26 апреля, четверг  |  Последнее обновление — 21:58  |  vz.ru
Разделы

Тем, кому чужда светлая память, объяснять ничего не надо

Виктория Федотова, журналист
«Бессмертный полк» – дань памяти и акт примирения с историей каждой семьи и страны в целом. В отличие от военного парада, он не несет милитаристского заряда, это сугубо гражданская акция. Гражданская во всех смыслах. Подробности...

Чем нам грозит «Золотая пальмовая ветвь» Кирилла Серебренникова

Евгений Фатеев, член Общественной палаты г. Екатеринбурга
Фильм Кирилла Серебренникова «Лето» отобран в основную программу Каннского фестиваля. А суд продлил арест режиссера еще на два месяца. Этого достаточно, чтобы предположить, какая тема «украдет» май у жителей социальных сетей. Подробности...
Обсуждение: 20 комментариев

Почему многие не замечают появления у России новой национальной идеи

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Путин представляет именно тот образ и тот путь в настоящем и в будущем, который наметил сам народ. Так что это за путь? Что за образ? Что за национальная идея России, у которой пока еще нет имени, но она сама уже есть? Подробности...
Обсуждение: 108 комментариев

    Генштаб продемонстрировал обломки сбитых в Сирии крылатых ракет

    Генштаб продемонстрировал публике обломки уничтоженных в небе Сирии крылатых ракет США «Томагавк». На обломках остались следы огневого воздействия сирийских зениток, что развеивает миф Пентагона о том, что ни одна из американских ракет не была сбита
    Подробности...

    Трамп и Макрон показали переговоры на языке тела

    Очередная встреча американского лидера Дональда Трампа и президента Франции Эммануэля Макрона вызвала огромный резонанс в СМИ. Оба лидера явно испытывали к частям тела друг друга чрезмерно повышенный интерес, что выразилось в многочисленных прикосновениях. Сам Макрон заявил, что рукопожатия и объятия с Трампом нельзя назвать невинными
    Подробности...
    Обсуждение: 5 комментариев

    Беспорядки в Ереване завершились отставкой главы Армении

    Возглавлявший Армению 10 лет Серж Саргсян подал в отставку на фоне многотысячных протестов оппозиции. Число протестующих в Ереване накануне достигло сотен тысяч, причем к ним примкнули даже военные. Беспорядки перебросились на провинцию. Еще неделю назад власть Саргсяна казалась незыблемой
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Джигарханян впал в кому

        Главная тема


        Извинится ли Запад за клевету о "российском допинге"

        «полуостров процветает»


        Киев возмущен: Все большее число украинцев предпочитает отдыхать в Крыму

        территория ссср


        МИД придумал уничижительное название для «автокефальной УПЦ»

        внезапный удар


        Американский аналитик описал сценарий победы над Россией в Третьей мировой войне

        «агрессивная среда»


        Как российские комплексы РЭБ мешают американским военным в Сирии

        «Георгиевский колорад»


        Опубликован секретный документ ВСУ с планами диверсий против ДНР, ЛНР и России

        обломки ракет США


        Почему Генштаб изменил количество сбитых в Сирии крылатых ракет

        «разворот» Казахстана


        Как России реагировать на появление военных США в каспийских портах

        визит в вашингтон


        Трамп унизил Макрона «тактильной дипломатией»

        «поперли из адвокатов»


        Андрей Бабицкий: «Люди со светлыми лицами» уже не могут купить страховку от неприятностей

        новая национальная идея


        Ирина Алкснис: Люди не замечают крайне важных процессов, протекающих в стране

        «внезапно открыла для себя»


        Елена Кондратьева-Сальгеро: Сильный удар получила рукопожатная честь Ангелы Меркель

        на ваш взгляд


        Является ли происходящее в Армении цветной революцией?


        «Спасти рядового зрителя»

        Геннадий Литвинцев, историк, член Международной гильдии писателей
           26 февраля 2013, 12:39
        Фото: kultura-vrn.ru

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        «Операция «Арго» – политический триллер о спасении американских заложников в Иране с Беном Аффлеком в главной роли – получила главную премию американской Академии киноискусств «Оскар».

        Результат предсказуемый: триумф картине Аффлека пророчили с самого ее появления на экранах. Режиссерские приемы в ней трафаретны, запоминающихся актерских работ нет, но драматургия довольно напряженная: в охваченном Исламской революцией 1979 года Тегеране группа студентов захватила американское посольство, взяв в заложники его сотрудников. Шестерым из них удалось избежать плена и укрыться в доме канадского посла. Главный герой фильма режиссер Тони Мендес планирует и осуществляет секретную операцию по переправке беглецов на родину, замаскированную под поездку съемочной группы. Картина развивается по всем законам жанра и заканчивается спасением американских граждан.

        Появление фильма, посвященного событиям, стоявшим у начала нынешнего ирано-американского противостояния, нельзя назвать случайным или непреднамеренным. Тем более что рекламируется и раскручивается он по всему свету с удивительной даже для американских мастеров шоу-бизнеса напористостью и агрессивностью. Складывается впечатление, что американцы хотят выиграть у Ирана войну хотя бы на экране. Сразу же после выхода лента получила главный приз Гильдии киноактеров США за лучший актерский состав и главный приз Гильдии продюсеров Америки. В прессе США, как, между прочим, и в России, – одни похвальные отклики. Такое единодушие вполне может указывать на срежиссированную и оплаченную промокампанию. В многочисленных интервью режиссер Аффлек уверяет, что стремился уйти от привычного его соотечественникам американоцентричного видения мира. Видение это простое до примитива: мир разделен на «хороших парней» (американцев) и «плохих парней» (их противников). «Хорошие парни» всегда должны побеждать «плохих». Когда решительно побеждают, выходит боевик. Если не получается победить – оптимистическая трагедия. Оптимистическая – потому что неизбежно победят в следующий раз. Уйти от этой схемы американским сценаристам и постановщикам редко когда удавалось. Не получилось и у Аффлека. Все иранцы в его творении – примитивные кровожадные фанатики, практически орки из «Планеты обезьян», а противостоят им симпатичные интеллектуалы с американскими паспортами. Успех сверхрискованной операции решает героизм скромного агента Госдепа, выполнявшего свой патриотический долг.

        Разумеется, американские тинейджеры и домохозяйки встретят картину с восторгом – ведь «хорошие парни» кого надо победили и кого надо спасли. Иран же – всего лишь декорация к очередной пропагандистской патриотической инсценировке. Рядовым зрителям не дано знать, что операция по вызволению своих сограждан из охваченного революцией Ирана самими американскими спецслужбами воспринимается не триумфальной, а одной из постыдных страниц. Ведь вызволили всего лишь шестерых укрывшихся в канадском посольстве, остальные же 50 с лишним сотрудников американского посольства оставались в заложниках больше года. Не случайно о генеральной операции «Коготь», закончившейся полным провалом спецслужб США, в фильме не сказано ни слова.

        Авторы фильма преподносят захват американских граждан в Тегеране как акт «режима аятолл», возлагают вину за него на весь иранский народ. Однако надо знать, что случилось это на самом пике политической борьбы, в условиях сложившегося на тот момент двоевластия между Революционным советом и правительством М. Базаргана. Главными фигурантами стали фактически неподконтрольные правительству члены студенческих революционных комитетов, лидеры которых, как это часто бывает в революционных движениях, действовали самостоятельно и авантюрно. К тому же американское посольство пользовалось в стране репутацией «шпионского гнезда», что и подтвердили последующие многотомные публикации извлеченных оттуда документов. Тем не менее никакого насилия в отношении американских граждан допущено не было, и, по их собственным заверениям, в плену они чувствовали себя вполне комфортно. Кстати, в Иране был организован закрытый показ «Операции «Арго» в Университете Шариф с последующим его обсуждением. Специально приглашенные для этого участники изображенных событий говорили, что захват посольства вовсе не был народным или организованным сверху мероприятием, как это показано в фильме. Студенты пяти столичных университетов числом около 300 человек организовали шествие с целью пикетировать посольство США. Никто из них не был вооружен и не проявлял агрессии к американцам. Их целью было донести свое послание миру, для чего они не нашли иного способа, как захватить посольство. Неожиданно для всех имам Хомейни выразил поддержку  действиям студентов, и отступать стало некуда. При этом Хомейни распорядился, чтобы были отпущены на родину члены семей дипломатов, женщины и афроамериканцы, что также не отражено в фильме.

        Похоже, что фильм создавался перед президентскими выборами в США по заказу Демократической партии, пожелавшей использовать актуальную для американцев иранскую тему для наглядной демонстрации избирателям преимуществ своей политики. Как известно, республиканцы придерживаются агрессивно-наступательной позиции по отношению к Тегерану и готовы поддержать израильские планы нанесения ударов по Ирану. Демократы же не торопятся с военным решением «иранского вопроса», а делают упор на усиление экономических санкций и использование доктрины «мягкой силы» и новых политических технологий, апробированных в ходе «арабской весны». Скорее всего, по этой причине фильм Аффлека все-таки слегка отличается от прежних чисто конфронтационных киноподелок. Он показывает образ революционного Ирана более приближенным к действительности. Примечательно, что в начале фильма звучит даже признание причастности США к военному перевороту 1953 года, сместившему национального лидера Мохаммеда Мосаддыка, и критика деспотии шаха, бывшего главным союзником США на Ближнем Востоке, и даже признание народного характера Исламской революции. В уста одного из персонажей фильма вложены слова, что «американские спецслужбы помогали шаху пытать свой народ». При этом герой фильма не кадровый агент ЦРУ, а сотрудник отдела Госдепа, способный вести диалог с иранскими Стражами Исламской революции. В общем, демократы в очередной раз решили сыграть перед избирателями на контрасте с агрессивной политической риторикой республиканцев.

        Как бы то ни было, у американцев следует поучиться мастерству пропаганды, эффектного использования в политических имперских целях искусства кинематографии. С такой точки зрения фильм «Операция «Арго» – вполне успешная операция по внедрению в сознание людей всех стран и континентов американских ценностей. Естественно желание американских идеологов и продюсеров показать ленту как можно большему числу зрителей по всему миру. Вопрос в другом: а надо ли поощрять пропагандистские акции американского Госдепа на своих киноэкранах? Служит ли это национальным интересам других народов? В нашей стране на эти вопросы отвечают положительно. Фильм Аффлека шествует по кинотеатрам России. Чему удивляться, когда киносеть у нас на 80–90% заполнена продукцией Голливуда. Возражения против такой политики кинодельцов, попытки хоть немного разнообразить репертуар не получают поддержки властей. Что ж, кто платит – того и музыка. А под нее взрастает у нас поколение патриотов... США. Ведь у нас до сих пор и в кинотеатрах, и по телевидению крутят агитки Голливуда, в которых русские, все как один уроды и кровожадные монстры, вероломно нападают на милых симпатичных американских парней.

        Русские в этих киноподелках совершают всевозможные преступления и зверства, но американцы героически, хотя и без особого труда, их укладывают штабелями.

        В Иране, конечно, поступают иначе. Здесь в качестве ответа на «Операцию «Арго» решено снять свой фильм о тех же событиях, только более достоверный по фактам, а главное – с национальными героями. Продюсер иранского фильма Сулиманьян сообщил, что сценарий уже написан и он ожидает финансирования для начала съемок.

        В сюжете рассказывается история с 20 заложниками, которых иранские повстанцы без всяких условий передали американскому посольству в начале Исламской революции. Интересно, будет ли этот иранский фильм иметь шанс на показ его в США? А пока иранские власти спасают молодежь своей страны, «рядового Фархада», от напористой американской пропаганды.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Объединяя всех, «Бессмертный полк» не отдает душным пафосом

        Виктория Федотова, журналист
        «Бессмертный полк» – дань памяти и акт примирения с историей каждой семьи и страны в целом. В отличие от военного парада, он не несет милитаристского заряда, это сугубо гражданская акция. Гражданская во всех смыслах. Подробности...

        Чем нам грозит «Золотая пальмовая ветвь» Кирилла Серебренникова

        Евгений Фатеев, член Общественной палаты г. Екатеринбурга
        Фильм Кирилла Серебренникова «Лето» отобран в основную программу Каннского фестиваля. А суд продлил арест режиссера еще на два месяца. Этого достаточно, чтобы предположить, какая тема «украдет» май у жителей социальных сетей. Подробности...
        Обсуждение: 8 комментариев

        Почему многие не замечают появления у России новой национальной идеи

        Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
        Путин представляет именно тот образ и тот путь в настоящем и в будущем, который наметил сам народ. Так что это за путь? Что за образ? Что за национальная идея России, у которой пока еще нет имени, но она сама уже есть? Подробности...
        Обсуждение: 103 комментария

        Европейские депутаты брали взятки черной икрой

        Наталия Янкова, публицист (Германия)
        СМИ Германии обсуждают коррупционный скандал в Совете Европы, напрямую связанный с Азербайджаном. Возникает вопрос: почему столько лет не давали хода делу, в котором замешаны европейские чиновники такого высокого ранга? Подробности...
        Обсуждение: 5 комментариев

        Похожи ли события в Армении на февральскую революцию 1917 года?

        Владимир Ворожцов, Генерал-майор внутренней службы (в отст.)
        Я лично знал Сержа Саргсяна во времена его пребывания на посту министра внутренних дел. Карен Карапетян, с которым также неоднократно лично встречался, к сожалению, не политик. Преодолеет сегодняшний риск маленькая Армения? Подробности...

        То, что Фейгин явился первой жертвой адвокатского кодекса, неудивительно

        Андрей Бабицкий, журналист
        К какому бы цеху – театральному, адвокатуре – ни принадлежали «люди со светлыми лицами», они уже не могут купить страховку от неприятностей, просто заявив о своей неустанной борьбе с «преступной властью». Подробности...
        Обсуждение: 37 комментариев

        Меркель открыла для себя «новую форму антисемитизма»

        Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист (Франция), главный редактор парижского литературного альманаха «Глаголъ»
        После затянувшегося периода мрачноватой политкорректной рутины канцлер Германии госпожа Меркель внезапно порадовала французскую политическую тусовку и баюкающую ее прессу сенсационным заявлением. Подробности...
        Обсуждение: 47 комментариев

        «Бессмертный полк» не нуждается в «сгонах»

        Кристина Потупчик, президент Фонда открытой новой демократии
        Десятиклассник одной из школ города инициировал заявление, которое подписали еще шесть его одноклассников. Ученики заявили, что отказываются участвовать в каких-либо мероприятиях 9 мая, поскольку этот день считается выходным. Подробности...
        Обсуждение: 77 комментариев

        Почему «глобальная сила добра» всегда сеет хаос

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        «Кровавый диктатор убивает свой народ» – мощная кампания в прессе – Запад приходит на помощь – страна погружается в кровавый хаос – выясняется, что предлог для войны был сфальсифицирован. В чем причины чрезвычайной устойчивости этой схемы? Подробности...
        Обсуждение: 34 комментария

        Что на самом деле ответил Константинополь Украине

        Александр Чаусов, кандидат исторических наук, публицист
        На очередной запрос Украины о том, чтобы «организовать свою «маленькую, независимую, но каноничную Церковь», Вселенский патриархат все же дал официальный ответ. И сам Петр Алексеевич пишет о том, что «дело сдвинулось». Подробности...
        Обсуждение: 77 комментариев
         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............