Меня как православного священника беспокоит судьба Украинской православной церкви Московского патриархата. Единая церковь – это последняя нить, которая связывает наши братские народы.
Часть канонического украинского духовенства мечтает о полной свободе от Русской Церкви
Современная каноническая Украинская православная церковь Московского патриархата имеет расширенную автономию и является самоуправляемой. То есть с 1990 года УПЦ МП имеет свой собственный Священный Синод и прочие автономные структуры. Но все-таки входит в каноническую юрисдикцию Русской православной церкви.
Но, к сожалению, не всех эта автономия устраивает. Часть канонического украинского духовенства мечтает о полной свободе от Русской церкви. Они симпатизируют Майдану. Таковые мечтают о своей незалежной автокефальной церкви. И эти идеи не новы в истории Украины.
УАПЦ
5 мая 1920 года группа священников РПЦ и активистов украинского националистического движения провозгласили на Украине автокефальную (самостоятельную) украинскую православную церковь.
В 1930 году эта церковь самораспустилась. 4 мая 1942 года во время оккупации Украины фашистскими захватчиками УАПЦ снова появилась, и власти Рейхскомиссариата признали УАПЦ. После победы советская власть снова упразднила эту религиозную организацию. В 1989 году УАПЦ возобновила легальную деятельность в УССР.
УПЦ КП
В 1992 году под нажимом первого президента независимой Украины Леонида Кравчука украинский митрополит Филарет (Денисенко) начал лоббировать идею отделения Украинской православной церкви от Московского патриархата. Но эту затею не поддержало большинство архиереев (как российских, так и украинских) на Архиерейском соборе.
Но он продолжал упорствовать, пока его не лишили сана. Но он своей отставки не признал, в чем был поддержан украинской властью. Более того, он не собирался уступать кресло новоизбранному главе УПЦ МП митрополиту Владимиру (Сабодану).
Раскольник Филарет препятствовал каноническому митрополиту с помощью (внимание!) националистической организации УНА-УНСО*, боевики которой препятствовали входу в митрополичью резиденцию и Владимирский собор. Киево-Печерскую лавру националистам не удалось взять штурмом, поскольку на стороне верующих выступили сотрудники «Беркута».
В этой истории в дела церковные вмешивалась даже Верховная рада, которая принимала решения по легитимности того или иного Архиерейского собора. Так при поддержке украинских властей появилась новая религиозная организация – Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), в которую вошли сторонники Филарета и духовенство неканонической УАПЦ. (Впоследствии из-за внутренних противоречий они снова разошлись). В 1995 году Филарет стал раскольническим «святейшим патриархом Киевским и всея Руси-Украины». Эту организацию не признала ни одна Православная поместная церковь мира.
Кстати, с 2007 г. УПЦ КП стал поддерживать третий президент Украины Виктор Ющенко, который пришел к власти на волне первого Майдана. Паствой этой религиозной организации является в основном Запад Украины.
Церковь и Майдан
Отношение УПЦ КП к Майдану вполне определенное. Под хоругви Киевского патриархата пару лет назад встала украинская оппозиция в лице «Батькивщины», «Народной самообороны» и иже с ними. Филарет, называющий себя патриархом всея Украины-Руси, поддержал Майдан и интеграцию в Евросоюз и выступил против вступления Украины в Таможенный союз.
Плюс этот церковный политик съездил в Америку. 7 февраля 2014 года Филарет посетил Совет национальной безопасности США, где совещался с его сотрудниками.
А 22 февраля этот религиозный деятель призвал каноническую УПЦ МП к объединению и созданию единой национальной православной церкви, которая будет независима от Русской церкви. Более того, выступая со сцены Майдана, этот человек призвал протестующих надавить на украинских епископов и священников Московского патриархата, чтобы склонить их к этому.
И на сцене Майдана мы видим греко-католиков. А призыв их священников к оружию против москалей и вовсе не оставляет надежд на мирное сосуществование, когда к власти придут националисты.
УПЦ МП отреагировала на обращение митрополита. Как сообщает РИА «Новости», Священный Синод Украинской православной церкви (УПЦ) Московского патриархата на заседании в понедельник постановил создать комиссию для диалога с УПЦ Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ), отметив при этом, что политическое вмешательство в процесс преодоления церковных расколов является недопустимым.
Более того, украинские СМИ сообщают, что «последние трагические события на майдане Независимости в Киеве сблизили Украинскую православную церковь Киевского и Московского патриархатов». Журналисты сообщают, что якобы священники двух епархий уже вместе служат литию по погибшим. Надеюсь, что это не соответствует действительности, поскольку совместные богослужения с раскольниками недопустимы канонами церкви.
Что может произойти?
Главная проблема в том, что возможны силовые методы решения имущественных споров субъектов, которые могут возникнуть в результате раздела храмов и монастырей. Уже сейчас слышны слухи о захвате майдановцами Киево-Печерской лавры, которые, к счастью, пока не подтвердились.
Но в истории Украины был конфликт УПЦ МП с еще одной религиозной деноминацией – Украинской греко-католической церковью УГКЦ, которая также сильна на западе страны. В конце 90-х – начале 2000-х УГКЦ с помощью националистических обществ (при поддержке властей) занималась рейдерскими захватами православных храмов Московского патриархата. Избивались священники и прихожане УПЦ МП.
Источник: Блог иерея Святослава Шевченко
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ