Что-то последние дней пять расстроили меня. Собственно, из-за споров вокруг пары постов в сетях.
Посты эти были абсолютно про разное.
Правильно! Нефиг иностранцам лезть в нашу культуру, в наш язык! Давай отечественное!
Один написала знакомая мне журналистка, возмутившаяся тем, что «текст для «Тотального диктанта» в этом году будет читать Дина Рубина». В смысле – гражданка другого государства (в данном случае – Израиля), хотя у нас своих писателей хватает.
И почти половина откликов: «Правильно! Нефиг иностранцам лезть в нашу культуру, в наш язык! Давай отечественное!» Тем более тем россиянам, кто осознанно уехал из России.
Вторая схватка развернулась вокруг не знакомого мне (не читал, каюсь) писателя, говорят, одного из лучших русских писателей нынешнего времени. Он вышел из делегации, едущей на крупнейшую международную книжную ярмарку, потому что не желает становиться голосом «страны, в которой власть захватил коррумпированный преступный режим, а государство представляет собой воровскую пирамиду».
Ну, не желает – и не желает, имеет право. Но в обсуждении этого его поступка даже совсем уж либеральные наши столпы и медийные лица не забыли намекнуть на то, что, вообще-то, писатель этот живет много лет в Швейцарии, а потому как бы уже выпал из гнезда и нечего ему... – нет! – права у него уже нет нашу действительность критиковать, даже если и справедливо чего-то вещает. Вот ежели бы жил он в России, то – эх! – был бы смелым человеком, настоящим русским писателем. А так – что?
Я умышленно не называю имен. Потому что мне все равно, как зовут авторов постов и их страстных российских оппонентов.
Знаете, бывают ситуации, когда просто тошнит. В том числе и от нашей национальной гордости, которая медленно, но уверенно переползает в гордыню.
Ну скажите: вам не все равно, кто будет читать текст для «Тотального диктанта», если человек отлично знает русский язык? Настолько отлично, что книги его выходят у нас хорошими тиражами? Вам не все равно, где именно живет писатель, если он думает по-русски, пишет в разы прекраснее нас на русском языке?
По логике вихря, возникшего вокруг этих публикаций, надо срочно изымать из всех библиотек Тютчева, который все свои поэтические шедевры написал в Германии, да еще и был цензором при царе, Губермана, этого иностранного подданного, так чудесно понимающего суть нашей забавной страны, запретить Бродского, а Бунина, который не очень патриотично сбежал из России в трудное для нее время, предать анафеме. А он-то, этот бывший гражданин России, чего-то там сочинял, какие-то «Окаянные дни» и рассказы, вошедшие в мировую литературу... И, вероятно, в качестве подачки принял Нобелевскую премию, предатель.
А, как вам пассажик?
Ну, да с ними все понятно! Вот только я голову сломал: чего делать с писавшим по-английски (и думавшим по-английски) экс-русским Набоковым и с национальным эфиопским (а не только нашим) поэтом Пушкиным? А Лермонтов, который потомок Лермонтов?
Я специально взял грубую очевидность. Позлить вас. Где злость, там хоть мозги скрипеть начинают.
Но за этой моей провокацией всплывает проблемка поважнее. Она называется «зарождение фанатизма в обществе». Если хотите, то в данном случае национальной гордыни, хотя мы-то думаем, что гордости. Разница проста: гордость увеличивает угол обзора, она помогает увидеть талантливых и умных людей и привлечь их на сторону нормального общества, где все способы воспитания хорошего человека годятся.
А гордыня – слепит. А наша русская еще и имеет четкую формулу: «Кто не с нами, тот против нас». Я бы даже оттенил, читая комменты в Сети: «Тот против нас – априори».
Самое похабное, что в превращении человека в фанатика не играют уже роль ни дипломы о высшем образовании, ни талант, ни чины и посты, ни ранги, ни прочитанные книги. Это какая-то умственная зараза.
Нам, конечно, еще далековато до чистого национального фанатизма, но уже маячит в умах что-то похожее. Знаете ли вы, что в пяти или шести мусульманских странах неверие в Бога есть уголовное преступление, которое в ряде случаев карается смертной казнью?
Это я про границы фанатизма, а не про религию. Но иноверец и инодумец – по сути близкие понятия. Мы пока обсасываем второе.
Теперь – резюме.
Как вы поняли, название этого поста я частично «украл» у Ленина, у того, который Владимир Ильич. Оно много разного писал, как известно, но его статья «О национальной гордости великороссов» просто чудесно ложится на понимание дури, обуявшей многие нынешние азартные умы. Там масса интересного, начините с тезиса: «Не может быть свободен народ, который угнетает чужие народы», – так говорили величайшие представители последовательной демократии XIX века – Маркс и Энгельс...»
И почитайте остальное, сделав поправку на время, – получите думку.
А кто презирает бородатых теоретиков марксизма, кто выше этого – расскажу еще пару историй.
Знаете Александра Васильевича Суворова, который наш великий русский полководец?
Однажды ему пожаловались, что один из офицеров (российских!) не говорит по-русски, а только по-французски. Суворов сказал: «Плохо, помилуй Бог! Ну да лишь бы думал по-русски!»
А кому мало: как-то в присутствии Анны Ахматовой (цитирую смысл, так как нет под рукой книги) зашел спор о том, что в многонациональной советской стране власть должна формироваться из представителей всех народов. Там должны быть татары, русские, грузины, евреи и так далее. Пропорционально. Иначе выходит расизм, шовинизм, дискриминация и прочие ужасы. На что Ахматова сказала: то, о чем вы говорите, и есть расизм, шовинизм и дискриминация, потому что у власти должны быть просто умные люди.
Мне эти формулы нравятся обе.
Источник: Блог Андрея Дятлов