Взгляд
10 декабря, суббота  |  Последнее обновление — 11:31  |  vz.ru
Разделы

Деиндустриализация Европы будет протекать стремительно

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Решение о релокации производств из Старого Света в Новый не будет временным: получателей льгот в Штатах обложат такими обязательствами, которые еще долго (а вероятней – никогда) не позволят вернуться домой. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Общество потребления, прощай!

Андрей Полонский
Андрей Полонский, писатель, историк
Так называемые звезды типа Пугачёвой и Галкина с тем же упоением, с которым они потребляли замки и ночные клубы на Рублёвке, начинают потреблять ощущение своей политической невинности в Тбилиси, Тель-Авиве или в Майами. Для нас же, оставшихся со своей страной, отказ от демонстративного потребления становится последним императивом. Подробности...
Обсуждение: 26 комментариев

Как можно победить, но проиграть

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
Принципиальных проблем в завоевании Египта Муссолини не видел. Итальянских войск там 250 тысяч против 30 тысяч британцев. Лондон отвлечен на происходящее в Европе. Что могло пойти не так? Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Крупный пожар разрушил ТЦ «Мега Химки», погиб человек

В пятницу утром в здании ТЦ «Мега Химки» к северу от Москвы начался масштабный пожар. Позже в горящем здании произошло обрушение конструкций. Среди возможных причин пожара названы поджог и короткое замыкание. Известно как минимум об одном погибшем
Подробности...

Владимир Путин проехал по отремонтированному Крымскому мосту

Владимир Путин посетил Крымский мост, где идут восстановительные работы после теракта, произошедшего в октябре. Глава государства выслушал доклад вице-премьера Марата Хуснуллина и выразил надежду, что поврежденный железнодорожный путь на мосту окончательно восстановят к середине летнего сезона
Подробности...

Собянин побывал в зоне проведения специальной военной операции

Мэр Москвы Сергей Собянин побывал на линии обороны в зоне специальной военной операции (СВО). Градоначальник лично проверил, как бойцам помогают обустроить рубежи: противотанковые рвы, траншеи, доты и блиндажи. По его словам, у мобилизованных из Москвы военных «настроение боевое»
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: ВС России уничтожили опорный пункт ВСУ на Запорожском направлении

    Главная тема


    Австрия не пустила «черные дыры» Европы в Шенген

    правовые выводы


    Небензя предупредил о последствиях участия США в наведении оружия ВСУ

    остров Хоккайдо


    Япония собралась разместить у границ России гиперзвуковое оружие

    «содержала Советский Союз»


    Соседов назвал Вайкуле выжившей из ума за ее слова про СССР

    Видео

    за линией огня


    Украина принесла в Херсон голод и репрессии

    Неуправляемые события


    Албанцы отомстили сербам Косово за позорное бегство

    управление Галицией


    План Польши по возврату Львова получил новое подтверждение

    казахская нефть


    Зачем Турция создала пробку из танкеров у Босфора

    14 лет в американской тюрьме


    Россия заставила США вернуть Бута на своих условиях

    сиюминутное совпадение


    Тимофей Бордачев: В чем секрет венгерской аномалии

    становление единства


    Владислав Исаев: Не надо ставить идеологию впереди реальности

    разблокированные возможности


    Виталий Трофимов-Трофимов: «Творческая элита» не политически активна, а профнепригодна

    на ваш взгляд


    Кто больше выиграл от обмена Виктора Бута на Бриттни Грайнер?

    Коронавирус вызвал расцвет путешествий внутри России

    Оказалось, что путешествовать по России ничуть не менее интересно, чем за границу
       30 декабря 2020, 16:55
    Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
    Текст: Михаил Кувырко

    Вместо Антальи и Куршевеля многие россияне были вынуждены открыть для себя новые туристические направления – это не только Крым, но и Петропавловск-Камчатский и даже Магадан. Таким оказался результат коронавирусного 2020 года для туристической индустрии. Как изменился мировой и российский туризм – и куда отправятся отдыхать жители России в 2021-м?

    Как свидетельствует недавняя статистика Всемирной туристической организации ООН, за десять месяцев 2020 года из-за ограничений на поездки, опасений туристов и борьбы по сдерживанию коронавируса глобальный турпоток упал на 900 млн человек, или на 72% к тому же периоду прошлого года. Падение экспортных доходов от международного туризма составило 935 млрд долларов – в десять раз выше, чем убытки отрасли из-за глобального экономического кризиса 2008-2009 годов. Мультипликативный же отрицательный эффект для отраслей, связанных с туризмом, определенно измеряется триллионами долларов.

    Рынок в кейнсианской ловушке

    В основе теорий крупнейшего экономиста ХХ века Джона Мейнарда Кейнса лежит анализ ожиданий бизнеса как одного из главных факторов принятия решений компаниями и предпринимателями. Описывая экономические кризисы, Кейнс исходил из того, что при падении спроса на товары и услуги многие компании сокращают и предложение – и это лишь усугубляет кризис: падают производство, занятость, инвестиции, спрос и т. д. В итоге рынок рано или поздно находит некую низшую точку равновесия, но без уверенных ожиданий падение может быть очень затяжным.

    Рынок путешествий может служить прекрасной иллюстрацией того, как все это работает на практике. Представим себе стандартную поездку на летний отдых российской семьи в турецкую Анталью. Чтобы купить пакетный тур в отель по системе «все включено» по привлекательной цене, обращаться в турагентство надо в апреле–мае, а то и раньше. Но для того, чтобы у агентства были гарантированные места размещения, туроператор, консолидирующий турпакет, должен сделать предоплаты отелям на сезон вперед еще зимой, а также авансировать чартерную программу авиаперевозчиков. В свою очередь, отели должны заключить договоры на сезон с массой контрагентов – от автобусных компаний до аниматоров, провести реновацию номеров и т. д. Кроме того, компании, видя динамику ежегодного роста рынка, могут запланировать инвестиции в новые объекты для туристов, рассчитав сроки их возвращения.

    Но как только в этой обычно работающей как часы системе появляется неустранимый фактор неопределенности (в нашем случае коронавирус и все с ним связанное) – вся цепочка тут же разрушается. Из нее быстро вымываются деньги – как оборотные средства, так и потенциальные инвестиции. В лучшем случае туристы примут решение о поездке в последний момент или за несколько дней, и только самые смелые будут планировать что-то заранее. Многие, кстати, при этом будут обоснованно думать не только о рисках заразиться, но и о том, смогут ли вернуть свои деньги «живьем», а не в виде ваучера или сертификата на отдых когда-нибудь потом.

    В итоге глубина бронирования зарубежных поездок сократилась с прежних четырех–шести месяцев до нескольких дней до момента совершения поездки. Причем это касается и отелей, и авиабилетов, отмечает Алена Балахничева, директор по маркетингу онлайн-сервиса бронирования туристических трансферов Intui travel.

    Настроения среди участников индустрии демонстрируют, что ожидания относительно будущего сейчас далеко не самые лучшие. «Никто не знает, что будет через месяц, – говорит директор туроператора по северо-западу России «Полярная Аврора» Сергей Луговой. – Например, Санкт-Петербург «закрыли» (музеи, рестораны и т. д.) на Новый год от туристов буквально пару недель назад. В Мурманске слегка ужесточили карантинные меры. Про Карелию ходили слухи, что ряд маршрутов также будут перекрыты, однако, к счастью, они не подтвердились. Но как можно продавать туры, например, на Новый год, в октябре и ноябре, когда не знаешь, что именно будет или не будет работать? Все понимают, что ничего не понятно».

    Работать впустую никто не хочет, а следовательно, и вложения в туризм пока замерли, отмечает представитель турбизнеса. Причем в анабиоз, по его словам, впали не только инвесторы, но и вообще все, кто связан с туризмом. «Сейчас проще заработать при меньшем риске, торгуя ценными бумагами со своего смартфона, чем вложить миллионы в то, что потом может просто сгнить из-за коронавируса и ограничений, связанных с ним», – констатирует Луговой.

    Вакцинация без полной гарантии

    Полное восстановление туристической отрасли займет годы, отмечает Александр Гладилин, генеральный директор компании «Новые туристические технологии» (сервиc поездок и путешествий «Туту.ру»). Открываться для путешествий, по его мнению, мир будет не сразу и непросто: возможно, появятся новые правила и медицинские документы, необходимые для посещения стран – и скорее всего, люди еще долго будут настороженно относиться к вероятности чем-то заболеть в поездке.

    Вакцинация способна повлиять на туристический рынок лишь опосредованно, уверена Алена Балахничева. К тому же, чтобы она распространилась по всем странам мира, включая беднейшие, потребуется, по прогнозам ВОЗ, два–четыре года. При этом сам вирус COVID-19 никуда не денется, и рынку путешествий придется учиться жить в новых реалиях.

    «Восстановление международных поездок и туристической отрасли большинства стран мира зависит от того, как быстро государства и отраслевые объединения смогут разработать и согласовать на политическом уровне нормы поездок. Поскольку для этого потребуется несколько месяцев, очевидно, что в 2021 году туристическая отрасль продолжит переживать кризис. Конечно, такого же краха, как в 2020 году, не будет, но даже половины объемов показателей отрасли в 2018-2019 годах ожидать не стоит. Скорее всего, возвращение к допандемическим показателям произойдет через пять лет», – прогнозирует Балахничева.

    Будем ездить поближе и покороче

    Но говорить о полном развале туриндустрии, конечно же, не приходится. Отдых неизменно относится к базовым потребностям человека, поэтому спрос на путешествия будет сохраняться, хотя и трансформируется на глазах. Эксперты отрасли вполне единодушны в том, что в 2020 году во всем мире в тренде были прежде всего короткие поездки неподалеку от дома.

    Из-за ограничений более широкое распространение получили практики, именуемые в мировой туриндустрии staycation (короткие поездки на небольшие расстояния) и workation (совмещение работы с отпуском), отмечает Артем Кромочкин, руководитель направления краткосрочной аренды платформы «Авито Недвижимость». По его словам, для первой из них путешественники чаще выбирают соседние регионы, куда удобнее добираться на личном автомобиле, а для второй ориентируются на арендное жилье, где предусмотрены и рабочее место, и пространство для отдыха. Вместе с тем, признают специалисты агентства делового туризма «Аэроклуб», сегмент бизнес-путешествий находится в глубоком кризисе: в 2020 году в России состоялась лишь треть запланированных командировок.

    Благодаря удаленному формату работы, который позволил многим путешествовать, не дожидаясь отпуска, появилась новая тенденция business pleasure – бизнес с удовольствием, добавляет создатель онлайн-агентства путешествий Kupibilet.ru Сергей Пирожников. В перечне популярных требований к сервису места размещения теперь значатся стабильный интернет, розетки, регулируемые столы и эргономичные стулья, тихие номера.

    Кроме того, добавляет директор по развитию и коммуникациям сервиса Tvil.ru Оксана Шустикова, стали очень популярны апарт-отели, которые первыми открылись после первой волны коронавируса. А многие сетевые отели ввели у себя апартаменты, чтобы зарабатывать в пандемию. «Туристы не боятся уезжать на долгий срок в другой город и, конечно, в первую очередь бронируют апартаменты и квартиры. В 2021 году эта тенденция будет еще более явной», – добавляет эксперт. 

    На ваш взгляд

     
    Каким будет 2021 год по сравнению с 2020 годом?



    Обсуждение:  20 комментариев

    Россия в восходящем тренде

    Российский рынок путешествий в 2020 году после снятия большинства ограничений пережил ажиотажный спрос. Россия сейчас находится на втором месте в мире по восстановлению внутреннего туризма, отмечает Сергей Пирожников. Директор по маркетингу сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip Алексей Теплов приводит такие данные своей компании: во второй половине года поездок по России было совершено на 10% больше, чем за аналогичный период годом ранее.

    «В начале следующего года повышенный спрос на поездки в столицы и курортные города России сохранится. Отдельно стоит назвать такие направления, как Петропавловск-Камчатский и Горно-Алтайск, где мы отмечаем рост спроса в два раза и на треть соответственно. Их возросшая популярность говорит о том, что путешественники стали чаще рассматривать места для экотуризма. Стало больше людей, желающих посещать живописные локации в России вдали от крупных городов. Скорее всего, рост спроса на такого рода поездки также продолжится в следующем году», – прогнозирует Теплов. 

    По данным АТОР, летом турпоток в Бурятию и на Алтай вырос до 10%. Количество туристов на Урале, Чукотке, в Карелии, Ингушетии и Магадане увеличилось на 35%.

    Россияне действительно начали более разнообразно путешествовать по своей стране, соглашается Александр Гладилин. По его мнению, в 2021 году одним из главных трендов будет локальный туризм: если раньше россияне массово путешествовали по немногочисленным популярным курортам, то теперь слово «массовый» стало синонимом «небезопасный» – и все больше людей выбирают для отдыха менее известные уголки страны. При этом появляется запрос на кастомизированный отдых – небольшие группы, авторский подход, интересные заповедные места, которые лучше всего смотреть с местными гидами. Есть интерес и к активному отдыху на природе – сплавам, конным походам, велотурам, фитнес-турам.

    2020 год в России можно с уверенностью назвать годом расцвета внутреннего туризма – в летний сезон спрос в целом по стране был в полтора раза выше, чем годом ранее, констатирует Артем Кромочкин. Россияне активно путешествовали по собственным регионам и открывали новые направления, которые ранее не пользовались настолько высокой популярностью: Карелию, Дагестан, Алтай, Северную Осетию, Ингушетию и Калининградскую область. Кроме того, стало востребованным направление экологического туризма, что привело к дополнительному росту спроса на краткосрочную аренду загородного жилья – за последний год в целом по стране, по данным «Авито Недвижимость», он увеличился на 70%.

    Оксана Шустикова выделяет следующие перспективные тенденции внутреннего рынка. Во-первых, в следующем году будет очень популярен отдых с лечением и оздоровлением. Причем на ключевых курортах Крыма, Краснодарского края и Кавминвод места на всех не хватит, в связи с чем будут популярны и другие направления – алтайская Белокуриха, марциальные воды Карелии, Башкирия. Во-вторых, набирает спрос на этнический и эзотерический отдых в России – еще одна реакция на пандемию для очищения души и тела. В-третьих, востребованы высокий уровень сервиса и хороший уровень номерного фонда.

    При этом, добавляет Шустикова, заметен и рост цен: уже на новогодние праздники владельцы объектов размещения подняли цены на 30-40%, и по многим направлениям уже почти все забронировано. Дальше, отмечает эксперт, будет наблюдаться тенденция к повышению среднего чека на проживание минимум на 20%, что позволит отельерам отбить потери 2020 года.

    Резкое падение международной конкуренции за российского туриста дает шанс отечественным курортам и регионам. Они могут достаточно заработать на росте спроса и привлечь инвестиции в развитие отрасли к тому моменту, когда после пандемии конкуренция вернется на прежний уровень, резюмирует Алена Балахничева.

    Но наличие спроса еще не означает, что регионы смогут преобразовать его в продажи и развитие – для этого нужна инфраструктура, которая создается годами. Причем не только отели и бары, но и городская инфраструктура в целом: от парковок и общественных туалетов до интересных развлечений на местах. А для успешных инвестиций, подчеркивает эксперт, прежде всего необходимы привлекательные законодательные условия на уровне страны и конкретных территорий.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •