23 апреля, воскресенье  |  Последнее обновление — 14:45  |  vz.ru

Главная тема


Рост торговли с Китаем бросает вызов экономике России

не пустили на родину


Певицу Лолиту Милявскую сняли с поезда в Конотопе

он - за «Монреаль»


Хоккеист Радулов отказался играть за сборную России

«суицидальный акт»


КНДР пригрозила Австралии ядерным ударом

особые обстоятельства


СМИ разъяснили, почему Украина не сможет арестовать транзитный газ Газпрома

многократный чемпион


Российский информатор ИААФ дисквалифицирован за допинг

Новый стадион


Жирков: На «Зенит-Арене» не хватало воздуха, меня чуть не вырвало

прямые договоренности


СМИ узнали о плане Трампа о переговорах с Россией по поводу Украины

рейтинг спецподразделений


Сравнивать «Альфу» с «Морскими котиками» попросту некорректно

«сама себя расстреляла»


Виктор Милитарёв: У февральской катастрофы было три причины, независимых друг от друга

«людоедская мысль»


Антон Крылов: Частный случай пещерной дикости

«Мы обязательно встретимся»


Андрей Бабицкий: С общественной моралью на Западе дела обстоят не столь катастрофически

на ваш взгляд


«Посмотри на меня, глаза-то не отводи, что ты глаза отводишь?». Как вы оцениваете обращение российского дипломата Владимира Сафронкова к британскому коллеге в Совбезе ООН?


Что арабы подарили Украине

Ирина Дмитрова, филолог
   10 июля 2014, 13:36
Фото: из личного архива

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

В языке существуют нейтральные и унизительные национальные прозвища. К последним относится слово «кацап», имеющее давнюю историю. Я полвека живу в Казахстане и никогда не слышала этого слова. После публикации моей статьи я получила множество комментариев и поняла, что означает это слово и почему оно так распространено сегодня на Украине.

1

На ваш взгляд

 
Стрелков и подчиняющееся ему ополчение оставили Славянск. Что это означает для конфликта на Юго-Востоке Украины?



Обсуждение: 506 комментариев
В словаре В. Даля о нем сказано: «южнорусское прозвище, данное малорусами великорусам».

Как «разговорно-сниженное» это слово упомянуто у Т. Ефремовой. В толковом словаре Д. Ушакова есть ссылка на происхождение слова от арабского кassab – «мясник», с указанием «дореволюционное бранное». Е. Онацкий в «Украинской малой энциклопедии» представляет «кацап» как производное от татарского «мясник», «резник».

Теория тюркского происхождения принадлежит Д. Яворницкому. «Работая в архиве Министерства юстиции в Москве, – писал он, – я нашел несколько украинских документов середины XVIII ст., в которых слово «кацап» писалось не с буквой «ц», а с буквой «с», то есть не «кацап», а «касап». Обратившись потом от архивных документов к языку туземцев Средней Азии, я узнал, что у сартов (т.е. узбеков) есть слово «кассаб», «касап», что в буквальном смысле значит «мясник» и в переносном «гицель» (живодер). Отсюда я и делаю вывод, что нынешнее слово «кацап» вовсе не русского, а... татарского происхождения, как слова «деньга», «хомут», «сундук» и другие, которые, однако, считаются у нас за давностью чисто московскими. Идя дальше, я допускаю, что изначально кличкой «касап» обзывали москали татар в смысле «насильников»... От москалей слово «кацап» могло быть занесенным к украинцам в эпоху московской боярщины на Украине, в XVII ст., после гетмана Богдана Хмельницкого».

Академик С. Ефремов сделал свой вывод: «Чтобы найти созвучие для украинского слова «кацап» в тюркских наречиях, нет потребности непременно обращаться к языку туркменов-сартов; слово это, в прямом смысле и переносном своему, получило, по-видимому, из давней поры распространение и у других тюрков, которые находились в культурном взаимодействии с южной Русью, а именно: у половцев, малоазиатских сельджуков, крымских татар, а также у литовских караимов».

Далее автор приводит примеры: так, в турецком языке выражение «адам кассаби» означает «свирепый человек, деспот», «кассапчи» у караимов – «палач»; «хассап» на языке крымских татар – «мясник, живодер». К тому же слово «кацап» с этим же значением давно было известно в языках многих восточных турецких племен. А поскольку Запорожье в XVII столетии, а затем Приазовье и Крым в XVIII веке находились под гнетом Османской империи и позднее Турции, слово вполне могли воспринять не только от москалей, но и от турков крымские татары.

В современном казахском языке сохраняется много слов с упомянутой основой: қасап – мясоторговля; қасаптау – разрезать тушу на мелкие куски, разрубить; қасапхана – бойня, мясной ларек, скотобойня; қасапшы – мясник. Отметим – не в значении «злодей».

2

В современном языке слово «кацап» как пренебрежительное прозвище русских в ходу у поляков, украинцев, белорусов и даже на юге России. У его пользователей в течение веков сложился весьма негативный образ русского: «Настоящий кацап пьет и ругается, в том числе почем зря вставляет в речь слова на три-пять букв». Разберемся, почему.

Итак, слово «кацап» арабское – татарское – южнорусское, польское, украинское. Как же менялось его значение на протяжении времени?

Арабские «мясники и резники» на иных территориях превратились в «воинов». В XV–XVII веках русский воин всегда имел при себе наточенную секиру. Стрельцы Ивана Грозного были вооружены секирами с лезвиями в форме полумесяца, похожими на топор мясника.

После взятия Казани Иваном Грозным русские устроили в Казани настоящую резню. После Казанской трагедии татарское слово «кассап» (мясник) стало применяться местным населением по отношению к русским завоевателям.

Татарский национализм два десятилетия назад основывался в том числе на обвинении русских в осаде Казани и подкреплялся лозунгами «Я помню 1552 год», татарские националисты ежегодно отмечают неофициальный «День памяти защитников Казани», считая Казанское ханство мирным, а Московское княжество – агрессивным. Татарской интеллигенцией периодически поднимался вопрос о возведении памятника павшим защитникам Казани от войск Ивана Грозного.

1990-е и 2000-е годы ознаменовались противоречивыми оценками взятия Казани. Так, литературовед Вадим Кожинов по этому поводу отмечал следующее: «Между прочим, сейчас некоторые казанские татары выступают с гневными обвинениями, что их, мол, Иван Грозный завоевал. Это неправда историческая, потому что у них на троне сидел чужак – потомок Чингисхана со своими монгольскими же сподвижниками. Иван Грозный брал в свои руки власть у одряхлевших остатков Монгольской империи, а не боролся с теми, кого называют теперь татарами» (Вадим Кожинов, «Великая война России»).

Иную точку зрения высказывал доктор исторических наук Р.Г. Фахрутдинов – в учебнике истории он расценивал политику, которое вело Московское княжество, оккупационной, а Казанское ханство описывал как жертву имперских амбиций Ивана Грозного, который отличался своей безнравственной жизнью и человеконенавистническими действиями, а в отношении же покоренных им народов проводил политику истребления. Также Р. Фахрутдинов обращал внимание на жестокость русских войск по отношению к татарскому населению и мародерство во время и после взятия Казани.

В русском языке слово «кацап» употреблялось как обидное прозвище сторонами церковного раскола и было распространено у русских старообрядцев, компактно проживающих в Молдавии и южной части Подолья среди местного населения, в первую очередь в селах.

В некоторых деревнях, населенных разными по вере русскими, старообрядцы называли никониан «кацапами», в то же время В.И. Даль приводит форму «коцап» как тульское и курское название раскольников. По этой версии слово «кацап» попало в язык населения Приднепровья из самой России как обидное прозвище одной из сторон русского церковного раскола и здесь ассоциировалось с русскими вообще.

3

Широкое распространение в разговорном языке Восточной Украины слово «кацап» получило только в XVIII веке. Изначально на Украине кацапами называли прожорливых русских служивых, определившихся на постой на Украине после воссоединения с Россией. Позже слово стало означать вообще любого русского, а «служивых» окрестили «москалями».

Слово «кацап» особо полюбилось украинцам из-за сравнения русского с козлом (хотя в украинском языке само слово «козел» не несет негативного смысла, как в русском языке) – на Украине существует даже поговорка «Бог сотворил цапа (козла), а чорт – кацапа».

Этимологический словарь украинского языка говорит, что «слово образовано от «цап» с помощью компонента ка- как шутливое обозначение русских, носящих длинные бороды. Принятая этимология, по утверждению М. Фасмера, восходит к выражению «как цап» из-за того, что «бритому украинцу бородатый русский казался козлом».

Однако маловероятно, что слово могло появиться именно таким образом – как в русском языке (где нет слова «цап»), так и в украинском (где нет слова «как»: «как козел» по-украински будет «як цап»). Это интересный пример созвучности слов, не более. К примеру, имя Галина происходит от латинского Gallina – курица. Но женщину с таким именем не сравнивают с домашней птицей.

Лингвистами рассматривается еще один вариант происхождения – от молдавских «ка» (как) и «цап» (козел). Есть еще отзвуки этого слова в понятии Кацапетовка, кацапурівка – так на юге Украины называют населенные пункты с большинством русских жителей (в других районах «Кацапетовка» означает всего лишь «занюханное село»).

В Донецкой области есть городок районного значения Углегорск, который до 1958 года назывался Хацапетовка. Возможно, именно прежнее его название в различных вариантах используется как наименование некоего населенного пункта, находящегося в глуши, в «тупике цивилизации». Слово «Хацапетовка» в ходу – 23 июня 2011 года президент Украины Леонид Кравчук, рассуждая о красном флаге, употребил это слово: «Но мы же Хацапетовка... мы действуем в зависимости от эмоций, а не в зависимости от закона и цивилизационных процессов в мире. Политическая культура нашей политической элиты ниже ватерлинии».

4

Слово «кацап» зафиксировано в литературных произведениях. «Проклятые кацапы, как я после узнал, едят даже щи с тараканами», – писал Н.В. Гоголь в повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», вложив эти слова в уста одного из своих персонажей. Оно упоминается и в повести «Казаки» Л.Н. Толстого, в которой казаки именуют украинцев хохлами, а русских – кацапами.

Слово проявляло стойкий негативный смысл с давних времен: в 1918 году в Стрию выпущена открытка «Десять заповiдей молодим дiвчатам», на которой изображен немытый-нечесаный мужик с балалайкой, получивший пинка под зад изящной женской ножкой, да на открытке еще и совет «Нiколи не кохай кацапа» («Никогда не люби кацапа»).

Хотя происхождение слова относится к XVII веку, с горькой иронией можно отметить, что ассоциация «кацап – русский» усилила свое негативное значение с 1920-х годов и соотносится с такими событиями, как раскулачивание, расказачивание и Голодомор.

Можно также привести пример из биографии историка Грушевского – первого председателя Центральной рады, подвергшегося в СССР репрессиям, – о его пребывании во Львове с 1892 года: «По окончании университета был направлен во Львов. Город был не русским, а австро-венгерским. Там Грушевский преподавал историю Малороссии. Пребывание здесь Австрии на него оказало сильное влияние – он стал убежденным ненавистником москалей. Так объяснял происхождение слова «кацап» (как палач на бойне, как мясник...). По этому объяснению можно понять, как он относился к москалям... «москали» – это русские солдаты, которые пришли в Малороссию и являются здесь оккупантами».

Однако эти «оккупанты» оказывали военную помощь предкам украинцев еще со времени восстания Б. Хмельницкого в 1648 году, когда тот просил у России защиты от поляков.

А что до «москалей», то от «кацапов» это совсем недалеко. Но о них отдельный разговор.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

Другие мнения

Андрей Колесник: Мог ли Ленин стать великим эволюционером

Россия, так сказать, случайно подвернулась ему – как удобный плацдарм, чтобы начать дело, которое, по его задумке, должно было сотрясти и перевернуть весь мир. Но сотрясло и разрушило – прежде всего Россию. Подробности...

Антон Крылов: Частный случай пещерной дикости

И хотелось бы поверить, что на Клепцина с Миковым воздействовали мозговым излучателем враги России, но ведь нет, не изобрели пока такого излучателя. Как у настолько разных людей родилась одна людоедская мысль на двоих? Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Вадим Самодуров: Реинкарнация Новороссии

Необходимость формирования общего государственного объединения на Донбассе с каждым месяцем будет становиться все более явной. Как для экспертного общества, так и для Кремля. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Дарья Платонова: Битва глобалистов и патриотов

Французский телеканал France 2 выбрал новый формат 15-минутных индивидуальных интервью с кандидатами. Приведем краткий анализ выступлений главных лидеров предвыборной гонки в этом спецэфире. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Дмитрий Фроловский: Чью же сторону поддерживают русские в Сирии

Укрепление присутствия России за счет поддержки Башара Асада таит массу подводных камней. У многих в регионе уже возникают вопросы: чью же сторону поддерживают русские, суннитскую или шиитскую? Ответ лежит посередине. Подробности...
Обсуждение: 61 комментарий

Дометий Завольский: Пора стать Госдепом

Ожидания тех, кто готов увидеть в РИСИ – интеллигентном экспертном центре – чуть ли не Smersh, нужно оправдать. В конце концов, Госдеп США, как и Foreign Office, – это отнюдь не чисто дипломатические организации. Пора последовать примеру наших партнеров. Подробности...
Обсуждение: 37 комментариев

Владимир Можегов: Серый кардинал русской революции

Ровно 100 лет назад в этот день на Финляндский вокзал с группой товарищей в Петроград прибыл Ленин. Отвлечемся от революционной деятельности ленинцев, чтобы взглянуть на фигуру, до сих пор неоправданно остающуюся в тени. Подробности...
Обсуждение: 81 комментарий

Татьяна Шабаева: Радость отмороженных ушей

Да, быть может, Турция, перестав томиться по Евросоюзу, перестанет быть и «больным человеком Европы», захочет взамен того быть здоровяком Азии. Быть может, туркам от этого будет даже и очень хорошо. Но нам-то какая в том радость? Подробности...
Обсуждение: 31 комментарий

Виктор Милитарев: Как русская интеллигенция сама себя расстреляла

Русская интеллигенция, справедливо возмущаясь несправедливостью окружающего ее общества, оказалась поджигателем дома, в котором она вместе с народом и жила. С 1904-го по февраль 1917-го интеллигенция игнорировала реальность «исторической России». Подробности...
Обсуждение: 140 комментариев

Андрей Бабицкий: Мы обязательно встретимся

Когда мы анафемствуем Запад, предрекая ему скорую погибель, то не все выдвигаемые в его адрес обвинения кажутся обоснованными. Давайте возьмем хотя бы западное кино как феномен, отражающий состояние массового сознания. Подробности...
Обсуждение: 117 комментариев
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............