США засомневались в полномасштабной реализации газопровода Nabucco. Действительно, этот проект сегодня находится в предсмертном состоянии. Соединенные Штаты являются главными лоббистами этого проекта – даже в большей степени, чем Европейский союз, но прошло несколько дедлайнов по нему, а сроки все откладываются и откладываются, и всем становится понятно, что этот проект стопорится.
Для российской внешней политики проблема Транскаспийского газопровода является принципиальной
Спасти его может только ситуация с Туркменией, а точнее, строительство Транскаспийского газопровода, чем, кстати, господин Морнингстар активнейшим образом и занимается. И я неоднократно говорил о том, что для российской внешней политики проблема Транскаспийского газопровода является принципиальной и фундаментальной. Я просто изумлен, почему российские официальные структуры, включая МИД, уделяют ему так мало и недостаточно, на мой взгляд, внимания. Тем не менее пока, мне кажется, хватает общего испуга Гурбангулы Бердымухамедова перед возможным ответом России на начало строительства Транскаспийского газопровода.
Дело в том, что строительство Транскаспийского газопровода полностью противоречит международным нормам. И с точки зрения права позиция абсолютно оправданна, когда не дают согласия на строительство Транскаспия. Конечно, гораздо лучше было бы постоянно разъяснять Туркмении, к чему может привести ее политика. Но этого мы не делаем, это наша ошибка. Но с другой стороны, пока Туркмения боится последствий (Морнингстар с Баррозу не могут дать Туркмении политических гарантий, что они прикроют ее от реакции России и Китая, который тоже не заинтересован в строительстве Транскаспия), на этот проекта она не решится.
При этом на фоне умирания Nabucco Транскаспийский проект становится более актуальным. Nabucco был таким политизированным проектом с раздражающим эффектом. Но на самом деле надо понимать, что «Южный поток» и Nabucco – конкуренты в политическом плане, но отмена одного проекта не означает триумфа другого. Если, скажем, Россия откажется от «Южного потока», то Nabucco все равно не будет реализован. С другой стороны, смерть Nabucco не означает однозначной реализации «Южного потока», потому что у нас все равно есть сложности с Европейским союзом. Но, безусловно, психологически жить в ситуации, когда Nabucco умирает и это признают идеологические авторы этого проекта, в том числе и Ричард Морнингстар, приятно. Хотя «Южный поток» и Nabucco все-таки не совсем связаны.
Источник: Сайт «Актуальные комментарии»