Множество моих друзей задавали вопрос о хиджабе. Действительно, эта тема стала чрезвычайно актуальной и болезненной по мере того, как в неисламских странах увеличивается доля мусульманского населения. Запад и сионисты любят спекулировать на том, что хиджаб якобы является символом угнетения женщины, что несчастных мусульманок лишают права выбора их жестокие отцы и мужья, заставляя их скрывать свое тело и волосы!
По улицам консервативных городов ходят женщины в длинных черных чадрах, а в витринах магазинов красуются манекены с яркими вечерними платьями
Возможно, мне многие не поверят, если я скажу, что многие из прекрасных женщин Ирана (я имею в виду тех из них, кто религиозен) блюдут хиджаб гораздо строже, нежели этого хотят их отцы, мужья и братья, и намного ревностнее, чем того требует исламская республика. В иранском обществе женщина пользуется особым уважением, будь на ней изящное модное манто или традиционная чадра. Однако чем скромнее и достойнее выглядит женщина, тем более глубоким становится это изначальное уважение и преклонение со стороны мужчин. Закрытая одежда ассоциируется с самым почтенным статусом верной жены и любящей матери, на чем искони стояло человечество.
Конечно, для своего супруга праведная мусульманская женщина прихорашивается и украшает себя, как только может. Для мужа не существует никакого дресс-кода, никаких ограничений. Единственное правило – выглядеть как можно более обворожительной, желанной, пленительной! Согласно священным исламским текстам, хорошая жена должна душиться самыми прекрасными духами, искусно использовать косметику, надевать кокетливые наряды, чтобы прельщать этим своего супруга.
Иностранца, попавшего в Иран, может поразить такая картина: по улицам консервативных городов ходят женщины в длинных черных чадрах, а в витринах магазинов красуются манекены с яркими вечерними платьями – без рукавов, с глубоким декольте! Дома, в кругу близких родственников (махрамов) женщина может носить открытую одежду. Однако на улице, по законам исламской республики, прекрасные дамы должны соблюдать хиджаб.
Иностранок, не знающих Ирана, часто пугают якобы страшными и строгими требованиями к хиджабу в нашей стране. Мне не раз доводилось слышать истории, как россиянки, собираясь в Иран, брали с собой самые длинные юбки, самые глухие пальто в пол, самые невзрачные туфли! И каково же было их удивление, когда они видели разноцветные манто, изящные шарфы, которые носят молодые иранки! «Так все оказалось не так уж страшно», – с удивлением и облегчением вздыхали прекрасные гостьи Ирана.
Конечно, далеко не все иранки носят хиджаб правильно. В строгом соответствии с правилами хиджаба, волос не должно быть видно вообще, как, впрочем, и шеи, и выреза одежды на груди. Все, кроме лица и кистей рук, следует прикрывать. Но ограничений не так много, как это принято себе представлять. Например, ни один цвет не является запрещенным для хиджаба. Ведущие религиозные правоведы весьма доходчиво разъясняют это в своих фетвах. Однако при этом одежда должна выглядеть скромно по критериям конкретного города или села.
- Реза Саджиди: Права женщины
- Ивар Максутов: Защита ислама
- Гейдар Джемаль: Люди ислама намного свободнее
- Ринат Мухаметов: Наступает время учить арабский
- Саид Гафуров: Идиотские страшилки про ислам
Если какая-либо излишне яркая расцветка смотрится вызывающе, ислам не рекомендует носить ее в данном конкретном месте, несмотря на то что любой цвет сам по себе дозволен для хиджаба. Скажем так, если женщина наденет красное манто в Тегеране, это не вызовет нареканий в обществе. Однако по меркам священного Кума это будет расцениваться как вольность. Большинство дам носят там чадру, однако у нее нет ничего общего с душным мешком с сеткой для глаз, в котором женщина словно заживо похоронена, зажата, как птица в клетке! Иранская чадра не скрывает лица. Она не мешает женщине вести активную социальную жизнь, работать или учиться.
О чадре – чадор – следует упомянуть отдельно. Священный исламский закон не обязывает дам носить именно чадру. Ислам не предписывает какой-то специальной формы хиджаба, дозволяя каждому народу следовать в этом своим особым, самобытным традициям. В строгом смысле слова даже нельзя говорить о желательности чадры.
Однако чадор черного цвета является нашей национальной формой хиджаба, одним из символов Ирана, подобно кимоно в Японии. Специальная белая или светлая чадра предназначена и для молитвы.
Запад упрекает нас в том, что мы кутаем наших женщин в черное. Но это глубокое заблуждение, будто бы мы принуждаем их к этому! У каждого народа есть свои эстетические предпочтения и вкусы. Где-то любят яркое и пестрое – розовое, голубое, желтое, зеленое. Во многих мусульманских странах носят многоцветные хиджабы.
Но иранские женщины считают черный цвет образцом вкуса и утонченности. И когда Запад упрекает их в этом, он проявляет верх лицемерия и двойных стандартов! Ибо многие европейские модельеры также пропагандируют черный как эталон стиля, а пастельные, приглушенные тона считают признаком хорошего вкуса. Однако когда иранская женщина одевается в черное, ее объявляют угнетенной. То есть получается, что иранки не имеют права на то же понимание вкуса, что и европейские женщины, только потому, что они иранки! Но это явный абсурд. Если вы посмотрите на более светских и модных молодых иранок, вы с удивлением обнаружите, что и они предпочитают черные манто и черные платки, нося их с тертыми джинсами и большими солнечными очками! А на закрытых дамских вечеринках они надевают черные вечерние платья. Неужто и это признак угнетенности? Уж не иранские ли фундаменталисты придумали маленькое черное платье для дам?
Отдельный вопрос – о макияже. Здесь мнения наших богословов несколько разнятся. Имам Хомейни и нынешний верховный лидер Ирана его светлость аятолла Хаменеи не считают возможным для праведной мусульманки появляться с макияжем перед посторонними. Но другой авторитетный богослов – аятолла Макарем Ширази, который также пользуется большой популярностью среди верующих в Иране, не видит ничего дурного в использовании косметики, даже если женщина выходит накрашенной в люди. При этом он, конечно, добавляет, что она не должна усердствовать в этом, ибо мусульманке подобает выглядеть благопристойно и скромно. Есть еще и такие богословы, которые разрешают подводить глаза сурьмой и показываться в таком виде, но запрещают красить губы или накладывать яркие румяна. Опять же повторю – для мужа можно все!
Уж не иранские ли фундаменталисты придумали маленькое черное платье для дам?
Такие расхождения связаны с разной трактовкой священных текстов, и это не мешает нашим почтенным богословам уважать друг друга и право другого богослова на свое понимание сакральных источников. В таком случае это личное дело женщины, кому из них она следует в данном вопросе. Те из моих друзей, кто был в Иране, подтвердят, что многие наши девушки красятся очень и очень ярко.
Также нет ничего предосудительного в ношении красивых сумок, туфель, солнечных очков. Можно следить за собой, посещать салоны красоты, делать стрижки и прически, красить волосы, ходить на сеансы массажа, заниматься фитнесом и спортом, плавать в бассейне или в море на специальном женском пляже. Самое главное, чтобы все это было в чисто женском кругу, чтобы мастера были женщинами, а ни одно мужское око не имело ни малейшей возможности наблюдать за происходящим. Мусульманка обязана следить за своей внешностью, ибо это одна из основ гармоничного супружества. Быть скромной не значит быть неряшливой. Одно из изречений нашего любимого Пророка (да благословит Господь его и его пречистое семейство) гласит: «Бог прекрасен и любит красоту».
Хиджаб не является тюрьмой для своей обладательницы. Скорее он – красивая оправа, защищающая прекрасную даму от посягательств непрошенных чужаков на ее личное пространство. Ведь никто не скажет, что пассажиры и водитель стильного автомобиля представительского класса порабощены постольку, поскольку они едут в машине черного цвета с тонированными стеклами! Напротив, тонировка является символом престижа и статуса. (Этот образ я придумал исключительно для своих российских друзей на основе собственных наблюдений. Ибо в Иране не распространено такое явление, как тонирование стекол автомобилей!)
В комментариях мне задали вопрос, может ли замужняя женщина учиться, работать, встречаться с подругами, путешествовать? Да, безусловно! Иранская конституция гарантирует и мужчинам, и женщинам гражданские, избирательные, имущественные права. Огромное число женщин в нашей стране работают, а в университетах число девушек давно превысило количество юношей.
Хиджаб – не помеха работе и учебе, а напротив, условие участия женщины в общественной жизни. Имам Хомейни говорил: «Мы горды тем, что наши женщины, молодые и старые, наравне с мужчинами, а иногда даже лучше, чем они, участвуют в культурной и экономической жизни, служат в армии». Множество женщин в Иране занимают крупные руководящие, парламентские и даже правительственные должности. Более того, для некоторых из них в список требований входит условие, что женщина, занимающая этот пост, должна быть замужем.
Что до права мужа запретить жене выход из дома в постоянном браке, то такой запрет должен иметь под собой веские основания. Мне не приходит на ум ни один случай, когда муж запер бы супругу в доме, запретив выходить на улицу в принципе! Такое возможно только в странах, где господствует искаженное восприятие ислама в духе полного предрассудков учения ваххабитов. В иранском же обществе, где статус женщины священен и почитаем, такой домашний деспот станет просто нерукоподаваем.
Муж вправе запрещать постоянной супруге общаться с какими-то людьми или посещать определенные места и собрания. Однако у него должны быть для этого веские основания – например, если такие встречи угрожают репутации или безопасности его супруги либо же вредят интересам семьи, либо если выход на улицу в каких-то обстоятельствах попросту опасен. Но если жена считает, что этот запрет несправедлив, она также имеет право обжаловать его у судьи. Никто не может отнять у нее это право. И если справедливый исламский судья постановит, что запреты мужа необоснованны, ему не останется ничего другого, кроме как подчиниться решению суда и разрешить жене то, что он доселе не дозволял. Учитывая иранский менталитет, ни один муж не захочет прослыть домашним тираном, обижающим и притесняющим супругу. Это будет восприниматься как позор.
Точно так же и девушка может обжаловать решение отца в суде, если тот не разрешает ей выйти замуж за любимого человека. Не говоря о том, что она не может быть принуждена к браку насильно. Впрочем, это уже тема другого поста, который, если соизволит Всемогущий Господь, я обязательно напишу для вас в обозримом будущем.
Источник: Блог Резы Саджади