Хроника сползания в бездну

@ с личной страницы vk.com

11 марта 2014, 18:42 Мнение

Хроника сползания в бездну

С самого первого дня переворота Украинская православная церковь Московского патриархата признает легитимной власть путчистов и отказывает регионам, не желающим ей подчиниться, в праве на собственное видение ситуации.

Максим Лавров

публицист

22 февраля

Пик необандеровского мятежа в Киеве – хунта берет власть в городе. Десятки убитых. Сотни раненых.

В этот день по поручению управляющего делами УПЦ МП митрополита Бориспольского и Броварского Антония (Паканича) Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО) делает заявление, в котором категорически осуждает «любую дискуссию по поводу возможного разделения Украины и любые попытки сепаратизма, несущие угрозу единству и территориальной целостности Украины».

Киевские раскольники убеждены в поддержке их позиции со стороны Константинополя и не только

Таким образом, с самого первого дня государственного переворота Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) признает легитимной власть путчистов и отказывает регионам Украины, не желающим этой власти подчиниться, в праве на собственное видение ситуации. Путчисты – закон. И баста!

В этот же день (какое совпадение!) «Священный синод Украинской православной церкви Киевского патриархата» (то есть раскольники-филаретовцы) выпускает обращение к УПЦ МП о необходимости безотлагательного преодоления разделения Православной церкви на Украине: «Нам следует отбросить все прежние обиды и оставить в прошлом споры. Необходимо немедленно начать диалог об объединении в единую поместную Православную церковь. Убеждены, что вселенский патриарх и большинство других поместных православных церквей с радостью примут наше совместное решение о преодолении на Украине церковного раздела и признают автокефалию единой УПЦ».

Технология предлагаемого объединения не указана, пока все ограничивается миролюбивой инициативой «начать диалог». Но надо быть в крайней степени наивным человеком, чтобы предположить, будто после антироссийского государственного переворота раскольники намерены покаяться в своем страшном грехе и вернуться в лоно Московского патриархата.

Фактически филаретовцы объявляют о своем намерении расширить раскол на Украине, вовлекая в него УПЦ МП. И такие намерения даже не скрываются. Глава информационного управления «Киевской патриархии» архиепископ Евстратий (Зоря) заявляет о них прямым текстом: «Мы для этого и настаиваем на диалоге, чтобы разработать алгоритм. У нас будут свои предложения, у наших братьев – свои. Будем искать точки соприкосновения. То, с чем мы не согласимся ни при каких условиях, – это наше вхождение в состав Московского патриархата. Входить под власть Московского патриарха мы не будем, что бы он нам ни обещал. А обещал он уже и раньше немало – нашему патриарху Филарету несколько раз предлагали вернуть все звания и должности в РПЦ, если он согласится вернуться в Московский патриархат. Он категорически отказался».

Обратите внимание на интересную деталь: убежденность киевских раскольников в поддержке их позиции со стороны Константинополя и не только. Но об этом поговорим после.

24 февраля

На заседании Святейшего синода УПЦ МП происходит избрание местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры – им становится митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский). По общим оценкам, владыка Онуфрий выглядит человеком, вполне удовлетворяющим Московскую патриархию (19 лет пребывал в Троице-Сергиевой лавре, был одним из ревностных противников украинского раскола, не подписал в 1992 году обращение о предоставлении автокефалии).

#{image=786731}В то же время фактом является и то, что на местоблюстителя его выдвинуло именно «украинофильское» крыло УПЦ МП. Вполне логично предположить здесь тонкую игру. Когда скончается пребывающий ныне в коме митрополит Владимир, состоится собор, который изберет уже не временного местоблюстителя, а нового пожизненного главу Украинской церкви. И с учетом настроений в церковной иерархии Украины шансы на избрание владыки Онуфрия минимальны.

Просто до поры до времени сторонники автокефалии решили остаться в тени, не обостряя лишний раз и без того раскаленную обстановку.

В этот же день Синод выпускает заявление, где осуждает «преступные действия той государственной власти, которая спровоцировала кровопролитие на улицах и площадях златоверхого Киева». Янукович сбежал, и теперь можно смело вставать на сторону путчистов. Эти-то, конечно же, никакого отношения к кровопролитию не имели. Анижедети! Виновата исключительно власть, натравившая до зубов вооруженный «Беркут» на «мирных демонстрантов». Все мы помним эти памятные кадры из Киева.

Ну и, пожалуй, самое ключевое в текущей ситуации решение Синода – в ответ на обращение раскольников-филаретовцев от 22 февраля образована комиссия для диалога с представителями УПЦ КП и Украинской автокефальной православной церкви (еще одни раскольники со времен небезызвестного Петлюры).

В своем обращении к епископату, духовенству, монашеству и мирянам Синод УПЦ МП подчеркнул: «Любые отклонения от церковных канонов недопустимы. Также считаем ложным любое политическое вмешательство в процесс преодоления церковных разделений». С аналогичных позиций выступает и митрополит Онуфрий: «Диалог может быть, но результат пока неизвестен. Идти на уступки можно в экономике, а не в духовных правилах и канонах, ведь есть единое учение, другого быть не может!»

Все это, безусловно, правильно, но слова словами, а механизм «диалога» запущен. Его сугубо политическая (антимосковская) составляющая очевидна. Как очевидны и намерения раскольников, идущие наперекор всем церковным канонам.

Поговаривают, что против такого «диалога» однозначно выступил лишь митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (Саввин). Дескать, позиция в этом вопросе может быть только одна: раскольники признают свой грех и возвращаются в каноническую Церковь, вот и весь диалог.

Однако, по церковным слухам, большинство епископов сошлись во мнении, что Майдан расценит такой отказ от «диалога» исключительно негативно, что подорвет авторитет УПЦ МП в стране.

Что же это получается? Та самая Церковь, которую «не одолеют врата ада», решается нарушать собственные каноны, испугавшись мнения возбужденной революционной толпы? Церковь вне политики? Да уж. Политикой и не пахнет.

При этом сами раскольники даже не скрывают, что призыв к объединению с их стороны – не что иное, как веяние Майдана.

Все тот же Евстратий (Зоря) говорит об этом, не стесняясь: «Сейчас мы значительно ближе к объединению, чем даже несколько месяцев тому назад. Я вижу, как многие прихожане Московского патриархата под воздействием прошедших событий, негативной роли Кремля в них и всего того, что сейчас происходит в отношениях Украины и России, уже становятся нашими сторонниками».

27 февраля

По итогам встречи с руководством Верховной рады Украины, состоявшейся днем ранее, ВСЦиРО делает заявление, в котором выражается поддержка «легитимной (!) государственной власти Украины» и повторно «категорически осуждается любая дискуссия относительно возможного разделения нашей Родины, любые попытки сепаратизма».

1 марта

Президент России Владимир Путин обращается в Совет Федерации за разрешением об использовании Вооруженных сил РФ на территории Украины. Совет Федерации в этот же день такое разрешение выдает.

Реакция из УПЦ МП следует незамедлительно – митрополит Онуфрий направляет письмо патриарху Кириллу: «Если это случится, украинский и российский народы окажутся втянутыми в противостояние, которое будет иметь катастрофические последствия для наших стран. Как местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры обращаюсь к вам, Ваше Святейшество, с просьбой сделать все возможное, чтобы не допустить кровопролития на территории Украины. Прошу вас возвысить свой голос о сохранении целостности территории Украинского государства».

Руководитель информационно-просветительского отдела УПЦ МП Георгий Коваленко выступает куда более решительно: «Ни одного политического заявления патриарха Кирилла мы не воспримем, если он одобрит агрессию России. Напомню, все священнослужители УПЦ являются гражданами Украины. Лично я голосовал и буду поддерживать независимость Украины, не собираюсь быть гражданином другой страны».

2 марта

Митрополит Онуфрий пишет письмо уже непосредственно Путину. Мотив до боли нам знакомый – угроза кровопролития и братоубийственной войны исходит из Кремля. На Украине же все хорошо. Все хорошо, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо...

«Совсем немного отделяет нас от сползания в бездну, выход из которой займет не одно десятилетие. Зная вас как православного христианина, прошу: остановите людское горе, предотвратите разделение нашего Украинского государства и святой Церкви... Призываю вас как гаранта соблюдения законности великой страны встать на пути разделения, не допустить кровопролития и братоубийства народов, вышедших из единой днепровской купели».

В этот же день появляется ответ патриарха Кирилла митрополиту Онуфрию, в котором он дипломатично намекает, что происходящая на Украине катастрофа своей причиной имеет вовсе не «милитаристские поползновения коварного Кремля»: «Отвечая на ваше обращение, дорогой владыка, заверяю вас и нашу украинскую паству в том, что сделаю все возможное, чтобы убедить всех тех, в чьих руках находится власть, что нельзя допустить гибели мирных людей на дорогой для моего сердца земле Украины. Кровь наших собратьев, пролитая в Киеве и других городах Украины, – это плод ненависти, которую участники противостояния с разных сторон позволили врагу рода человеческого взрастить в своих сердцах».

2-го же марта патриарх проводит телефонный разговор с назначенным Верховной радой Украины временно исполняющим обязанности президента баптистским пастором А. В. Турчиновым, в ходе которого Святейший выражает глубокую озабоченность в связи с последними событиями в стране и призывает сделать все возможное для того, чтобы были исключены проявления насилия и любая дискриминация по национальному или религиозному признаку.

Таким образом, патриарх Кирилл в дипломатичной форме дает понять, что оказывать влияние на действия Владимира Путина он не намерен, более того, вовсе не эти действия он считает причиной нынешних украинских бедствий.

Ну а общую картину дня дополняет уже привычная реакция ВСЦиРО: «Мы призываем власти России отказаться от военного и иного не предусмотренного международным правом и двусторонними соглашениями вмешательства во внутренние дела Украины. Российские власти должны осознать свою ответственность перед Богом и перед человечеством за возможные непоправимые последствия военного конфликта на украинской земле. Еще раз подтверждаем признание легитимными сформированных Верховной радой Украины органов государственной власти и назначенных председателем Верховной рады Украины, и. о. президента Украины А. Турчиновым и правительством Украины должностных лиц».

В заявлении не обходится и без обращения к «международному сообществу» с просьбой сделать все возможное для сохранения мира на Украине, ее территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ. «Церкви и религиозные общины Украины – с украинским народом» – под украинским народом, как мы уже к этому привыкли, понимаются исключительно те граждане, что находились на одной баррикаде с «небесной сотней». Миллионы несогласных на востоке и юго-востоке страны, по-видимому, не кто иные, как одиозные «титушки». Известно кем нанятые.

4 марта

После появления в Крыму «вежливых людей» с письмом к президенту Российской Федерации обращается епископ Львовский и Галицкий Филарет. Письмо ярко выраженного политического содержания. И смысл его весьма прост: по мнению епископа, чуть ли не Россия виновата в гражданских распрях и неофашистском перевороте на Украине. В очередной раз нам предлагается принять именно эту извращенную логику.

На Майдане лилась кровь – сие прогрессивно. В Крыму население восторженно встречает российские войска, препятствующие разрастанию гражданской войны, – это, оказывается, «нарушение принципов международного права, прав свободы, человеческих и христианских ценностей».

***

Заканчивая часть первую нашего обзора по Украине, не можем не задать вопрос, явно вытекающий из вышенаписанного.

Дорогие наши украинские иерархи! Читая все эти ваши письма, обращения, заявления, воззвания, комментарии, так и хочется спросить вас всех вместе взятых: а в качестве украинского народа вы все еще рассматриваете русских Крыма и юго-востока Украины?

Считаете ли вы частью украинского народа те миллионы русских, что категорически отвергают новую киевскую «владу» и десятками тысяч выходят на митинги в своих городах, на которых вполне себе недвусмысленно скандируют «Россия! Россия!» и так же недвусмысленно вывешивают российский триколор на административных зданиях?

Это, по вашему многоуважаемому мнению, народ Украины или так себе – люди второго сорта, чьим мнением можно пренебречь, когда нужно оперативно признать легитимность путчистов и направить церковный корабль прямым курсом на автокефальность Украинской церкви?

Источник: Orthodox1221

..............