В Госдуме обсуждают новый способ борьбы с пьянством за рулем. Новым у наших законодателей считается то, что пострашнее, позубодробительней. Лучший закон – лютый закон.
Классовая ненависть у нас вообще в крови
Расстреливать без суда и следствия пока не могут, так хотя бы напугать до смерти. Водителей, повторно совершивших ДТП в состоянии алкогольного опьянения, предлагают лишать не только денег в виде штрафа и не только свободы, но и «орудия преступления» – их автомобилей. То есть к тюремному сроку добавить еще и конфискацию авто.
Пьянство – зло, а пьянство за рулем – преступление. Согласен. Штрафовать, сажать в тюрьму водителей, если они «под мухой» кого-то задавили, я тоже считаю вполне оправданным. Но от идеи с конфискацией уже попахивает каким-то большевизмом в худшем смысле этого слова. А большевизм у нас сейчас в тренде. Неспроста же эта инициатива вызвала массу восторженных откликов населения на интернет-площадках. Вернее, той части населения, которая люто ненавидит водителей как класс, а пьяных и вовсе готова распять прямо на дороге.
Классовая ненависть у нас вообще в крови, и методы классовой борьбы из той же эпохи – взять все и поделить. Поделить конфискованные автомобили, конечно, вряд ли получится, но деньги от реализации пойдут в госказну. Впрочем, для сторонников законопроекта это не главное.
Конфискация в качестве меры уголовно-правового характера обычно применятся в двух видах. Как правило, конфискуют или имущество, нажитое преступным путем, или орудие преступления. Автомобиль пьяницы, по мнению авторов законопроекта, это как раз такое «орудие преступления», а потому его надо конфисковать. Чтобы в следующий раз водителю уже не на чем было давить людей.
Хорошая логика. Железная.
#{smallinfographicleft=555161}Но давайте доведем эту логическую цепочку до конца. Если автомобиль – это орудие преступления, то таким же орудием можно назвать любой предмет, соприкосновение с которым привело к несчастью. Если вас ударили кастрюлей по голове, то кастрюля становится орудием преступления. Но произошло это лишь после того, как злодей решил ее использовать в таком качестве. Чтобы назвать автомобиль орудием преступления, надо доказать, что водитель умышленно использовал своего «железного коня», чтобы совершить аварию.
А этого обычно не происходит.
Те, кто садится за руль пьяным, не собираются никого давить. Конечно, это их не оправдывает, но коль уж мы заговорили о терминах, то давайте быть точными. Любой закон требует точности терминологии. Иначе, как говорил Володя Шарапов, это будет «не закон, а кистень». Ну а если автомобиль – это не орудие преступления, то невозможно подвести его под Уголовный кодекс. И даже под Административный.
Имущество конфискуют, чтобы искоренить причину совершения преступления. Но ведь причина «пьяных ДТП» не в автомобиле, а в пьянстве. Тогда давайте конфискуем и весь запас водки, который вдруг обнаружится дома у виновника аварии?
Но проблема не только в этом. Если такой закон примут, то возникнет масса вопросов. Например, как быть, если водитель ездит по доверенности? Автомобиль конфискуют у не виноватого ни в чем владельца? Или что делать, если у виновника есть второй автомобиль? Если цель закона в том, чтобы пьяница больше не представлял угрозы обществу, то тогда надо конфисковать весь его автопарк. Да и те машины, которые он купит в будущем.
Мне кажется, авторы законопроекта и не собираются заморачиваться такими вопросами. Эта инициатива выглядит больше как акция устрашения, чем как попытка реально устранить источники проблемы. А источник тот же, что и всегда: безнаказанность. Если водитель-пьяница будет уверен, что не сможет откупиться и стопроцентно сядет в тюрьму за серьезное ДТП, то побоится лишний раз гарцевать на своем «железном коне». А если понятие «неотвратимости наказания» так и останется пустым звуком, то никакая конфискация не поможет.
Случайно или нет, эта идея появилась одновременно с законодательной инициативой ввести конфискацию имущества террористов и их семей.
То есть между водителями-пьяницами и террористами поставили чуть ли не знак равенства. Уголовный кодекс называет терроризмом «действия, совершенные в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на органы власти».
Неужели пьяные водители тоже пытаются оказать воздействие на органы власти и запугать население?
Впрочем, население «пьяные» ДТП действительно напугали. А по статистике, количество жертв таких аварий намного превышает число погибших при терактах. Ну что ж, давайте тогда и сроки лишения свободы пьяницам за рулем будем давать наравне с террористами. Не меньше восьми лет. За это время их автомобили все равно сгниют или морально устареют. Уж лучше пускай конфискуют, а деньги отдадут пострадавшим. Хоть кому-то от этого польза.
Источник: «Ведомости Карелии»