Эпигон

@ facebook.com/ljalexandr

29 апреля 2014, 17:34 Мнение

Эпигон

Павел Дуров целенаправленно наращивал конфликт между собой и акционерами «ВКонтакте». Все его выходки преследовали именно эту цель – его должны свергнуть с пьедестала, он должен преодолеть нижние круги ада, чтобы там нравственно обновиться.

Александр Антошин

политтехнолог

Вчера стало известно, что Павел Дуров получил гражданство Сент-Китса и Невиса – маленького британского протектората в Карибском море – и махнул нам всем рукой. На самом деле, если подумать, эта история не могла иметь другого завершения.

Павел Дуров не только Джобс, он еще и Чацкий, который кричит: «Сюда я больше не ездок… Карету мне, карету!

Любой автор сталкивался с ситуацией, когда хорошо прописанный персонаж начинает «своевольничать», жить своей жизнью, совершать действия, которые автор даже не планировал, но которые кажутся логичными и обоснованными для описанного героя.

Именно это отличает, кстати, хорошую литературу от макулатуры – персонажи живые, автору остается лишь записывать за ними и вместе с читателем удивляться тому, что творят герои.

Дурову как филологу это прекрасно известно.

Уроженец пропитанного духом великой русской литературы Петербурга Павел Дуров долго и заботливо собирал по крупицам образ своего героя – создателя социальной сети. Очень многое он взял от своего кумира Стива Джобса – и тем самым уже предопределил финал своей работы в созданной им социальной сети.

Его должны были выгнать из его детища, точно так же, как Джобса попросили с вещами из Apple. В своей знаменитой речи перед студентами Стенфорда Джобс потом сказал, что увольнение – самое лучшее, что с ним тогда могло произойти:

«Бремя успешного человека сменилось легкомыслием начинающего, менее уверенного в чем-либо. Я освободился и вошел в один из самых креативных периодов своей жизни. Я уверен, что ничего из этого не случилось бы, если бы меня не уволили из Apple. Лекарство было горьким, но пациенту оно помогло».

Так и Павел подсознательно стремится к такому финалу, к самому лучшему, что с ним могло случиться. Если понять эту логику, то все действия Дурова, которые кажутся, мягко говоря, странными стороннему наблюдателю, обретают смысл.

Он действительно целенаправленно наращивал конфликт между собой и акционерами «ВКонтакте». Все его выходки типа разбрасывания банкнот с балкона Дома Зингера, провокативные заявления на День Победы, странная история с заявлением об увольнении, которое он сначала подает, а потом вроде как отзывает... Летом 2011 года обнаружилось, что «ВКонтакте» блокирует переход по ссылкам на файловый хостинг Mail.ru, который Дуров назвал «безвкусным склад вирусов и вареза, собственно, как и остальные сервисы Mail.ru», и в те же дни опубликовал в «Твиттере» свою фотографию с вытянутым вверх средним пальцем руки и подписью: «Официальный ответ треш-холдингу Mail.ru на его очередные потуги поглотить «Вконтакте».

Прошлой весной Дуров на своем «Мерседесе» сбил инспектора ДПС. Несколько месяцев он отшучивался от подозрений, которые наводнили интернет и СМИ. По видеозаписи регистратора знатоки опознали Павла. Водитель-хам нарушил ПДД, показал средний палец инспектору ДПС, наехал на него и скрылся. После нескольких месяцев расследования дело было закрыто. Пару лет назад Дуров пожертвовал на благотворительность миллион долларов. Однако получателем средств выбрал не детский дом, а «Википедию». Два года назад 9 мая Дуров «прошелся» в блоге по Дню Победы, заявив: «Народ гуляет. Еще бы – 67 лет назад Сталин отстоял у Гитлера право репрессировать население СССР».

Все эти действия преследовали именно эту цель – его должны свергнуть с пьедестала, он должен преодолеть нижние круги ада, чтобы там нравственно обновиться.

Естественно, все эти выходки не нравились акционерам, подрывали веру в адекватность Дурова – они ж тут не для того, чтобы высокое искусство над собой творить, они тут ради денег. И в конце концов они сделали то, что были должны, и исполнили заветную мечту Дурова – низвержение состоялось.

Павел вообще очень талантливый эпигон – взяв оболочку «Фейсбука», он расширил и дополнил изначальный концепт. Взяв в качестве основы образ Джобса, он дополняет его другими деталями: здесь и чуть-чуть от Цукерберга, и очень много от героев классической русской литературы. Джобс ведь вообще очень русский герой – типичный «лишний человек».

Павел не мог удержаться от того, чтобы не совместить эти образы. Он не только Джобс, он и Чацкий, который кричит: «Сюда я больше не ездок... Карету мне, карету!». Со своими деньгами он мог выбрать для жизни любое место на планете, но он бежит в добровольную ссылку на Сент-Китс.

Это очень русская история, мы видели много таких историй, и Павел, к сожалению, не сделал ничего, чтобы разорвать этот порочный круг. Он полностью отдал себя во власть созданного им персонажа.

Остался ли там, за маской «русского Стива Джобса», живой человек, талантливый студент-филолог из Питера Паша Дуров? Или герой полностью подчинил себе автора?

Закончится ли на этом эта пьеса, или нас ждет возрождение феникса – как это произошло с Джобсом американским? Искренне надеюсь, что «лечение», прописанное Дурову акционерами «ВКонтакте», пойдет ему на пользу.

Уже с половины пути к Карибам Павел приветствовал санкции, которые Запад ввел против Игоря Сечина, поскольку именно его Дуров назначил на роль главного гонителя в пьесе своей жизни.

Интересно, если Дуров сможет все-таки воскреснуть, скажет ли он лет через пятнадцать в речи перед студентами МГУ: «Игорь Иванович, спасибо вам за вовремя прописанное лекарство»?

..............