подростки перед тем, как умереть.

Случай этот кажется редким и необычным лишь по своей демонстративности, «картинности».

На самом деле вовсе не редки ситуации, когда противостояние между взрослыми и детьми в семье доходит до трагедии. В том числе – когда подростки, доведенные до последней черты, начинают «давать сдачи» или «мстить».

Вот лишь несколько примеров за последний год (по материалам сайта «Медиазона»).

2 ноября 2015 года в городе Петушки Владимирской области 15-летний подросток, не выдержав издевательств, убил отчима.

Отчим пьяным был неадекватен, постоянно издевался над ним и матерью; в тот вечер мальчик убежал к себе в комнату и заперся там – но отчим выломал дверь и замахнулся на него монтировкой. Тогда мальчик нанес ему множество ударов столовым ножом и отверткой, а затем явился с повинной в полицию.

9 ноября 2015 года в городе Вязьма Смоленской области 15-летний мальчик убил отчима, который бил его и мать, выгонял мальчика из дома.

В том же ноябре 2015 года в поселке Хошеутово Астраханской области 17-летний подросток пытался зарубить отца топором «на фоне длительной психотравмирующей ситуации, вызванной злоупотреблением со стороны отца спиртным и постоянными оскорблениями с его стороны».

В июле 2016 года в селе Новониколаевка Оренбургской области 18-летний юноша зарубил топором отчима, защищая от постоянных оскорблений свою мать.

В сентябре 2016 года в Кемеровской области 18-летняя девушка пыталась заказать убийство отчима, постоянно избивавшего и оскорблявшего ее мать. Когда подсадные «киллеры» предложили не убивать его, а просто избить, она ответила: «Если не хотите убивать, просто приведите его ко мне, дальше я все сделаю сама…»

Однако готовность поднять руку на родителей – все-таки экзотика: гораздо чаще доведенные до отчаяния подростки убивают себя.

По количеству детских и подростковых суицидов Россия занимает первое место в мире – в три раза выше среднемировых показателей. И одной из важнейших причин суицида сами подростки называют конфликты с родителями.

Мы будем до хрипоты обсуждать, «что же не так с детьми», винить во всем стрелялки, паблики, подростковую субкультуру, как раньше винили «улицу» и «хулиганов» – но никто не скажет очевидного: перед нами естественная, хоть и трагическая реакция на невыносимую ситуацию.

Представьте: люди, составляющие почти весь наш мир, от которых мы полностью зависим – «конкретно и жестоко» нас оскорбляют и избивают. Не один раз, а регулярно. В том числе на глазах у любимого человека – унижая и его, и нас.

Как мы поступим?

Нет, разумеется, не станем запираться на даче с ружьем и палить по обидчикам! Но нам ведь и не пятнадцать лет. Однако мысль двинется куда-то в эту сторону, верно?

Когда нечто подобное происходит с тобой и ты не видишь выхода – хочешь освободиться. Иногда – отомстить. А больше ничего. Неважно, что будет дальше. Жить после этого уже не хочешь.

Прощальную трансляцию Дениса и Кати стоит посмотреть, хоть это и тяжелое зрелище.

Много мата, нервный смех сквозь слезы, наивное прощание с друзьями – «мы будем по вам всем безумно скучать»; и тут же – спокойный, даже на удивление трезвый анализ своего положения. В отличие от большинства сверстников, гибнущих молча, они сумели рассказать свою историю на всю страну.

И не только рассказать, но и показать это ощущение легкости и свободы от того, что сожжены все мосты, и, как бы там ни было, возвращаться домой им уже не придется. Для них это праздник, хоть и со слезами на глазах.

Тюрьма, смерть – все, что угодно, лучше возвращения домой.

Они сумели до нас докричаться. Но решимся ли мы к ним прислушаться?

..............