Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментарияВ страшном семейном убийстве винят «сложности кавказской семьи»
В страшном семейном убийстве винят "сложности кавказской семьи"
Три дочери убитого в Москве Михаила Хачатуряна признались в убийстве отца. По их словам, он долгое время унижал и издевался над ними, употреблял наркотики и представлял опасность для соседей. Семья отвернулась от девушек, а общество встало на их защиту. Как они могли защитить себя, не прибегая к крайним мерам?
Три дочери убили собственного отца в Москве – как утверждается, после многолетних издевательств. Инцидент произошел в минувшую пятницу: на лестничной площадке одного из домов на Алтуфьевском шоссе был найден 57-летний Михаил Хачатурян с многочисленными колото-резаными ранениями в области груди и шеи. Эксперты насчитали в общей сложности 45 ранений.
По одной из версий три сестры 17, 18 и 19 лет дождались, пока отец уснет, и напали на него.
«Младшая била ножом, вторая сестра использовала молоток, чтобы пробить череп, а еще одна брызгала в лицо тирану из газового баллончика. Мужчина сопротивлялся и сумел ранить старшую дочь», – пишет телеканал «360». По другой версии, девушки оборонялись после того, как Михаил ранил дочь, сообщает «Московский комсомолец». Полицейские заявили, что одна из трех сестер сама позвонила в полицию.
«Младшую из трех сестер отпускают на свободу. Ее уголовное дело закроют. Следователи не нашли доказательств того, что 17-летняя девушка участвовала в убийстве. Все должно решиться в ближайшие 72 часа – именно на столько пока продлили ее арест», – сообщает Telegram-канал Mash.
Позднее появилась информация, что следствие изменило свою позицию и вместо статьи «убийство без отягчающих обстоятельств», которая предусматривает наказание от 6 до 15 лет лишения свободы, квалифицирует произошедшее уже по статье «убийство в составе группы лиц», что предусматривает наказание вплоть до пожизненного срока. Самой младшей из подозреваемых пока нет 18 лет, поэтому ей грозит не более 10 лет колонии.
Тотальный отцовский контроль
По словам девочек, они несколько лет терпели угрозы, унижения и побои от собственного отца: он не выпускал их из дома, запрещал видеться с матерью, а за малейшую провинность избивал. Для дополнительного контроля за дочерьми Хачатурян установил в квартире видеокамеру.
Судя по переписке одной из девушек с подругой, Хачатурян несколько раз насиловал одну из дочерей, но она боялась идти в полицию, поскольку была уверена, что ей никто не поверит. Не выдержав издевательств, девушка пыталась покончить с собой, но отец смог замять дело с медиками и полицейскими, уверяет Telegram-канал 112. Мать не смогла защитить девочек, поскольку несколько лет назад сама сбежала от тирана-мужа.
Однако девушки могли сами дать отцу-тирану повод для скандалов, говорят соседи: в его отсутствие они устраивали шумные вечеринки и употребляли наркотики, пишет «Комсомольская правда».
Представитель потерпевших адвокат Георгий Чугуашвили всячески отрицает жестокость по отношению к детям.
«Он был строгим отцом, может, не соответствовал современным требованиям, может, даже тираном. Но он никогда не применял насилия к детям, это все выдумки для защиты», – сказал адвокат РИА «Новости».
Доказательства жестокости
Однако о том, что мужчина издевался над дочерьми, избивал их, говорят и соседи, и даже старший брат, 21-летний Хачик Хачатурян, которого отец выгнал из дома в 16 лет, чтобы «тот стал сильным мужчиной». При этом парень всячески оправдывает отца:
«Как видите, в кавказской семье все сложно бывает. Я не живу дома с 16 лет. Маму выгнал тоже, не знаю из-за чего. Поэтому не могу сказать, насколько там было сложно.
Мать меня забрала и ушла из дома. И так начала наша семья ломаться, просто если человек рукоприкладствует – это не значит, что он плохой. Он меня сделал очень сильным и выгнал. Я думаю, не просто так, а чтобы я стал мужчиной. А девочки уже потерянные были, не знали, что делать, думали, взаперти все свою жизнь будут, может быть, их перекрыло, вот и сделали так», – заявил Хачик Хачатурян.
Несколько СМИ и Telegram-каналов опубликовали аудиозаписи разговоров между Хачатуряном и детьми, в каждой из них – угрозы убийством, психологическое насилие и различные обвинения. Так, например, в одном разговоре отец семейства потребовал от девушек отдать ему паспорта и банковские карты, угрожая расправой. Кроме того, увидев шерсть собаки на ковре, он потребовал от одной из дочерей вычесать лабрадора, живущего в семье, и съесть шерсть.
Сын пытается оправдать отца, который, по его словам, употреблял психотропные препараты, «чтобы не нервничать», но знакомые с семьей подозревают, что у Михаила были проблемы с наркотиками: это объясняет его агрессию и ненормальные фантазии.
После инцидента полицейские изъяли из квартиры, где жил погибший, охотничье ружье, арбалет с дротиками, патроны, а также травматическое и пневматическое оружие. По сообщениям Telegram-канала 112, в автомобиле Хачатуряна полицейские обнаружили 2 кг героина. Одна из подруг сестер рассказала, что их отец не работал, а «деньги приходили на карточку».
О жестокости Хачатуряна говорят и соседи. По их словам, он был не только хамом, который грубил и парковался где хотел, но и несколько раз стрелял в соседей из оружия. Слова соседей цитирует Telegram-канал Life Shot.
Что делать потенциальным жертвам семейного насилия?
«Понятно, что судьбу этого отца, которого убили, уже не изменить, но что тут важно. Скорее всего, у него тоже было либо насилие в семье, либо какое-то сильное унижение. Накопилось много злости, нереализованности, низкой самооценки. Только путем издевательств над другими людьми, в частности над своими детьми, он мог самоутверждаться», – сообщила газете ВЗГЛЯД семейный психолог Наталья Зенцова, комментируя историю Хачатуряна.
По словам психолога, важно рассматривать ситуацию со стороны дочерей:
«Возможно, сознательно или несознательно, они могли провоцировать отца на какие-либо действия. Хотя это не освобождает от ответственности за насилие. Он над тремя дочками издевался. Это что такое? Это неумение установить контакты, умение удовлетворить свою похоть только через насилие. Это моменты психопатии».
На вопрос о том, почему соседи, друзья и родственники знали о проблемах семьи, но ничего не сделали, Зенцова отметила, что всему виной – свобода, к которой так стремилось общество:
«Мы долго боролись за свободу, чтобы никто не контролировал, чтобы никто не рассказывал, с кем загулял наш муж, и бабушки во дворе не обсуждали. Сепарация привела к тому, что даже когда в публичном пространстве, когда что-то может случиться, например когда в метро домогается женщину: люди наушники наденут и отвернутся».
Зенцова подчеркнула, что жертва может позвонить психологам и сообщить о проблеме. Если ситуация стала неподконтрольной, то стоит обращаться к специалистам. Ранее уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева в интервью газете ВЗГЛЯД сообщала, куда могут обратиться женщины, страдающие от семейного насилия.
Феминистка Анна Федорова считает, что такие истории обычно происходят от полной безысходности, когда людям некуда идти, не у кого искать поддержки и непонятно, что делать.
- В квартире убитого дочерьми москвича нашли склад оружия
- Брат и соседи убивших отца сестер рассказали о его жестокости
- Перемены в законах увеличили насилие по отношению к старикам
«Чем более закрытая семья, чем меньше социальных связей снаружи, чем больше «традиций» и всего остального – тем опаснее эта семья для женщин и детей. Единственный способ реальной борьбы с этим – создание мест, куда можно уйти, убежища, кризисные центры», – сообщила она в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД. По ее словам, важнейший момент заключается в том, что такие отцы, как Михаил Хачатурян, ощущают свою безнаказанность: «С ними продолжают общаться друзья, их уважают, на них не заявляют в полицию – все ведут себя так, как будто это нормально».
На вопрос о том, что может сделать общественность, чтобы предотвращать подобные случаи, Федорова отвечает, что необходимо как можно больше говорить о таких историях. «Это очень тяжело и неприятно, но это очень важно. Такие вещи нужно денормализовывать, постоянно говорить, что насилие – это не нормально. Это не переубедит таких отцов, но поможет создать вокруг них другой фон».