Я обещал изложить своё представление единой концепции истории России. Причем изложить кратко.
Абсолютно исключена линия каких-либо «преступных режимов» и всей соответствующей муры
По-моему, это нетрудно. Так как: 1) суть этой концепции очевидна; 2) наши предшественники и в царской, и в советской России центральный элемент этой концепции (конструкции) уже сформулировали, причем фактически одинаково.
Я вообще не понимаю, о чем тут могут «спорить» (кроме как о своих политических предпочтениях) современные историки, если они ученые.
Итак, это концепция становления единого централизованного, но сложной конструкции, Русского (Российского) государства.
Большевики взяли эту концепцию из царской России, только добавили туда два мощных лейтмотива, которые, впрочем, главную линию не поломали: 1) борьба народа с царским режимом; 2) с конца 19-го века – еще и борьба «национальных окраин» против как «своих» эксплуататоров, так и против «центральной» (имперской) власти. В этом смысле большевистские историки фактически оправдывали любое выступление против власти, любой бунт, любое восстание – если только они были направлены против центральной власти и хоть отдаленно напоминали «борьбу против помещиков и капиталистов» или «национально-освободительную борьбу».
Реальная история России, бесспорно, есть история формирования, становления и развития сильного, централизованного, оригинальной (неповторимой) конфигурации Русского (Российского) государства и великой европейской, азиатской и тихоокеанской державы (в конечном итоге одной из двух глобальных сверхдержав).
К этому нужно добавить линию становления и развития России как православной цивилизации и православного (хотя и имперского) государства, а, соответственно, роль православной церкви в истории и русского государства, и русского общества (или нации). В связи с первым и вторым постоянно присутствует внешний аспект: католицизм как постоянный конкурент русского православия и великие европейские державы (империи), а затем и США, как активные противники усиления и укрепления России не только в Европе, но и в любой иной точке мира.
При этом: 1) борьба общества (народа) за расширение своих прав остается одной из линий развития нашей истории второго плана; 2) политика колонизации и, соответственно, «национально-освободительная борьба» тоже с очевидностью присутствуют. Но в том и в другом случае нужно тщательно прописать активность и по первой, и по второй линии международных конкурентов России.
И, естественно, абсолютно исключена линия каких-либо «преступных режимов» и всей соответствующей муры или спекуляций, как правило, постоянно переносящих вину других государств на Россию (под любым названием).
Русские (российские, советские) лидеры, которые способствовали главной цели исторического движения общества, страны и государства, – преимущественно положительные, иные – в какой-то степени (иногда в значительной) – отрицательные.
Источник: Блог Виталия Третьякова