Россия – единственная цивилизованная страна в мире, в музыкальных вузах которой не преподает ни одного иностранного преподавателя. Железный занавес, долгие годы отделявший Советский Союз от всего остального мира, никуда не исчез – он благополучно дожил до наших дней, навечно прописавшись в головах российских чиновников от Минкультуры.
У них и у нас
В современной России процент иностранных преподавателей равняется нулю, что ставит нас на одну ступень с такими исключительно демократическими державами, как Северная Корея или Зимбабве
Процент иностранных преподавателей в престижных европейских школах: Зальцбурге, Вене, Лондоне, Берлине, Ганновере – не менее 50%. Даже в детских музыкальных школах в Европе на работу охотно принимают иммигрантов.
В современной России процент иностранных преподавателей равняется нулю, что ставит нас на одну ступень с такими исключительно демократическими державами, как Северная Корея или Зимбабве. Среди наших чиновников и педагогов царит негласное табу в отношении иностранных музыкантов – учиться в России и тратить здесь деньги – всегда пожалуйста, а вот о работе забудьте.
То ли дело скандинавы, приехавшие за доступным алкоголем, секс-туристы и педофилы всех мастей – эту категорию туристов у нас в России всегда принимают с распростертыми объятьями.
Миф номер один – мы и сами с усами
После распада СССР наши музыканты пользовались на Западе бешеным спросом, как и все советское. Но когда красная икра высыпала на прилавки супермаркетов, а интердевочки переполнили западные бордели – за эйфорией наступило пресыщение.
Набрав в каждый свой вуз по десятку советских педагогов, европейцы неожиданно выяснили, что не все «советское» обязательно значит «хорошее». И еще они узнали, что вцепившегося мертвой хваткой в свою работу советского педагога, даже самого бездарного, уже не так-то просто уволить. А затем уже ряд скандалов, связанных с конкурсом Чайковского, на корню добил и без того подмоченную репутацию нашей музыкальной элиты.
Да, мы можем по праву гордиться нашей музыкальной культурой, которая является одной из ведущих в мире. С одним «но» – успехи советского времени имеют корни в дореволюционном образовании. Вплоть до 1980-х годов еще живы были те, кто еще знавал Рахманинова, Скрябина и других корифеев русской музыки лично, учился у их коллег и современников. Когда эти люди умерли, культурная нить оборвалась и заменить их стало некому – так Россия заняла свое заслуженное, одно из ведущих, но отнюдь не ведущее в мировой музыкальной культуре место, где мы пребываем и поныне.
Что делать?
Еще Петр Великий массово приглашал работать в Россию иностранцев. Вплоть до революции у нас успешно преподавали десятки иностранных педагогов высочайшего уровня. Как результат – страна из отсталого средневекового государства превратилась в одну из сильнейших европейских держав мира. Смешение культур дало России ряд блестящих поэтов, музыкантов, государственных деятелей – начиная с Александра Сергеевича Пушкина.
#{best_opinions}У нас принято ныть о том, что в сфере образования нет денег. Ограниченность мышления наших чиновников поражает – ведь если бы у нас появились иностранные преподаватели международного уровня, к нам в Россию приехали бы тысячи, да что там, десятки тысяч студентов, готовых выложить немалые деньги за образование. И дело совсем не в деньгах или отсутствии оных – при самых скромных раскладах нашлась бы толпа желающих поработать в престижных Московской и Петербургской консерваториях. Я лично знаю с десяток замечательных музыкантов – немцев, французов, итальянцев, многие из которых даже знают русский язык и с радостью приехали бы в Россию работать практически за бесплатно. Да и без знания русского языка они преподавали бы точно так же, как уже много лет преподают наши музыканты за рубежом – кто на блестящем английском, а кто на смеси английского и нижегородского.
Что касается звезд преподавания, то для них существуют спонсоры. А как еще вы позовете Стива Джобса преподавать информатику, а Стивена Спилберга – на режиссерский факультет? Это практикуют все мировые университеты – нанимают дорогих специалистов на спонсорские деньги. Да, у нас проводят мастерклассы иностранных педагогов. Это уже неплохо, но студент никогда не научится самому главному за 1–2 урока. Только от работы на постоянной основе будет прок, а мастерклассы – лишь ее слабое подобие. И я, и мои многочисленные коллеги никогда бы не уехали учиться за рубеж, если бы Россия предоставила нам возможность не вариться в собственном соку, а учиться немецкой музыке – у немца, французской – у француза, а польской – у поляка. Пока у нас в стране этого не поймут, мы так и будем, как австралопитеки, сидеть в своей пещере, почесывая свой волосатый зад, – удивляясь, почему наши таланты в массовом порядке уезжают на Запад и кто в этом виноват.
Специально для газеты ВЗГЛЯД