Выборы в Государственную Думу и президента РФ, «Общество синих ведерок» и движение в защиту Химкинского леса, ДТП на Ленинградском проспекте и пытки в отделениях полиции. Что между этими, достаточно разными, событиями общего? Общее – реакция населения. И если сила реакции все-таки различается у разных групп общества, то вектор реакции достаточно четко направлен против одного «виновного» – «власти». При этом формируется некий эмоциональный фон (преимущественно негативно-депрессивный), который имеет мало общего с «объективной реальностью».
Испытывая постоянный голод, большинство людей не будет питать возвышенных чувств к противоположному полу или умиляться видами природы
«Объективно» в последние 10 лет жизнь улучшилась по многим показателям. Внешняя и внутренняя политика достаточно позитивна и имеет положительную динамику (например, по сравнению с периодом девяностых). У большинства населения есть стабильный доход, который обеспечивает потребности человека и его семьи, он может решить жилищный вопрос (покупка жилья, ипотека, аренда), удовлетворить статусные потребности в рамках своей группы...
«Объективно» жизнь многих людей становится лучше. И, тем не менее, напряженность в российском обществе не только не уменьшается, наоборот, увеличивается.
Но это парадоксально выглядит только на первый взгляд.
В психологии есть такая иерархическая модель – называется «Пирамида потребностей человека».
«Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании – физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней – потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень – потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая – стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация)». («Пирамида потребностей по Маслоу»)
Несмотря на условность и неоднозначность некоторых пунктов в выставленной последовательности, нельзя не признать ее актуальность. Логично, что потребность в удовлетворении физиологических потребностей превалирует над потребностью, например, в любви. Испытывая постоянный голод, большинство людей не будет питать возвышенных чувств к противоположному полу или умиляться видами природы. Также как нет необходимости в изучении чего-либо, если есть угроза физическому существованию.
Поскольку общество состоит из конкретных людей, то иерархию потребностей человека, с некоторыми изменениями, можно транслировать в иерархию потребностей общества (группы людей):
1. Низший. Физиологические потребности: удовлетворение физиологических потребностей членов группы, удовлетворение потребностей семьи, статусные потребности группы.
#{smallinfographicleft=440605}2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, определенности.
3. Потребность в принадлежности, самоидентификации, потребность быть причастным к созиданию, управлению (в том числе и демократия – «власть народа»).
4. Потребность в уважении: одобрении, признании у других групп.
5. Высший. Эстетические потребности, толерантность (терпимость к другим группам), гуманизм.
В России, в силу исторических событий, основная масса населения в конце восьмидесятых – начале девяностых была отброшена на низший уровень человеческих потребностей – физиологический, попросту говоря – люди занимались выживанием.
Можно спорить, почему это произошло и «кто виноват». Можно также спорить, почему с начала «нулевых» жизнь стала налаживаться, и «чья это заслуга». Но факт остается фактом – уровень жизни подавляющего большинства людей в «нулевых» кардинально улучшился.
Для основной массы населения удовлетворение потребностей первого уровня, «физиологических потребностей», – вопрос уже решенный.
Уровень жизни повышается. Растет ВВП и количество автомобилей. Уменьшается количество живущих за чертой бедности и безработных. На национальное самосознание благотворно действует усиление позиций России на международной арене. Как следствие, можно было предположить, что будет повышаться и степень удовлетворения людей.
И, тем не менее, сознательно повторяюсь, напряженность в российском обществе не только не уменьшается, наоборот, увеличивается
В российском обществе назревает потребность в БЕЗОПАСНОСТИ.
Безопасность для общества – это не только силовая безопасность от внешних и внутренних угроз (армия и полиция), это и медицина, и образование, и взаимодействие с чиновниками и властью... И, что говорить, с удовлетворением потребности в безопасности в широком смысле этого слова наши ведомства и организации, по мнению общественности, не справляются.
Согласно опросу «Доверяете ли Вы милиции?», проведенному исследовательским центром SuperJob.ru, 2% опрошенных ответили «Однозначно да», 25% – «Скорее да», 49% – «Скорее нет», 24% – «Однозначно нет».
В результате опроса «Доверяете ли вы врачам?» были получены следующие результаты: «Не доверяю» – 43%, «Только знакомым» – 36%, «Доверяю» – 20%.
По данным Левада-Центра*, системой образования в России удовлетворены:
- «Определенно да» и «Скорее да» – 23% (в 2009 г.), 19% (в 2010 г.), 18% (в 2011 г.);
- «Определенно нет» и «Скорее нет» – 39% (в 2009 г.), 38% (в 2010 г.), 45% (в 2011 г.).
Как видно, картина восприятия общественных институтов, так или иначе связанных с безопасностью человека, негативна и, более того, имеет тенденцию к ухудшению. И, если проанализировать, протестные выступления, активные действия против данных институтов и явлений начались в последние пять–семь лет.
Спрашивается, что, ситуация в медицине 5–10 лет назад была лучше? Раньше милиция нас более самоотверженно защищала? Выборы были честнее? Чиновники не брали взяток? Или мы, может, жили в другой стране?
Ситуация была хуже! Защищала так же! Не честнее! Брали! И жили тут же.
И вот тут он начинает ОСОЗНАВАТЬ, что окружающая его реальность имеет очень неприглядный вид
Безусловно, взаимодействие с данными аспектами жизни происходило и раньше, но когда у вас КАЖДЫЙ ДЕНЬ голова забита тем, как бы обеспечить свою семью едой, одеждой, оплатить счета, дать детям образование, самое главное, нет стабильности, «определенности в будущем», эпизодические столкновения с милицией, врачами, чиновниками вызывают пусть и раздражение (некомпетентностью, волокитой, вымогательством и т. п.), но оно быстро сходит на нет вследствие присутствия гораздо более сильного раздражителя – неопределенности в удовлетворении базовых потребностей.
Так было примерно до середины «нулевых». А к 2010 году стала накапливаться критическая масса людей, которые преодолели базовый уровень потребностей и перешли на новый. Стабильная положительная динамика в экономической сфере позволила людям планомерно удовлетворять свои базовые потребности и своей семьи, а главное – быть уверенным в «будущем» (планировать в перспективе на три–пять лет). Человек начинает думать о перспективе, здоровье, образовании детей, безопасности – своей и своей семьи...
И вот тут он начинает ОСОЗНАВАТЬ, что окружающая его реальность имеет очень неприглядный вид. Начальное и среднее образование стремительно ухудшается, а высшее – покупается. Здравоохранение, по меткому высказыванию одного врача, у нас скорее «здравозахоронение». А полиция и чиновники тотально коррумпированы. И неважно, насколько эта картина соответствует действительности. В восприятии общества, в его восприятии – это так!
Нас теперь волнует не просто наличие образования, но и его качество. Как «вчерашние» школьники и студенты, люди понимают, что купить – реферат, экзамен, диплом – проще (возможно, они так и поступали). Но как «сегодняшние» родители эти же люди понимают, ЧТО значит учитель, инженер или врач с КУПЛЕННЫМИ «ЗНАНИЯМИ». Если есть возможность выбора между платной медициной и бесплатной – выбирают платную. И не потому, что платная так хороша, особенно за такие-то деньги! Бесплатная уж больно отвратительная.
Человеку необходима и силовая безопасность, он хочет спокойно ходить по улицам и не бояться отпустить на них своих детей. Хочет быть уверенным, что его проблемы (начиная с ДТП и заканчивая квартирной кражей) будут решаться в рамках правового поля, а не «по понятиям». Однако постоянные информационные сообщения (а зачастую и личный опыт) о вымогательстве и мздоимстве, о покрывательстве «своих» и пренебрежении к обычным людям, о неподобающем поведении людей в форме в неслужебное время (да и в служебное тоже), о пытках и запугивании подозреваемых (иногда и просто случайных людей) никак не вызывают «чувство защищенности».
Чиновники... ФСС и ФМС, УФНС и УФАС, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Ростехнадзор, Росфиннадзор, Росреестр, Росстандарт, Росрезерв, Росимущество, Росохранкультура, Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, жэки! С таким количеством организаций, занятых «надзором», жизнь должна «ну просто стремительно улучшаться», хотя бы в рамках компетенции отдельного ведомства...
Однако в реальности – равнодушие и некомпетентность, волокита и бюрократизм, пренебрежение и надменность ко всем, кто не входит в «свою» касту, и вымогательство – прямое или скрытое!
Так стоит ли удивляться, что одним из самых популярных комментариев к новостным сообщением стал «Надо валить из этой страны!»
Нет, они не хотят никуда валить! Здесь их Родина, люди со сходным менталитетом, языковое пространство. Но и жить в данных условиях люди больше не могут и не хотят.
Поэтому когда сейчас на улицу добровольно выходят более двух тысяч человек, то неважно, под какими лозунгами они стоят, будь то призыв к честным выборам** или «Не дадим развалить страну», требование вернутся к «сильной руке» или отстаивание либеральных ценностей. Несмотря на диаметрально противоположные лозунги, на самом деле все эти люди хотят одного и того же. Они хотят безопасности.
Отсутствие четкой политической позиции позволяет использовать этих недовольных людей в своих интересах различным политическим и общественным группировкам. Да и нет там никакой политической позиции, есть внутренний протест, зачастую даже не сформированный четко в каких-то требованиях и целях, протест интуитивный, а поэтому направленный против всех раздражителей (полиции или чиновников, врачей или учителей), но прежде всего – против власти. Поэтому люди, которые в принципе недовольны одним и тем же, оказываются по разные стороны баррикад. Но, поскольку протест вызван не политической позицией, которую имеют партии и общественные организации, а именно несформированным, интуитивным протестом против ситуации, которую условно можно обозначить как отсутствие безопасности, то совершенно закономерно, что основная масса выступающих быстро разочаровывается в движениях, в которых она изначально с энтузиазмом выступала. Ведь лидеры партий и общественных движений, в отличие от стихийно вышедшего на улицы народа, имеют достаточно четкие цели и требования, которые они озвучивают и которых предлагают добиваться, вот только они не совпадают с интуитивным протестом населения. Цели у них разные.
Людям не нужна демократия в прямом понимании этого слова – власть народа! Посмотрите на представительства местных органов самоуправления, поскольку «демократия» – это прежде всего работа, а потом – «власть».
Людям не нужны либеральные ценности – призывы к свободе слова соседствуют с удивительной нетерпимостью к чужому мнению, а требования отпустить «политзаключенных» – с призывами линчевать оппонентов.
Нет, они НЕ ПРОТИВ «демократии» и «либеральных ценностей», нет, они просто НЕ НУЖНЫ им. Не нужны им в данный исторический момент времени.
Людям не нужна «сильная рука» в том виде, в каком она была на самом деле при Сталине. Ни один здравомыслящий человек не хочет восстановления ГУЛАГа и расстрелов по решениям «тройки».
Людям нужна Безопасность!
Специально для газеты ВЗГЛЯД
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента
** СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента